3 мин.

Любопытная история о Формуле 1 №23: Северная Африка

Источник: блог Джо Сейварда.

Если вы устроите опрос и попробуете выяснить у людей, где произошла первая международная гонка в Африке, ответ будет "Южная Африка". Это неправильный ответ. Первый Гран-при ЮАР был проведён на Автодроме Принца Георга в Ист-Лондон (город в ЮАР) в 1934, но это было целых 9 лет спустя после на самом деле первого Circuito Automobilistico della Tripolitania, который произошёл в городе Триполи, в местности сегодня известной как Ливия. Длина трассы была 70 км, поэтому гонки обычно продолжались 2-3 круга. Первая гонка, в которой участвовали более мощные машины, была выиграна лейтенантом Альберто Триверо за рулём Fiat, вторая - для машин с двигателями меньше 2 литров, была выиграна Ренато Балестреро за рулём OM. В то время регион был известен как Триполитания и огромное количество итальянских денег было потрачено на развитие инфраструктуры, с целью привлечения итальянских поселенцев. Загвоздка заключалась в нестабильности региона. Триполитания была провинцией в составе Османской империи до Итало-Турецкой войны 1911-1912, после которой перешла к Италии, которая в действительности контролировала только побережье, материковая же часть была под контролем различных группировок. В 1918 была декларирована Триполитанская республика, но она всегда была не более чем слабым альянсом нескольких конкурирующих кланов, и в 1923 развалилась под давлением итальянцев, попытавшихся взять контроль в свои руки. Умар аль-Мухтар возглавлял выдающееся партизанское движение, пока не был пойман и казнён в 1931. Пока всё это происходило, губернатор Триполитании Эмилио Де Боно весьма энергично продвигал гонку, которая была одной из самых высокооплачиваемых в мире.

 

Гран-при Италии, Триполи, 1939

Гран-при Италии, Триполи, 1939

Французские колонии в Алжире, Марокко и Тунисе к концу 1920-х все имели крупные соревнования, которые проводились до самого начала Второй мировой войны. Когда же война закончилась, все старые империи начали рушится из-за распространения движений за независимость, и проведение соревнований стало весьма проблематичным.

В марте 1956 французский протекторат в Марокко закончился, а султан Мухаммед объявил себя Королём Мухаммедом V. Ему хотелось показать всему миру, что Марокко это современная нация, поэтому он согласился профинансировать возведение новой гоночной трассы, с использованием публичных дорог в районе Касабланки Айн-Диаб. Трасса шла вдоль берега, а в континентальной части - через пустыню. В октябре 1957 Король принял внезачётный Гран-при Марокко. Участвовало всего 14 машин, но качество было на высоте. Ferrari привезли Майка Хоторна и Питера Коллинза, Maserati выставила Хуана Мануэля Фанхио и Жана Бера, в Vanwall выступали Стюарт Льюис-Эванс и Тони Брукс, а в Cooper - Джек Брэбем и Рой Сальвадори. Бера выиграл. Затем ФИА позволила Марокко провести в 1958 полноценный раунд Мирового чемпионата. Он станет первой гонкой Формулы 1 в Африке и последним раундом в сезоне, а Стирлинг Мосс и Майк Хоторн будут бороться за титул. У Хоторна было преимущество в 8 очков, но система подсчёта была довольно сложной и включала в себя отмену некоторого количества результатов, а также очко за быстрый круг. Мосс выиграл гонку, однако Хоторн пришёл вторым, и это позволило ему завоевать титул. К сожалению, у Льюис-Эванса, управляющего Vanwall, за 10 кругов до финиша отказал мотор и он получил серьёзные ожоги от обрызгавшего его воспламенённого масла. Мединские учреждения Марокко были весьма недоразвитыми, поэтому Льюис-Эванс был переправлен в Англию на арендованном самолёте, где был незамедлительно принят в специализированное ожоговое отделение в Ист-Гринстед. Шесть дней спустя он умер.

 

Майк Хоторн за рулём Ferrari 246, Марокко, 1958

Майк Хоторн за рулём Ferrari 246, Марокко, 1958

Формула 1 с тех пор не возвращалась и ни одной другой гонки Мирового чемпионата в Северной Африке больше не было. По крайней мере, пока...