8 мин.

В «Ф-1» всех бесит мутное правило с границами трека. Как его решили?

Предусмотрели все?

«Ред Булл Ринг» − один из самых коротких и быстрых автодромов в календаре «Формулы-1»: куча прямых, по сути всего 8 поворотов, максимум 70 секунд на круг.... Его характеристики очень любят болельщики, так как на Гран-при Австрии чаще всего получаются отличные и захватывающие гонки.

Характер местных поворотов − множество среднескоростных с относительно высокой скоростью на апексе, но слепыми выходами из-за рельефа. Все это сменяется длинными прямыми, которые вознаграждают за быстрый выход, и гонщики регулярно пытаются нажать на тормоз слишком рано, чтобы пораньше его отпустить и вернуться на газ – потому вылетают за пределы трассы.

Итог прошлого года: куча списанных кругов в квалификации, более 1200 нарушений границ автодрома в гонке, разбор выездов за белые линии до ночи, 179 списанных кругов, 8 наказанных пилотов, 145 штрафных секунд, только 2 «чистых» гонщика. И всеобщая ярость от ситуации.

И в этом году руководство «Ф-1» пошло на ожидаемые и инновационные меры, внеся в трассу некоторые изменения, которые должны наконец ограничить количество нарушений пределов трассы.

Яркий пример − девятый поворот. Точка входа в него находится на гребне холма, что означает, что апекс не всегда полностью виден, как и выход из него, а характер спуска поворота способствует недостаточной поворачиваемости и заносу болида. Затем десятый поворот спускается по склону до апекса, где он выравнивается, обеспечивая большее сцепление на выходе из него, но при этом необходимо точно попасть в начальную фазу входа.

В обоих случаях небольшое превышение пределов трассы дает преимущество во времени, поскольку минимальная скорость прохождения поворота и скорость выхода из него выше, что дает преимущество гонщику до следующей точки торможения.

В этом случае становится сложно контролировать время прохождения круга в квалификации, которое составляет около 64 секунд, а на трассе слишком много мест, где необходимо следить за соблюдением ограничений ее пределов.

Что ж, в этом году реакция «Ред Булл Ринг» на проблемы годичной давности вылилась в апдейты 9-го и 10-го поворота – там насыпали гравий. Почему не во всех поворотах? На этой же трассе проводятся гонки MotoGP, где действуют совершенно другие правила безопасности (там вылеты в гравий означают почти гарантированные перевоороты, риск травм и больницы, потому все зоны под мотозаезды планируют закатывать в асфальт и возвращать камни только для Гран-при).

«Очевидно, в прошлом году контроль пределов трассы в Австрии был проблематичным, так как на выходе из 9-го и 10-го поворотов многие гонщики решали пройти чуть шире , − сказал гоночный директор Нильс Виттих. − Это неудивительно, ведь асфальтовая полоса за бордюром позволяла им это, а поскольку уровень сцепления с трассой был почти таким же, как на треке, они пользовались возможностью.

С годами инженеры пришли к выводу, что с точки зрения времени прохождения круга неплохо было бы проехать там чуть шире, так что в определенный момент это вернуло нас в игру, чтобы сказать: «Хорошо, есть регламент, вы должны ехать между белыми линиями».

«В прошлом году было огромное количество нарушений и множество штрафов после гонки, так что, очевидно, что-то нужно было менять. Поэтому в этом году мы создали естественный сдерживающий фактор, установив гравийную полосу, и внесли больше ясности в то, как мы разграничиваем границы трассы».

Организаторы применили комплексное решение, отметил репортер Autosport Джонатан Нобл. Поребрик сократили со стандартных двух метров до 1,5 метра путем сдвига белой линии. Таким образом, машины «Формулы-1» (ширина – два метра), «Формулы-2» (1,9 метра) и «Формулы-3» (1,885 метра ) не смогут нарушить пределы трассы без съезда в гравий.

«Проблема, с которой мы столкнулись, заключается в том, что ширина бордюра составляет два метра, − продолжил Виттих. − Так что времени было слишком мало, чтобы сказать: «Хорошо, мы уберем второй бордюр и положим гравий прямо за ним.

Это была бы идеальная схема, похожая на ту, что мы использовали в Китае: один метр бордюра, а затем гравий, потому что болид «Формулы-1» шириной два метра − это обычная история с ограничениями трассы.

Поэтому мы нашли немного другое решение − искусственно уменьшить ширину бордюра, передвинув белую линию на нем, поскольку его первая часть почти плоская.

Белая линия на бордюре переместилась, и теперь позади нее есть светло-голубая линия, чтобы маршалам, парням из Центра дистанционного управления (ROC – аналог VAR в гонках, видеокорпус в Женеве, который отсматривает все спорные видео и держит в курсе судей на Гран-при, помогая им определять нарушения – Спортс’‘) и нам в гоночном контроле было проще определить, когда гонщик заступает за лимит. Сейчас у вас есть белая линия, светло-голубая линия, черная шина − есть четкая визуальная разница.

Такие же синие линии использовались в Барселоне в поворотах №№5, 9, 12 и 13. Как я уже сказал, идея в том, чтобы было легко определить, что шина съехала − однозначное «да» или «нет». Светло-голубая линия поможет нам отличить, выехал гонщик или нет.

В других поворотах будет внедрена полуавтоматизированная технология – в том на концепции синей линии, которую нарисуют на выходе из обоих поворотов. Вы могли заметить ее в повороте 5, повороте №9 и повороте №11 в Барселоне, где она разделяла белую линию на выходе с трассы и бордюр.

В результате нововведения технологии искусственного интеллекта стало гораздо проще различать, находится ли колесо на трассе или выходит за ее пределы в поворотах, где раньше белый цвет бордюра сливался с белой линией, определяющей край трассы.

Такие примеры может рассмотреть один из сотрудников, которые раньше занимались составлением отчетов и сбором видео с потенциальными случаями нарушения пределов трассы. Освобождение этих людей от лишней работы должно привести к уменьшению количества моментов, когда директору гонки придется принимать подобное решение, а значит, к более быстрому мониторингу и ответу.

Система искусственного интеллекта, постоянно тестируемая с прошлого года в Абу-Даби, включается с практики на «Ред Булл Ринге» и обучится по ограничениям и поведению болидов в различных поворотах во время тренировочной сесси, чтобы обеспечить максимальную точность в квалификации и гонке.

Эти серьезные изменения также будут дополнены поддержкой со стороны Центра удаленных операций ФИА в Женеве. Именно там пять человек следят за технологией искусственного интеллекта, а также за многочисленными камерами, для того, чтобы иметь возможность анализировать расположение болидов и быстро выносить решения по более четким инцидентам.

Кроме того на выходе из четвертого поворота сузили бордюр, чтобы пилоты не смогли превысить пределы трассы без заезда в гравий. В этом случае явные наказания не потребуют вмешательства гоночного контроля.

Подобные нововведения вряд ли приведут к тому, что все гонщики всегда будут оставаться в пределах белых линий. Однако они в совокупности должны помочь гоночному контролю гораздо быстрее удалять время нарушителей и избегать ситуаций, как в прошлом году, когда огромное количество несоблюдений привело к тому, что за ними не успевали следить.

Возможно, количество штрафов и не уменьшится. Однако если все пойдет по плану, то масштабные меры будут означать, что санкции вынесут намного быстрее, что повлияет на результаты квалификации и гонки в режиме здесь и сейчас, а не потом. И апелляцию подавать будет бессмысленно – теперь судьи обложатся доказательствами со всех сторон.

Гоночный директор «Ф-1» Нильс Виттих доволен изменениями, которые могут применяться и на других треках:

«Мы считаем, система идеальна. Пока что мы получаем позитивную обратную связь от гонщиков. Ведь, в конце концов, это завершит все обсуждения о том, отыграл ли пилот время или нет. Мы надеемся, что в ближайшем будущем такое решение будет подходящим как для байков, так и для болидов. Организаторам легко поддерживать такую систему».

Пока действительно работает: в спринтерской квалификации скандальных снятий времени не оказалось, зато пилоты теперь платят огромную цену за любую ошибку: например, Льюис Хэмилтон вылетел в гравий уже в первом сегменте, повредил днище и завалил всю сессию. Вроде бы в том и заключалась идея – в максимальном усложнении задачи для сильнейших гонщиков планеты!

А вы как считаете, теперь-то все предусмотрели?

Что еще почитать о Гран-при Австрии и его треке?

Фото: Gettyimages.ru/Clive Rose, Chris Graythen; autosport.com; racingnews365.com/