10 мин.

История чемпионства спартаковского, или почему не стоит читать новую книгу Рабинера

В мае этого года вышла новая книга монументального Игоря Рабинера «Как возрождали «Спартак»». Вышла книга тиражом 15 000 (что прилично) и стала своего рода продолжением знаменитого расследования-рассуждения Игоря Рабинера «Как убивали Спартак» и «Как убивали Спартак-2». Ниже я постараюсь Вам рассказать, почему не стоит читать эту книгу и объясню почему. Вся общая информация будет изложена в самом начале, затем будет рассмотрена в более конкретных примерах для тех, кто все же засомневался. Кроме того, Игорь Рабинер в своей книге приводит «инсайдерскую» главу с подробностями чемпионского закулисья – в конце этого отзыва я привожу ее максимально емкий конспект. Таким образом, при желании лишь бегло ознакомиться с книгой в общих чертах, можете прочитать только первый и последний разделы, остальное будет лишь подтверждением обозначенного в первом разделе. 

1.       Общее.

Книга «Как  возрождали Спартак», как не трудно догадаться – реакционное произведение на спартаковское чемпионство. Рабинер пишет книгу по поводу на волне популярности определенной темы (Что он уже делал), предлагая читателю хронику золотого сезона. Однако, рассказав во вступлении зачем, почему и благодаря кому создана книга, автор предлагает своего рода свой дневник спартаковского года, лежащий в основе всей книги. Соответственно, идет некая художественная стилизация – автор рассказывает в настоящем времени о каждом матче с начала чемпионата. Правда, книга была задумана лишь зимой этого года (по утверждению автора), но при этом первая часть сезона описывается не ретроспективно, в прошедшем времени, а так словно бы мы начинаем с первого матча. И Рабинер в этом максимально неубедителен: в своих попытках воссоздать, что бы он мог написать, если бы писал тогда, не зная о чемпионстве, буквально сквозит какая-то пустота и некоторая примитивная банальность. Рабинер, пытаясь в некотором роде скопировать самого себя, делает скорее не самую удачную пародию на свой же стиль. Автор бесконечно повторяет одни и те же повествовательные элементы (подробнее об этом в разделе о тексте), и становится слишком очевидно, что автор спешил, поскольку, учитывая формат всей книги, она станет куда менее актуальной через несколько месяцев. Вся книга - словно победный ролик на ютьюбе, который можно посмотреть либо сразу после события, либо много позже, чтобы придаться чувству светлой ностальгии.

По сути, в книге три составляющих элемента:

1)      рабинеровские «хайлайты на бумаге» с рассуждениями о прошедших матчах (почти каждом),  статистикой, значением, формой команд и попыткой нагнетать драматическую составляющую. Интересного немного, под книжный формат пересказ матчей ложится плохо, а художественные способности Рабинера, пытающегося стилизовать свой текст под события прошедших дней, оставляют желать лучшего.

2)      Бесконечные интервью. Луис Адриано, Боккетти, Глушаков, Самедов, Зобнин, Промес, Ребров и Массимо Каррера – далеко не полный список людей, с которыми поговорил Рабинер, и если интервью с главным тренером и может вызвать интерес своей уникальностью, то вот разговоры с игроками станут интересны лишь горячим поклонникам московской команды. И дело тут, опять же, в совершенно не книжном формате самого жанра «интервью со спортсменом».  Ни для кого не секрет, что умение давать интересные интервью – особое искусство, и спортсмены зачастую в этом отношении не очень хороши. Как правило, это компенсируется ажиотажем вокруг матча, и в телеэфире даже унылые разговоры о банальных вещах могут вызвать интерес. Но вот значительно позже, в виде текста, это малоинтересный формат. Впрочем, без них было бы совсем скучно, однако суммарно интервью занимают около 200 страниц (из 540), и это много.

3)      Всяческая мишура. Рабинер очень спешил со своей книгой, что понятно, и потому попытался насытить ее всем, что имеет хоть какое-то отношение к Спартаку: аморфная и бесконечная экспозиция, монолог болельщика и мнения Дениса Мацуева.

В общем, на протяжении всей книги Рабинер во всю поливает грязью «Зенит» - мол, бесструктурный, с лишним балластом, не выступает единым целым, полная каша в организации и руководстве, обременен неверным курсом и критикой, ставит неадекватные задачи и так далее. Так вот книга Игоря Рабинера «Как возрождали Спартак» - это и есть такой Зенит. В целом, это все, что надо знать о новой книге мастера спортивной журналистики.  

2.       Текст

Вы же знакомы с книгой «Как убивали Спартак»?. Если нет, то зря, потому что в некотором роде это планка для многих футбольный книг. Это большое последовательное расследование, для которого мало пространства условной газетной статьи, и потому оно раздувается до книги. Требуется куда больше текста для аргументации, последовательного рассказа, приведения мнений, введения в информационное пространство. В таких расследованиях не столь важен язык – это большое публицистическое произведение. «Как возрождали Спартак» - не большое (со смысловой точки зрения) публицистическое произведение, это в лучшем случае сценарий для некого документального фильма со вставками матчей и комментарием эксперта. И, как и в любом сценарии, тут уже на первый план выходит умение автора пользоваться художественными средствами, чтобы, как минимум, держать внимание читателя. И с художественным подходом у Рабинера все не очень хорошо. Прибавьте сюда спешку, в которой с великой долей вероятности Рабинер писал эту книгу, и становится очевидно, что хорошего в этом мало. А Рабинер, безусловно, спешил, потому что создавал книгу под случай, и чем дальше от момента оформления заветного чемпионства Спартака, тем менее актуальной становится книга в той форме, в какой она подана.

Все потенциально актуальное и интересное вынесено в книгу в одно «инсайдерскую главу», конспект которой представлен ниже. Она хотя бы отчасти отдает журналистским духом книги «как убивали Спартак» - все остальное же является попыткой просто создать книгу из того материала, что имеется под рукой – интервью и разбора матчей прошлого сезона. Все это можно быстро оформить и издать под видом «хроники». В общем, у Рабинера мог бы получиться, например, хороший и обстоятельный ролик для ТВ или ютьюба (Игорь Яковлевич, задумайтесь!).

С художественной точки зрения настоящее проклятье книги – вереница бессмысленный повторов от первой до последней страницы: АЕК, Багаж, «стали семьей», ноющий Луческу, Каррера НИКОГДА НЕ БЫЛ ГЛАВНЫМ ТРЕНЕРОМ и далее по, поверьте, длинному списку. И приводятся все эти повторяющиеся мотивы не просто как некий аргумент, который удачно ложится под повествование; нет, это зачем-то вновь и вновь начинаемое отдельное смысловое ответвление. И вот Игорь Рабинер, пишет «О боже мой, АЕК, как так!», чтобы повторить тоже самое через 2 страницы, и через 4 страницы и еще много много раз. А чуть позже сообщить, что  Каррера никогда не был главным тренером, чтобы повторить еще и еще. Но очень редко получается хороший коктейль, если залить туда один и тот же ингредиент несколько раз. И когда в очередной раз читаешь одно и то же, создается впечатление, что тебе просто что-то пытаются вдолбить в голову. Но зачем? Я и так все понял, более того, я и так это знаю: те же мысли были у всех еще по ходу сезона. Хотя, быть может, в этом как-то очень глубоко кроется художественный гений Рабинера, который делает это намеренно, чтобы грамотно стилизовать свой текст под дневниковую запись, созданную во время описанных событий, и потому так удачно воспроизводит царящий в мышлении ворох догадок и опасений. Но верится в это слабо, и я придерживаюсь мысли, что текст так сильно пострадал именно от спешки и нехватки материала. 

 

3.       Издание

Я как человек, неравнодушный к рынку спортивных книг в России, просто не могу не отметить работу издательства над проектом Игоря Рабинера. И учитывая тот факт, что практически все футбольные книги у нас издает издательство ЭКСМО, можно уже судить о некоторых приемах, которые они применяют из раза в раз. Прежде всего, как и в предыдущих своих отзывах на книги отмечу пресловутую вклейку на мелованной глянцевой бумаге, которая вроде как должна разнообразить материал, но на самом деле создается лишь для одной цели – повысить ценник на полке. Потому что книга без фотографий потянет в лучшем случае рублей на 300-350, а вот со вклейкой уже можно говорить о 500-600 рублей. Однако стоит отметить, что в этот раз ЭКСМО решило не просто залить без разбора и логики все фотографии, так или иначе относящиеся к теме, а дать их в некой хронологической последовательности, и это уже хорошо. Вклейка фотографий перестала быть тотально бесполезной.

Обложка вновь оказалась тотальным провалом. Сегодня набирают большую популярность различные онлайн-издательства, с помощью которых молодые писатели могут опубликовать свои книги в сети. На таких сайтах предусмотрена функция генерации случайной стандартной обложки. В случае с книгой Рабинера создается ощущение, что обложку делали на одном из таких сайтов. Да что и говорить, если у книги «Как убивали Спартак», опубликованную во времена максимально мутные для футбольных книг, обложка выглядит менее шаблонной.

В какой-то мере даже порадовали рекламные форзацы (см. фото ниже), ставшие интересным ходом: они делают издание более разообразным, и это приятно. Вероятно, учитывая привлечение подобного спонсора к изданию, можно понять, почему книга вышла совсем не маленьким тиражом. Также, наконец, верстальщики из ЭКСМО перестали бессмысленно выносить цитаты, повторяя написанное на этой же странице, и это тоже можно считать приятным.

Говоря в целом, издание книги Игоря Рабинера можно назвать малоудачным, но не без просветов примитивной оригинальности, и это можно считать хорошим знаком. Да и сам факт издания новой книги Рабинера – хороший знак; как никак, этот автор является флагманом в мире футбольной литературы, и потому можно полагать, что издатели еще не разочаровались в этой отрасли.

А вот что касается названия, то такая книга уже 9 лет как существует за другим автором 

 

4. Конспект «инсайдерской» главы. Внимание, Спойлеры!

Карреру не хотели назначать после Аленичева. Глушаков позвонил в руководство и сказал, что Каррера реально хорош. В раздевалке после матча с Томью он разбил тарелку и доску. После оформления чемпионства первый тост произнес Глушаков – попросил прощения за матч с Томью.

Федуну не нравился Аленичев. Его оставили под давлением общественности. Прибывший с лишним весом Фернандо потерял сознание на беговой дорожке во время медицинского обследования.

Аленичева в какой-то мере подставил неопытный и аморфный штат. В конце прошлого сезона Аленичев начал сливать балласт в штате – убрал Ананко. Тот обиделся. О Каррере Федун узнал от Конте в ходе переговоров, целью которых было заманить Конте в Спартак. Переговоры с Конте шли за две недели до назначения Якина.

В период переговоров с Бердыевым казанский тренер сказал помощникам, что текущий состав Спартака ни на что не способен. Бердыев считал ошибкой подписание Фернандо и хотел взять Нобоа. Вообще «бердыевский список» был широк, в него входили Азмун, Нобоа, Эзотоллахи, Полоз, Кудряшов. Также Бердыев считал огромным талантом Муссу Думбия. Бердыев хотел изменить вообще все: штат, поваров, руководство академией им. Черенкова, а также ввести в руководство клуба своих людей (с сомнительной репутацией).  Федун терпел требования, и в Монако, на встрече с Бердыевым, со всем согласился. Бердыева ждали в офисе клуба через несколько дней, но он куда-то пропал. Не брал трубку.  И в Спартаке решили от Бердыева отказаться.

Еще успех Карреры основан на хорошем переводчике. Для него взяли не абы кого, кто был под рукой, а специально подбирали подходящего ментально по московским университетам ин.яза.

Еще успех Карреры в том, что, во-первых, его никто не хотел слить, и, во-вторых, в команде, в которой, наконец, созрел русскоговорящий костяк. И поэтому заиграл даже Ещенко.

С Каррерой не согласовали трансфер Селихова, он разозлися и потребовал, чтобы без него никого не брали. Федун согласился.

Адриано не зазвездился, со всеми подружился. Все зимние новички со всеми подружились. У Джикии классное чувство юмора. Его зимой хотели купить все, но он хотел в Спартак. Он перешел за 120 млн. рублей. И хорошо, что перешел, потому что Кутепов в игровом спаде, потому что много копается в себе.

На самом деле, ни Попов, ни Мельгарехо, ни Таски уходить зимой не хотели. Хотел только Ромуло.

Адриано получал в Милане 5 млн. евро, в Спартаке стал получать 3 + бонусы не больше 0.5 млн. евро. Самедов тоже пошел на сокращение.

Каррера не говорит о трансферах «мне надо», он говорит «я бы хотел». Первым зимой Каррера захотел Самедова.

Продлевая контракт, Промес дважды сменил агентов и в итоге пришел в крупнейшее голландское агентство. Ливерпуль зимой не хотел покупать Промеса – было расплывчатое предложение (агентам, не клубу) об аренде. По новому договору со Спартаком Промес получает 3,5 млн. евро. Теперь для европейских клубов отступные Промеса – 37,5 млн, для Китая – в два раза больше.

Крупнейшая зарплата – у Промеса. 11-ая по размеру зарплата – у Зобнина. И Зобнин получает намного меньше средней зарплаты по команде.

Арендованный Тигиев однажды опоздал на тренировку, Каррера разозлился. На следующий день Тигиев собрал свои вещи и переехал в Тарасовку, сказав «я оказался в сказке и не хочу просыпаться». Каррера оценил.  Каррера тоже весь год прожил в Тарасовке. Летом Спартак мощно потратится. Планируют 5-6 человек под Лигу Чемпионов. Прежде всего, центрального и правого защитников европейского уровня.