7 мин.

Кандиду ди Оливейра: Джеймс Бонд португальского футбола?

Если вы фанат португальского футбола или просто обращали внимание на их Суперкубок, то могли заметить, что он называется «Supertaça Cândido de Oliveira». Кроме того, что это один из немногих турниров в мировом футболе, носящих имя человека, история Кандиду ди Оливейра действительно увлекательна и уникальна в мире футбола..

В Португалии уже был снят независимый фильм под названием «Cândido» – O espião que veio do futebol (или «Кандиду – шпион, пришедший из футбола»), так что позвольте мне провести вас в путешествие в начало XX века, чтобы познакомить с жизнью этого удивительного человека.

Кандиду ди Оливейра

Наша история начинается в конце XIX века в Фронтеире, небольшом городке на западе Португалии, где 24 сентября 1896 года родился Кандиду.  Его детство было омрачено трагедией: к шести годам он стал сиротой. В 1905 году он попадает в Каза Пия — самый крупный детский дом в стране.

Основанный еще в 1780 году по инициативе королевы Португалии Марии I с целью смягчения последствий разрушительного землетрясения в Лиссабоне 1755 года, учреждение является крупнейшим образовательным центром во всей Португалии. Каза Пия всегда отличалась сильной приверженностью спорту, и именно там Кандиду смог разжечь страсть к футболу.

Благодаря своему таланту он в 1911 году присоединился к «Бенфике», и провел в команде шесть лет, после чего присоединился к своим одноклассникам из Каза Пия для основания нового клуба -  «Каза Пия» («Casa Pia Atlético Clube»). Новая команда сразу же победила «Бенфику» в региональном кубке, попутно выиграв чемпионат и кубок Лиссабона.

После завершения своей впечатляющей игровой карьеры в 1926 году, Кандиду ди Оливейра был назначен тренером национальной сборной Португалии благодаря своему опыту капитана в первой международной игре сборной Португалии против соседней Испании. Его первым крупным турниром стали Олимпийские игры 1928 года, где он достиг значительного успеха, выведя португальскую команду в четвертьфинал, где они уступили сборной Египта. Этот результат оставался самым высоким достижением сборной до того момента, как в 1966 году Эйсейбио помог команде занять третье место на чемпионате мира.

Герб футбольного клуба Каза Пия

На протяжении всей своей тренерской карьеры он также работал на почте и писал для нескольких лиссабонских изданий. Эта довольно спокойная жизнь, разделенная между работой на почте, футбольным менеджментом и спортивной журналистикой, не могла избежать хаоса, который переживала в то время Европа.

Поскольку тогда не существовало понятия «футбол вне политики», Оливейра решил активно участвовать в судьбе своей страны в преддверии и во время Второй мировой войны. За свою жизнь Кандиду ди Оливейра видел, как его страна переживала многочисленные трудности и внутренние потрясения, приведшие к революции 1910 года, которая свергла королевскую семью.

Последовавшая Первая Португальская республика была слабой, что привело к военному перевороту 1926 года, который установил национальную диктатуру (Ditadura Nacional). В Португалии появился свой диктатор - Антониу ди Оливейра Салазар.

Консервативный националист, Салазар использовал жестокие формы репрессий через свою секретную полицию «пиде» (PIDE), чтобы держать население в подчинении и предотвращать подпольную деятельность, например коммунистическую. Кандиду ди Оливейра был убежденным антифашистом на протяжении всей своей жизни и выражал свои взгляды как публично, так и частно, критикуя режимы Адольфа Гитлера, Бенито Муссолини, Франсиско Франко и Антониу ди Оливейра Салазара.

Антониу ди Оливейра Салазар

Первое столкновение Кандиду с режимом произошло еще в 30-х годах, когда его допрашивали после того, как некоторые игроки его команды «Белененсеш» отказались выполнять нацистский салют во время матча Португалия - Испания. В течение всей своей журналистской деятельности он также постоянно подвергался цензуре и преследованиям со стороны режима.

Работа Кандиду на почте и его высокий статус в высших кругах Лиссабона, а также его демократические взгляды сделали его идеальной целью для британской разведки во время Второй мировой войны. Британское Управление специальных операций (Special Operations Executive или SOE) был основан после того, как стало ясно, что немцы будут доминировать на европейском континенте, чтобы поддерживать движения сопротивления по всей Европе.

Еще одной очень важной задачей было наблюдение за различными номинально нейтральными странами Европы и попытки предотвратить их вступление на сторону немцев или облегчить вступление на сторону союзников. Хотя Испания под фашистским руководством Франсиско Франко представляла особый интерес, Португалия была не менее важна. После вторжения Германии в Польшу Салазар объявил о нейтральной позиции в войне и позже подписал пакт о ненападении и нейтралитете с Испанией, стремясь извлечь выгоду из торговли с обеими сторонами.

Основной заботой британцев была сильная антикоммунистическая позиция режима, которая совпадала с идеологией Германии в этом отношении, в то время как они также отвергали насильственный характер германского руководства. Основной задачей Кандиду было докладывать британскому SOE о деятельности португальского режима, особенно в отношении более экстремистских политиков в кругу Салазара.

Герб футбольного клуба Белененсеш

Так называемая сеть «Shell» (такое название она получила, потому что большинство её сотрудников работали в нефтяной промышленности), частью которой был Кандиду ди Оливейра, имела задачу сообщать о любом движении немецких граждан в Португалии и подготавливать возможное сопротивление на случай, если правые германофильские элементы в правительстве Салазара добьются своего и Португалия присоединится к Оси.

В преддверии 1942 года, когда война все еще шла в пользу Германии, немецкий режим разработал план «Феликс» для возможного вторжения на Пиренейский полуостров и захвата Гибралтара. Британское правительство опасалось, что националистические режимы Франко и Салазара не окажут большого сопротивления и присоединятся к странам Оси. В это время в Португалии развернулась пропагандистская борьба, а также более скрытая борьба на политической арене за влияние между немецкими и британскими агентами.

Именно в этих условиях Кандиду ди Оливейра стал агентом H.204 и агентом H.700. В своем новом обличии он организовал сеть радиотелеграфистов, которые могли поддерживать связь в случае вторжения, а также поддерживал сеть возможных борцов сопротивления и информаторов. Любая важная немецкая переписка, проходящая через его почтовое отделение, также задерживалась во времени, чтобы её можно было сфотографировать и отправить в Англию, и, конечно же, чтобы как можно больше задержать доставку до предполагаемых адресатов.

Кандиду ди Оливейра

В итоге Салазару удалось поддерживать баланс между долгосрочным англо-португальским союзом, который существовал с 1373 года, и потребностями стран Оси в ресурсах Португалии. Несмотря на британское эмбарго, Португалия поддерживала тайную торговлю с Германией, продавая свои ресурсы в обмен на золотые слитки, захваченные у различных оккупированных народов Европы. Конечная цель Кандиду ди Оливейры по созданию сопротивления режиму Салазара так и не была достигнута и в 1942 году его арестовала тайная полиция, следившая за ним.

Кандиду был отправлен в концентрационный лагерь Таррафал на Кабо-Верде, куда режим с 30-х годов отправлял всех активных инакомыслящих. В своей книге «Таррафал: Болото смерти» он описывает лагерь, расположенный на полуострове без питьевой воды и в самой зараженной малярией части острова, где ему удалось выжить несмотря ни на что.

В 1945 году он снова обрел свободу и больше никогда не мог работать на британцев, так как был скомпрометирован. Вскоре после этого он основал, возможно, самое крупное футбольное издание в Португалии – «A BOLA», и возобновил свою старую антифашистскую сеть.

Сообщается, что он принимал участие в подготовке восстания «Меальяда», которое в итоге не привело к свержению Салазара. В 50-х годах он продолжал работать в «A BOLA», а в 1958 году, освещая чемпионат мира в Швеции, он заболел пневмонией, которая в конечном итоге привела к его смерти. Час Салазара наступил только через десять лет после этого, и в 1968 году он был свергнут после инсульта.

Один из номеров газеты "A BOLA"