В «Ф-1» всех бесит мутное правило с границами трека. Как его решили?
Предусмотрели все?
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/wysiwyg/e/c2/d7d018fcd4c2f8abeddf5f132a1ab.jpeg?f=webp&q=90)
«Ред Булл Ринг» − один из самых коротких и быстрых автодромов в календаре «Формулы-1»: куча прямых, по сути всего 8 поворотов, максимум 70 секунд на круг.... Его характеристики очень любят болельщики, так как на Гран-при Австрии чаще всего получаются отличные и захватывающие гонки.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/message/8/87/1b8d923b84806b2c46a151db45e79.jpeg?f=webp&q=90)
Характер местных поворотов − множество среднескоростных с относительно высокой скоростью на апексе, но слепыми выходами из-за рельефа. Все это сменяется длинными прямыми, которые вознаграждают за быстрый выход, и гонщики регулярно пытаются нажать на тормоз слишком рано, чтобы пораньше его отпустить и вернуться на газ – потому вылетают за пределы трассы.
Итог прошлого года: куча списанных кругов в квалификации, более 1200 нарушений границ автодрома в гонке, разбор выездов за белые линии до ночи, 179 списанных кругов, 8 наказанных пилотов, 145 штрафных секунд, только 2 «чистых» гонщика. И всеобщая ярость от ситуации.
И в этом году руководство «Ф-1» пошло на ожидаемые и инновационные меры, внеся в трассу некоторые изменения, которые должны наконец ограничить количество нарушений пределов трассы.
Яркий пример − девятый поворот. Точка входа в него находится на гребне холма, что означает, что апекс не всегда полностью виден, как и выход из него, а характер спуска поворота способствует недостаточной поворачиваемости и заносу болида. Затем десятый поворот спускается по склону до апекса, где он выравнивается, обеспечивая большее сцепление на выходе из него, но при этом необходимо точно попасть в начальную фазу входа.
В обоих случаях небольшое превышение пределов трассы дает преимущество во времени, поскольку минимальная скорость прохождения поворота и скорость выхода из него выше, что дает преимущество гонщику до следующей точки торможения.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/message/b/7b/74dfaa2004637874a63a9347b567e.jpeg?f=webp&q=90)
В этом случае становится сложно контролировать время прохождения круга в квалификации, которое составляет около 64 секунд, а на трассе слишком много мест, где необходимо следить за соблюдением ограничений ее пределов.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/message/e/87/f949a6fd14b07ab0769f784f4725c.jpeg?f=webp&q=90)
Что ж, в этом году реакция «Ред Булл Ринг» на проблемы годичной давности вылилась в апдейты 9-го и 10-го поворота – там насыпали гравий. Почему не во всех поворотах? На этой же трассе проводятся гонки MotoGP, где действуют совершенно другие правила безопасности (там вылеты в гравий означают почти гарантированные перевоороты, риск травм и больницы, потому все зоны под мотозаезды планируют закатывать в асфальт и возвращать камни только для Гран-при).
«Очевидно, в прошлом году контроль пределов трассы в Австрии был проблематичным, так как на выходе из 9-го и 10-го поворотов многие гонщики решали пройти чуть шире , − сказал гоночный директор Нильс Виттих. − Это неудивительно, ведь асфальтовая полоса за бордюром позволяла им это, а поскольку уровень сцепления с трассой был почти таким же, как на треке, они пользовались возможностью.
С годами инженеры пришли к выводу, что с точки зрения времени прохождения круга неплохо было бы проехать там чуть шире, так что в определенный момент это вернуло нас в игру, чтобы сказать: «Хорошо, есть регламент, вы должны ехать между белыми линиями».
«В прошлом году было огромное количество нарушений и множество штрафов после гонки, так что, очевидно, что-то нужно было менять. Поэтому в этом году мы создали естественный сдерживающий фактор, установив гравийную полосу, и внесли больше ясности в то, как мы разграничиваем границы трассы».
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/wysiwyg/e/9f/414453005412fb8aa203a0edc6aba.jpeg?f=webp&q=90)
Организаторы применили комплексное решение, отметил репортер Autosport Джонатан Нобл. Поребрик сократили со стандартных двух метров до 1,5 метра путем сдвига белой линии. Таким образом, машины «Формулы-1» (ширина – два метра), «Формулы-2» (1,9 метра) и «Формулы-3» (1,885 метра ) не смогут нарушить пределы трассы без съезда в гравий.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/message/7/a0/d9e7ac9e740fba51bd947b58727af.jpeg?f=webp&q=90)
«Проблема, с которой мы столкнулись, заключается в том, что ширина бордюра составляет два метра, − продолжил Виттих. − Так что времени было слишком мало, чтобы сказать: «Хорошо, мы уберем второй бордюр и положим гравий прямо за ним.
Это была бы идеальная схема, похожая на ту, что мы использовали в Китае: один метр бордюра, а затем гравий, потому что болид «Формулы-1» шириной два метра − это обычная история с ограничениями трассы.
Поэтому мы нашли немного другое решение − искусственно уменьшить ширину бордюра, передвинув белую линию на нем, поскольку его первая часть почти плоская.
Белая линия на бордюре переместилась, и теперь позади нее есть светло-голубая линия, чтобы маршалам, парням из Центра дистанционного управления (ROC – аналог VAR в гонках, видеокорпус в Женеве, который отсматривает все спорные видео и держит в курсе судей на Гран-при, помогая им определять нарушения – Спортс’‘) и нам в гоночном контроле было проще определить, когда гонщик заступает за лимит. Сейчас у вас есть белая линия, светло-голубая линия, черная шина − есть четкая визуальная разница.
Такие же синие линии использовались в Барселоне в поворотах №№5, 9, 12 и 13. Как я уже сказал, идея в том, чтобы было легко определить, что шина съехала − однозначное «да» или «нет». Светло-голубая линия поможет нам отличить, выехал гонщик или нет.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/wysiwyg/d/23/46752d43c43bf9502ec07fb804075.jpeg?f=webp&q=90)
В других поворотах будет внедрена полуавтоматизированная технология – в том на концепции синей линии, которую нарисуют на выходе из обоих поворотов. Вы могли заметить ее в повороте 5, повороте №9 и повороте №11 в Барселоне, где она разделяла белую линию на выходе с трассы и бордюр.
В результате нововведения технологии искусственного интеллекта стало гораздо проще различать, находится ли колесо на трассе или выходит за ее пределы в поворотах, где раньше белый цвет бордюра сливался с белой линией, определяющей край трассы.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/wysiwyg/1/68/adc26e07c41768ab04453b2905e6e.jpeg?f=webp&q=90)
Такие примеры может рассмотреть один из сотрудников, которые раньше занимались составлением отчетов и сбором видео с потенциальными случаями нарушения пределов трассы. Освобождение этих людей от лишней работы должно привести к уменьшению количества моментов, когда директору гонки придется принимать подобное решение, а значит, к более быстрому мониторингу и ответу.
Система искусственного интеллекта, постоянно тестируемая с прошлого года в Абу-Даби, включается с практики на «Ред Булл Ринге» и обучится по ограничениям и поведению болидов в различных поворотах во время тренировочной сесси, чтобы обеспечить максимальную точность в квалификации и гонке.
Эти серьезные изменения также будут дополнены поддержкой со стороны Центра удаленных операций ФИА в Женеве. Именно там пять человек следят за технологией искусственного интеллекта, а также за многочисленными камерами, для того, чтобы иметь возможность анализировать расположение болидов и быстро выносить решения по более четким инцидентам.
Кроме того на выходе из четвертого поворота сузили бордюр, чтобы пилоты не смогли превысить пределы трассы без заезда в гравий. В этом случае явные наказания не потребуют вмешательства гоночного контроля.
Подобные нововведения вряд ли приведут к тому, что все гонщики всегда будут оставаться в пределах белых линий. Однако они в совокупности должны помочь гоночному контролю гораздо быстрее удалять время нарушителей и избегать ситуаций, как в прошлом году, когда огромное количество несоблюдений привело к тому, что за ними не успевали следить.
Возможно, количество штрафов и не уменьшится. Однако если все пойдет по плану, то масштабные меры будут означать, что санкции вынесут намного быстрее, что повлияет на результаты квалификации и гонки в режиме здесь и сейчас, а не потом. И апелляцию подавать будет бессмысленно – теперь судьи обложатся доказательствами со всех сторон.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/message/8/8f/2d4edaa8c4ede8d5bfd5b9dd5c484.jpeg?f=webp&q=90)
Гоночный директор «Ф-1» Нильс Виттих доволен изменениями, которые могут применяться и на других треках:
«Мы считаем, система идеальна. Пока что мы получаем позитивную обратную связь от гонщиков. Ведь, в конце концов, это завершит все обсуждения о том, отыграл ли пилот время или нет. Мы надеемся, что в ближайшем будущем такое решение будет подходящим как для байков, так и для болидов. Организаторам легко поддерживать такую систему».
Пока действительно работает: в спринтерской квалификации скандальных снятий времени не оказалось, зато пилоты теперь платят огромную цену за любую ошибку: например, Льюис Хэмилтон вылетел в гравий уже в первом сегменте, повредил днище и завалил всю сессию. Вроде бы в том и заключалась идея – в максимальном усложнении задачи для сильнейших гонщиков планеты!
А вы как считаете, теперь-то все предусмотрели?
Что еще почитать о Гран-при Австрии и его треке?
Экскурсия по фону для «Ф-1» в Австрии: что за город, как там смотрят гонку и развлекают
Гран-При Австрии: интересные факты о трассе от нашего блогера
ИИ захватит автоспорт? Уже инструмент инженеров, пилотов и судей «Ф-1», до болидов – всего шаг
Фото: Gettyimages.ru/Clive Rose, Chris Graythen; autosport.com; racingnews365.com/