5 мин.

О допинге и не только

Чудовищная ситуация с командными медалями на ОИ и последующим объявлением об обнаружении положительной пробы на допинг у Камилы Валиевой буквально взорвала всех болельщиков фигурного катания. Эмоции у всех разные, и это, пожалуй, единственное, что в этой истории  можно понять.  Все остальное покрыто таким слоем мрака, что продраться сквозь него стоит немалых трудов. Вопросов больше, чем ответов, и, как водится, основные – «Кто виноват?» и «Что делать?»

Кто виноват?

На этот вопрос я ответить не могу. Могу ответить на другой – «Кто не виноват?» Однозначно, не виноваты Камила и ее тренерский штаб. Обычная логика и ничего личного.

1.       Все пробы Камилы до 25 декабря и после являлись отрицательными. Проверялась Камила много и часто, т.к. выигрывала на международных соревнованиях тоже много и часто, доказывая, что в допинге не нуждается.

2.       Триметазидин – препарат курсового действия, принимать его однократно в микродозе не имеет никакого смысла. Кроме одного – обнаружить его в пробе.

3.       Проба от 25 декабря проверялась с нарушением всех сроков под смешным предлогом коронавируса сотрудников лаборатории  и была озвучена аккурат после окончания командных соревнований.

4.       Тренерский штаб Тутберидзе настолько расчетлив во всех нюансах, настолько скрупулезно следует правилам и выжимает из них максимум пользы, что трудно себе представить, что эта команда может столь чтимые правила нарушить и поставить под угрозу свою многолетнюю гегемонию в женской одиночке. Не те люди. Слишком много сил было вложено для достижения лидирующих позиций, чтобы одним разом разрушить все.

В случайность произошедшего верится не очень, хотя я и не отметаю этот вариант. Уж слишком на руку подобная случайность многим и многим. Значит, если допинг в пробе действительно обнаружен (что сомнительно), то Камилу угостили таблеткой целенаправленно. Можно, конечно, саркастически улыбнуться и напомнить про теорию заговоров. А можно просто включить логику и понять, что эта теория в данном конкретном случае вполне себе жизнеспособна. Гегемония Хрустального уже давно поперек глотки очень многим – и своим, и чужим.  В честной борьбе их не одолеть еще долго, скамейка Тутберидзе пополняется. А медалей хочется. Своим хотелось бы перекроить состав женской сборной, которая в этом году целиком хрустальная, а чужим  вернуть утраченные позиции в женской одиночке, зрительский интерес и денежную массу.  Возможно, кстати, что интересы своих и чужих в данном случае пересеклись и объединились. И цель их – не Камила, вернее, не только Камила.  Не зря носители истинной демократии уже который день захлебываются лозунгами типа «Спасите ребенка, задавите взрослых». А взрослые – это кто? Правильно, взрослые это тренерский штаб, который совершенно нагло и беспринципно не собирается уступать первые места ни своим, ни чужим, не имея ни грамма жалости и сочувствия к печальному шваху в этом вопросе во всем мире. Девочки не идут в школы ФК, тренеры и школы теряют деньги, ИСУ судорожно ощупывает тощие карманы, не находя в них  доходов от трансляций и продажи билетов на соревнования.  Надо же как-то выправлять ситуацию, верно? Вот и выправили. Поэтому искать ответ на первый вопрос   должны не ВАДА, не РУСАДА, не федерация и даже не Минспорта.  Поскольку триметазидин является препаратом с маркировкой 18+, то налицо угроза жизни и здоровью пятнадцатилетней Камилы, следовательно, этим должен заниматься Следственный Комитет РФ. Вот пусть он и выясняет – что произошло 25 декабря в Санкт-Петербурге. А если в процессе выяснится, что никто Камилу не угощал конфеткой с начинкой, а просто с пробой произошли некие манипуляции, в результате которых она стала грязной, то оно и к лучшему, потому что круг подозреваемых сузится до минимума.

Что делать?

Есть у меня мнение по этому поводу. Мнение непопулярное, но я другого на данный момент не выскажу. Я считаю, что нам нужно отказываться от участия в соревнованиях под эгидой МОК. Не спешите кидаться тухлыми помидорками, я свою позицию объясню.

Я считаю, что Олимпийские игры изжили себя к сегодняшнему дню, во многом благодаря ВАДА.  Совершенно непонятные препараты, включенные в список допинга, но допингом как таковым не являющиеся. Совершенно идиотские правила терапевтических исключений для своих и избранных. Абсолютная презумпция вины, на юридическом языке это называется «выведение из правового поля», ничуть не менее. Исключение из тестирования лиг, обеспечивающих денежную массу. Абсолютно непрозрачная система забора и анализа проб. Использование тестирования на допинг в качестве инструмента манипуляций и политического давления. Спортивная хайп-журналистика, наглая, бестактная и хамская, не признающая ни личного пространства, ни элементарной этики. Это не Олимпийские игры, это грязное действие, дискредитирующее олимпийское движение и олимпийские идеалы.

Нашим спортивным чиновникам следовало бы не пластаться под ВАДА половичком у дверей (иначе что удивляться, что об нас постоянно вытирают ноги?), а еще со времен сочинских скандалов заняться организацией других Игр. Возрождать ИДВ, создавать что-то новое – как хотят. Но это должны быть соревнования с а) независимой от ВАДА допинг-лабораторией; б) прозрачным  механизмом тестирования; в) адекватным списком запрещенных препаратов; г) невозможностью терапевтических исключений относительно реального допинга (привет Симоне Байлз и норвежским лыжникам!); д) призовым фондом, перекрывающим официальные призовые МОК; е) со строгим соблюдением правил этики в спортивной журналистике, освещающей соревнования.  Ничего не потеряют спортсмены от такой замены, только приобретут. И главный старт четырехлетия останется главным стартом не только для российских спортсменов, но и для многих других, уверена.

Тем более, что прецедент такой организации соревнований давно есть -  четыре крупнейшие профессиональные лиги, НХЛ, НБА, НФЛ и МЛБ, офицеров ВАДА на порог не пускают. Равно как и Национальная университетская спортивная ассоциация (NCAA). Поверки на допинг в NCAA проходят в рамках собственной программы силами организации под названием Drug Free Sport International. Эта же структура, не связанная с ВАДА, нанимает допинг-офицеров для НБА и WNBA, НФЛ, MLB, гольф-туров PGA и LPGA, а также автогонок NASCAR. И список запрещенных препаратов там в несколько раз короче и адекватнее, чем в ВАДА. Проблема в том, что все вышеперечисленное касается оплота демократии и свободы – США. И никто не возмущается. Им можно все, да. А нам можно только размахивать непонятной тряпкой вместо флага, слушать Чайковского  и постить жизнеутверждающие теги в твиттерочках в качестве зачатков патриотизма.  Все остальное – нельзя.

1/6 часть суши, тебе не стыдно?