4 мин.

Все-таки Нью-Йорк

Manchester United намерен разместить на NYSE акции на общую сумму не более $100 млн, следует из документов клуба для Комиссии по ценным бумагам и биржам США (SEC), пишут Ведомости

Manchester United — одна из самых успешных команд в мире, стабильно входит в топ-3 рэнкинга самых дорогих футбольных клубов мира, составляемого Deloitte. Forbes оценивает клуб в $1,86 млрд. Исследовательское агентство Brand Finance второй год подряд признает Manchester United самым дорогим футбольным брендом мира стоимостью $853 млн.

Manchester United оценивает армию болельщиков в 659 млн человек. В сезоне 2010/11 г., по данным исследовательской компании Futures Data, каждую игру клуба посмотрело в среднем 49 млн человек. Общая выручка клуба за сезон составила 331,4 млн, что на 16% больше, чем в сезоне 2009/2010 г., прибыль — 12,99 млн против убытка в 2010 г. Но долговые обязательства на 31 марта 2012 г. составляли 397,7 млн фунтов стерлингов. Как раз на погашение части долга компания и планирует направить средства от IPO, говорится в проспекте.

«Хотя компания сейчас получает прибыль и растет, мы не можем гарантировать, что эта ситуация сохранится», — говорится в проспекте. Компания объясняет, что работает на очень конкурентном и волатильном рынке. Список рисков для инвесторов включает конкуренцию за лучших игроков и другой персонал, рост операционных издержек, таких как зарплаты игроков или их трансферная стоимость. Например, из-за расходов на игроков и выплаты кредитов компания зафиксировала убыток в 2010 финансовом году. В прошлом сезоне ее операционные расходы составили 272,6 млн фунтов, в том числе выплаты персоналу — 152,9 млн. Но экономить нельзя. Ведь невозможность нанять лучший персонал и игроков — один из самых главных рисков. Ошибки в кадровой политике стоят очень дорого, признает Manchester United.

Доходы клуба формируются из трех основных источников: коммерческой деятельности, продажи прав на трансляцию игр и доходов от матчей. Компания считает, что именно коммерческие проекты в следующие пять лет обеспечат клубу наиболее быстрый рост доходов. Они в прошлом сезоне составили 103,4 млн фунтов — на 34% больше, чем в предыдущем. В эту сумму входят доходы от спонсорства(54,9 млн фунтов, +34%), продажи атрибутики и лицензионные отчисления (31,3 млн фунтов, +18%). В мире было продано более 5 млн изделий с логотипами Manchester United, отмечает компания. Доходы от новых медиа (видео по запросу и др.) и мобильных приложений выросли на 73% до 17,2 млн фунтов. Пока это всего 5% от выручки, но взрывной рост мобильных технологий и социальных медиа увеличит спрос на контент, что позволит клубу на порядок нарастить доходы от этой деятельности.

Будущее клуба — в международном бизнесе, пишет Manchester United. Клуб открыл офис в Азии, на очереди — представительство в Северной Америке. Фирменные магазины появились в Сингапуре, Макао, Индии и Таиланде, международная сеть будет расти, обещает компания.

У футбола очень своеобразная бизнес-модель, говорит партнер Deloitte Шариф Галеев. Но с точки зрения коммерции Manchester United — один из самых успешных в мире. Идея размещения вполне может иметь успех как народное IPO, полагает он. У клуба большая армия поклонников по всему миру, и наверняка многие захотят получить его акции.

Всем европейским клубам следует развивать свой международный бизнес, чтобы снизить риски, связанные с состоянием местных рынков, считает Дэвид Чаттуэй, руководитель подразделения спортивных брендов Brand Finance. Перспективы развития за пределами Европы у известных команд очень хорошие, считает он.

Известно, что на IPO, организаторами которого выступят такие компании, как Credit Suisse, J.P. Morgan, Merrill Lynch и Deutsche Bank, будут выставлены лишь акции категории A, пишет Ъ. Они дают владельцу в десять раз меньше голосов, чем бумаги категории B, остающиеся в руках семьи Глейзер. В документах сказано, что Глейзеры (у Малколма Глейзера пять сыновей и дочь) сохранят контроль над Manchester United Ltd (у них в руках останется 67% акций), которая теперь зарегистрирована на Каймановых островах. Более того, будущих акционеров предупреждают о том, чтобы они не рассчитывали на "регулярную" выплату дивидендов. Им советуют дождаться выгоды в будущем — от роста котировок акций. 

Не секрет, что с помощью IPO Малколм Глейзер надеется найти выход из достаточно сложного финансового положения, в котором очутился в последние годы. Оно связано с долговой нагрузкой на клуб, который обошелся господину Глейзеру примерно в £800 млн. На две трети покупка "Манчестер Юнайтед" была профинансирована заемными средствами. За семь лет его владелец уже выплатил более £500 млн только на погашение процентов по займам и в качестве компенсации за оказание различных банковских услуг, но долги все равно огромны. На данный момент они составляют £423,3 млн. 

Аналитики пока довольно сдержанны в прогнозах относительно того, насколько успешным может быть размещение "Манчестер Юнайтед". Эксперт по IPO из Университета Флориды Джей Риттер заметил, что оно происходит в стране, где "европейский футбол не пользуется большой популярностью". На его взгляд, идеальной площадкой для него был бы все-таки Лондон. А Джозеф Шустер из IPOX Schuster LLC сказал, что "сильно сомневается в том, что американские инвесторы сломя голову ринутся покупать акции "Манчестер Юнайтед"". 

С проспектом размещения можно ознакомиться тут.

Вот интересная статья по теме от The Guardian.