5 мин.

Любопытная история о Формуле 1 №24: Дэвид Йорк

Источник: блог Джо Сейварда.

Говорят, что управление гоночной командой требует военной дисциплины для того, чтобы всю было "в полном порядке", и следовательно иметь военного в качестве руководителя имеет смысл. Даже если они и не обладают всеми теми техниками увёртывания и лавирования как торговцы машинами, которыми наполнена современная история спорта.

Дэвид Йорк был таким человеком. Он родился в ирландской провинции, недалеко от Карлоу в 1913, в те времена, когда страна ещё была под гнётом Британии. Его отец и дед были военными. Его отец майор Генри Йорк служил во время англо-бурской войны, а также был награждён Военным крестом во время Первой мировой. Юный Дэвид был отправлен учиться в начальную школу Белмонт в Хассокс в графстве Суссекс, а затем в Пенборский морской колледж, где мальчиков готовили в офицеры торгового флота. Он решил, что эта карьера не для него и в возрасте 21 года вступил в Королевские ВВС в качестве пилота. К 1939 он уже дослужился до капитана авиации. В этот период он стал интересоваться автогонками, но вмешалась война и вскоре Йорк уже сражался во Французской кампании в составе 16-й эскадры Глостер Гладиаторов, базировавшейся на аэродроме Бертангль возле Амьена. Эскадра находилась во Франции всего несколько недель, но Йорк успел поучаствовать во многих боях и дважды был награждён орденом "За выдающиеся заслуги" за свою смелость. Первый он получил за серию разведовательных полётов на низкой высоте над позициями немцев, несмотря на сильный огонь ПВО, а также за похожее приключение со сбросом боеприпасов окружённому в порту Кале отряду. Второй орден (весьма редкую награду) - за подобный поступок в районе Дюнкерка. Он был описан одними из членов наградного совета как "командир и организатор исключительного достоинства".

 

Глостер Гладиатор

Глостер Гладиатор

Затем он управлял Харрикейнами в Битве за Британию, после чего в начале 1941 был отправлен в Индию в качестве командира эскадры. В конце войны он оказался на Дальнем востоке и возведён в чин полковника авиации. После войны он остался служить в ВВС, но в 1949 посетил в компании бывшего офицера ВВС Питера Уайтхеда Гран-при Чехии в Брно. Уайтхед выиграл гонку за рулём собственной Ferrari, а затем попросил Йорка стать руководителем его собственной команды в 1950.

 

Питер Уайтхед за рулём Ferrari 125, 1952

Питер Уайтхед за рулём Ferrari 125, 1952

Йорк уволился со службы и принялся за новую должность, помогая в подготовке техники, пока Уайтхед участвовал в гонках за рулём собственных машин, а также за рулём заводской Jaguar. Уайтхед и Питер Уокер выиграли Ле-Ман в 1951 в составе Jaguar. Позже, в том же году, Уайтхеду было предложено поучаствовать в Гран-при Британии за рулём одной из Thinwall Special F1 Тони Вандервелла. Йорк последовал за ним.

 

Нино Фарина за рулём Thinwall Special, 1950

Нино Фарина за рулём Thinwall Special, 1950

Когда Вандервелл решил сконструировать собственную машину для Гран-при в 1954, он нанял Йорка в качестве руководителя команды, базировавшейся на западе Лондона в Актоне. За команду выступали Тони БруксСтирлинг Мосс и Стюарт Льюис-Эванс, так что всё выглядело многообещающе. В 1958 команды выиграла шесть из девяти этапов Чемпионата мира и взяла Кубок конструкторов, несмотря на то, что корона Чемпиона мира ушла к Майку Хоторну из Ferrari. Успех был омрачён смертью Льюиса-Эванса в конце года, после возгорания его машины в Марокко.

 

Стирлинг Мосс за рулём Vanwall, Гран-при Германии, 1958

Стирлинг Мосс за рулём Vanwall, Гран-при Германии, 1958

В конце того же года Вандервелл отказался от дальнейшего участия в гонках, несмотря на то, что некоторые прототипы Vanwall производились до 1962.

Йорк переходит в Ford Advanced Vehicles в Слау, где управляет командой Essex Wire GT40, прежде чем стать руководителем команды JW Automotive поддерживаемой Gulf. Команда победила Porsche в чемпионате International Championship for Makes в 1968, дважды выиграла Ле-Ман в 1968 и 1969, а затем в 1970 переключилась на новый Porsche 917 и вновь выиграла титул. Был ещё и третий титул в 1971, когда Porsche Salzburg выступала в такой же машине, но в цветах Martini, и которая, под управлением Хельмута Марко и Гейса Ван Леннепа, выиграла Ле-Ман.

 

Porsche Хельмута Марко и Гейса Ван Леннепа, Ле-Ман, 1971

Porsche Хельмута Марко и Гейса Ван Леннепа, Ле-Ман, 1971

Когда JW Automotive покинула чемпионат, Йорку было предложено стать консультантом Martini. Он рекомендовал комании стать спонсором команды Brabham, только что приобретеной Берни Экклстоуном, которого Йорк знал ещё с тех времён, когда Экклстоун был менеджером Стюарта Льюиса-Эванса в конце 1950-х. Его совет был проигнорирован и спонсорство ушло в 1972 к команде Tecno F1, что не имело никакого значительного успеха. Всё совсем запуталось, когда в 1973 Йорк управлял британской Tecno при поддержке Martini, и, вследствие очередного безуспешного года, спонсорство наконец перешло к Brabham. Оно длилось три сезона с 1975 по 1977. В 1978 компания взяла перерыв, а в 1979 вернулась в качестве спонсора Team Lotus, но команда уже потеряла преимущество, которое у неё было в 1978, поэтому в 1980 Martini сконцентрировалось на спортивных машинах. Йорку к тому времени уже было 67 и он решил уйти в отставку, но будучи другом Экклстоуна продолжал периодически посещать гонки. Он умер в возрасте 71 года, в 1984, во время посещения Гран-при Австрии.

 

Крис Эймон и Дэвид Йорк (справа)

Крис Эймон и Дэвид Йорк (справа)