4 мин.

Виктор Гусев написал постмодернистскую автобиографию «Нефартовый», и она не удалась

Вряд ли вы знаете много о Викторе Гусеве; видите или слышите Вы его не очень часто, а в медийном пространстве он появляется так же редко, как спорт на Первом канале. В августе этого года Виктор Михайлович выпустил книгу о себе, своего рода автобиографию, назвав ее «Нафартовый», и книга это – совершенно удивительная бездна столь странных составляющих элементов, что мы просто не можем о ней не рассказать.

Однако рассказать о ней непросто. Прежде всего потому, что она весьма условна структурирована – это 300 с лишним страниц безумных скачек по воспоминаниям, историческим эпизодам, роли рода Гусевых в мировой истории, филологии и вообще всему, что, вероятно, всплывало в памяти Виктора Гусева. 

 

О содержании и тексте.

В книге Виктора Гусева не так много о спорте. В ней крайне много о Викторе Гусеве и, вероятно, если Вас интересуют различные события из жизни российского комментатора, книга сможет стать для Вас приятным сюрпризом: жизнь Виктора Михайловича вместила в себя очень много крайне неочевидных биографических строк.

Однако чтобы узнать о них, придется быть очень внимательным – российский комментатор предпочитает не сосредотачиваться на какой-то одной теме; его метод – главы на пару страниц, каждая из которых почти никак не связана с последующей или предшествующей. Более того, эти фрагментарные заметки даже не связаны хронологически: текст будет кидать Вас от сталинских времен в первые годы ХХ века, затем в восьмидесятые, девяностые, по эпохам и временным отрезкам. Это и не записки, это и не рассказ, и не исследование – это что-то бесструктурное и хаотичное. Эта книга – слишком обо всем; одни обрывки, никаких причин, следствий и взаимосвязи – служил я в армии, потом, значит, в ТАССе работал. И вот я на ледоколе, спасаем ребят, застрявших во льдах. Медаль потом дали, а тут олимпиада подоспела, ну и я на ней уже работаю. Ну а потом наградили медалью за 10 проведенных олимпиад, там познакомился я, значит, с тем-то тем-то, с ним такая история была…Ну и вот я комментирую первый финал Чемпионата мира в жизни…В Бразилии еще играли на пляже в футбол…кстати о филологии…

А если вы хотите узнать, как все это получилось, ведь это, в конце концов, крайне интересный жизненный путь, то вы не узнаете. Просто так получилось в жизни. И Виктор Гусев об этом написал. Книга «Нефартовый» Виктора Гусева – не о жизни комментатора, она о жизни просто Виктора Гусева, человека, который родился в 50-ые годы, учился, работал, наблюдал действительность.

Читать книгу внимательно по факту невозможно – нечего – это лишь калейдоскоп самой различной информации. Виктор Гусев выше условностей вроде логики, ее читателю придется либо придумывать, либо не подразумевать.

Если вы, допустим, любите весьма неструктурированный текст, и хаотичностью повествования вас не запугать, то Виктор Гусев подготовил для вас еще одно испытание, которое придется титанически преодолеть, чтобы дочитать до конца – свой стиль. Виктор Гусев безумно любит каламбуры, ужасающую своей широтой вязь слов. Вся книга, а мы будем считать это книгой, под завязку забита неожиданными отсылками к какой-то информационной пустоте, бесконечными реминисценциями, аллюзиями, параллелями от яблока к небоскребу, которые абсолютно ни к чему не ведут.

 

Об издании

Книга вышла тиражом 3000 экземпляров, цена – в районе 550 рублей, что в данном случае можно назвать необоснованно завышенным показателем. Виктор Гусев, вероятно, планировал написать серьезную, лиричную книгу. Ее издали в духе красной шапочки. Начиная от аляпистой обложки, которой, вероятно, пытаются привлечь молодежную аудиторию, и заканчивая версткой – с футбольным мячиком в колонтитуле (который тут не очень к месту). Книга буквально растянута на эти 300 страниц всеми средствами – широкими полями, огромным шрифтом, большим межстрочным интервалом.

Книга, на самом деле, очень мала, ее можно прочитать за два-три дня, и потому ее всеми доступными средствами утолщали, чтобы все это было похоже на книгу. Вероятно, создавая все это, Виктор Гусев пытался достигнуть той же цели. В обоих случаях при прочтении понимаешь, что получилось не очень хорошо.

В книге читатель также найдет вклейку с фотографиями автора и героя этой книги – от предков до наших дней. Это вновь напоминает нам о том, что это все-таки автобиография.

 

***

 «Нефартовый» - книга, которую Виктор Гусев так и не начал. Начинал, начинал, 300 страниц пытался начать, но так и не начал. Это сотни подходов, сотни начинаний, но совершенно точно не нечто единое. Есть форма, и есть содержание. Все книги – это «о чем» и «как». И в данном случае – ни о чем и никак. Закончив зачем-то читать книгу, вы забудете ее через несколько дней. Виктор Гусев – человек интересной судьбы, и он предлагает вам ознакомиться с кашей из своих воспоминаний и обрывочных мыслей.