12 мин.

Гран-при Бразилии: Разбор полетов

Гран При Бразилии 2012 года стал отличным завершением длиннейшего в истории сезона. Пара претендентов на титул могла досрочно закончить первенство на разных концах Reta Oposta, однако, в блестящем стиле выйдя сухой из воды, завершила чемпионат с самым малым за последнее десятилетие разрывом. Давайте вспомним ярчайшие эпизоды этой знаковой гонки.

Я бы не стал называть финальный Гран При интереснейшим в Сан-Паулу, памятуя об Интерлагосе’03. Однако в отличие от гонки девятилетней давности, в которой плотность борьбы постепенно сходила на нет, минувший уик-энд поражал всплесками пертурбаций до самого финиша.

Инциденты Lotus

Крайне неудовлетворительно закончил сезон молодой пилот команды из Энстоуна. После контакта с де ля Розой в квалификации и старта с антирекордной 18 позиции Роман попал в самую серьезную аварию в карьере (перегрузки составили 9,5 g), которая стала восьмой в сезоне. Так и не успев себя показать, француз на аквапланинге потерял задний мост в Mergulho на 5 круге. Жаль, ибо Интерлагос был самой результативной гонкой Грожана в его первой карьере за Renault.

Второй пилот Lotus также испытывал огромные проблемы с тем, чтобы удержаться на трассе, и неоднократно вылетал в Juncao. Одна из его прогулок явно войдет в историю.

Кими попытался повторить свой трюк образца своего дебюта в Формуле 1, когда юный пилот находчиво использовал пит-лейн гонок поддержки для возвращения на трассу в Arquibancadas. Увы, великолепие маневра Sauber не удалось повторить на Lotus через 11 лет, ибо Райкконен не учел, что ограничительный забор был закрыт…

Участок, облюбованный Кими

 

Из-за прогулки по зонам безопасности Juncao Кими потерял 30 секунд, в результате чего под самый финиш уступил круг Баттону, не сумев преодолеть всю дистанцию сезона. Однако такая «мелочь» не может умерить восторга от работы финна. Райкконен из гонщика, крушащего один болид за другим, переходя из McLaren в Ferrari и заражая топ-команды болезнью регулярных сходов, преобразился в пилота, набравшего наибольшее число очков в сезоне по «наскаровской» системе. Кими ни разу не разбил и не сломал машину, став самым стабильным пилотом!

Потенциальные и реальные аварии

В аварии на первом круге с камеры на болиде Сенны может показаться, что Феттель просто захлопнул калитку, убрав бразильца, которого, к тому же, добил Перес. Однако, взглянув на инцидент шире, станет понятно, что Бруно в послестартовой толчее Curva du Sol не прочитал ситуацию так, как это сделал Феттель в первом повороте, когда его поджимал Уэббер. Себ тогда оттормозился чуть раньше, чем предотвратил возникновение аварийного положения.

Второй латиноамериканец, Мальдонадо, на 80% ликвидировав последствия третьего предупреждения и штрафа в 10 позиций, расколотил FW34 в Curva do Sol, поскользнувшись на бордюре. Ситуация напомнила восхитительный ГП Бразилии 2003 года, когда 9 болидов вылетели в «Солнечном повороте».

Сенна оседлал Переса Если пилоты Williams после феноменального старта сошли на первых же кругах гонки, то претенденты на титул смогли довести гонку до конца. Весьма порадовал Алонсо, когда накануне финального пит-стопа он смог на сликах поймать болид на все более намокаемой трассе! Молниеносным обратным движением руля Фернандо сначала спас Ferrari от схода в S do Senna, а затем блестяще погасил начало ритмического заноса. Наградой испанцу стал перехват виртуального лидерства в чемпионате на тот самый круг… Фернандо пришлось повернуть руль до упора

 

Чемпион DTM в отличие от формульных не смог удержать ситуацию под контролем, когда уходя на предпоследний круг наехал на лужу на втором апексе Arquibancadas, разбив болид о внешнюю стену. К счастью, на контрасте с авариями Уэббера и Алонсо в 2003 последствия оказались не столь трагичны.

Решающий эпизод гонки

Несколькими минутами спустя вышеописанного опуса финна произошла кульминация борьбы за Большой Приз Бразилии. Своей искрометной атакой в S do Senna Хюлькенберг лишил себя шансов на победу и ликвидировал лидирующего Хэмильтона из его последней гонки за McLaren. Несчастный Льюис сошел во всех гонках после победы в 2012 году…

Результатом стало единственное наказание заезда. Насколько правомерно оно было? Кристенсен и сотоварищи уже отметились неоправданным штрафом Шумахера. На этот раз без лишних раздумий стюарды вынесли вердикт в виде drive through для Нико. На первый взгляд, логично, учитывая невосполнимые потери англичанина (примечательно, что задняя правая подвеска Force India выдержала два удара по McLaren, притом что передняя MP4/27 ни одного), но, если пойти дальше – там был еще и Ковалайнен. Именно Хейкки стал инициатором коллизии, не подняв ногу с педали газа и оставшись посередине, будучи круговым. В идентичной ситуации Тарсо Маркес в 2001 сбавил ход и позволил McLaren и Ferrari пройти его с двух сторон, когда Култхард атаковал Шумахера за лидерство. Причем условия тогда были еще хуже, ибо лил настоящий дождь, а бразилец вовсе не обладал таким богатым опытом, как Хейкки.

Финн заблокировал Хэмильтона, дав Хюлькенбергу эвентуальность на атаку. Однако, когда немец поравнялся с англичанином, Ковалайнен как ни в чем не бывало нацелился на быстрый выход из Descida do Lago, спровоцировав Нико на изменение траектории уже «в упоре». На резкий поворот руля Хюлькенберга VJM05 отреагировала неуправляемым заносом.

Немецко-финский мастер-класс

Абсолютно иной уровень борьбы демонстрировали опытные чемпионы мира. В середине гонки на пороге очковой зоны кипела просто невероятное сражение. Пилоты менялись позициями в обе стороны, и в один из таких моментов Райкконен допустил ошибку, не сумев вслед за Массой и Риккьярдо пройти ди Ресту. Во время атаки на шотландца финн вылетел в первом повороте и пропустил Шумахера и Уэббера. В попытке вернуться в очковую зону Кими атаковал Михаэля по внешнему радиусу на входе в S do Senna.

Шуми и Кими "ноздря в ноздрю"

 

Пилоты оказались точно на тех же местах, как и в последней гонке Шуми за Ferrari, когда боровшийся за восьмой титул немец очень плотно атаковал финна из McLaren. На этот раз Михаэль пилотировал Mercedes, и скорость была не в его пользу. Обладатели шести последних титулов Ferrari «ноздря в ноздрю» с миллиметровым зазором прошли весь первый поворот! Причем, не допустив при этом ни единого контакта. Способен ли кто-то еще в пелетоне подобное повторить? С учетом того, что Баррикелло уже ушел, а Шумахер уходит сейчас – нет.

Борьба аутсайдеров

Едва команда Бренсона сменила британскую лицензию на российскую коллектив сразу ушел с последней строчки Кубка Конструкторов на первую среди новых команд! Эффектную точку в восхождении Marussia мог поставить Тимо Глок, прорвавшийся на 12 строчку к периоду первого safety car. Немец имел возможность даже попасть в очки, однако под пейс-каром (!) Вернь умудрился врезаться в MR01, серьезно повредив болид немца… Зеленый француз пытался перехитрить всех, заранее отстав и выйдя на полный газ раньше всех. Однако ЖЭВ сильно просчитался, уткнувшись в пелетон. Неповторимая глупость Верня подтверждалась еще и тем, что safety car уходил с трассы двумя кругами спустя, и рестартовать Жан-Эрик, видимо, собирался в одиночку. Уничтожив гонку Тимо, француз сменил передний спойлер и как ни в чем не бывало в четвертый раз в сезоне попал в очки, традиционно финишировав восьмым.

После удара Верня Тимо пришлось сражаться лишь с Нараином...  

У российской команды оставался еще один шанс сохранить лидерство в арьергарде, поскольку лучшую гонку в карьере проводил Пик. Однако в дело вмешался россиянин…

Наш соотечественник год от года стабильно прогрессирует. После проваленного на фоне Кубицы сезона в Renault Виталий умудрился не затеряться на фоне Хайдфельда. В 2012 хоть и разгромно уступил в квалификациях Ковалайнену 7:13, в среднем стартовал ниже лишь на полпозиции, а в пяти последних Гран При четырежды опередил финского напарника!

Но, главное, что россиянину удалось совершить блестящий финал. Пилота судят по последней гонке. В дебютном сезоне Петров смог сохранить место в F1 во многом благодаря уверенной блокировке Алонсо в Абу-Даби и солидной шестой позиции на финише. В прошлом году подобного в Бразилии совершить не удалось. Зато в своем третьем сезоне Виталий достиг пика. Напомню, что для новых команд все эти годы предельно высоким было 13 место. Но Глок сорвал банк в Сингапуре, и Caterham впервые могла потерять десятое и последнее оплачиваемое место в Кубке Конструкторов. Все было неизменно вплоть до 65 круга, когда Петров, использовав весь KERS, прошел Пика в борьбе за заветное 12 место на задней прямой.

Благодаря сходу ди Ресты Виталий стал и вовсе 11! Абсолютный рекорд для новых команд. Не стоит полагать, что пропуск был намеренным ввиду перехода Шарля из Marussia в Caterham (что кажется логичным, с учетом суммы, которую француз «перенес» таким образом из российской команды в малайскую), ибо болид Петрова просто был заметно быстрее. Плюс к этому, у CT-01 в отличие от MR01 есть KERS, и вообще непонятно, как Шарль умудрялся удерживать позади себя выборжанина.

С большой долей вероятности стан новых команд поредеет на испанскую конюшню

 

По информации Renault, регулярно присылающей занимательные материалы на e-mail, за счет высокогорья болиды теряли почти 10% мощности и крутящего момента в сравнении с Остином. От себя добавлю, что в целом скорость машин в Интерлагосе не падает, ибо в связи с разреженным воздухом снижается аэродинамическое сопротивление. Потому, представьте себе, насколько быстрее станут болиды с реверсией турбо-эры?

Возвращаясь к борьбе Caterham и Marussia, замечу, что мощность KERS вне зависимости от положения болида над уровнем моря неизменна, давая прибавку DВС в 82 л.с . Таким образом, доля «бустера» становится весомей. По моим подсчетам, на 1 %. Но ведь Вы понимаете, насколько это серьезно в F1? Тем более россиянин против российского болида мог активировать KERS в конкретный момент на выходе из Curva do Sol, что имело эффект мгновенной прибавки к формульному мотору мощности аналогичной базовой (восьмиклапанной) Lada Kalina 1.6.

По иронии судьбы этот результат может повернуть взгляды команд в сторону Ковалайнена, которому вновь найдут средства на зарплату (кстати, сопоставимую с жалованьем чемпиона трех последних лет). Тем более что мешает сделать Хейкки ход конем и согласиться на уменьшение гонораров? Как видите, остаться в Caterham Петрову будет непросто. Однако замечу, что переход в Marussia не окажется провалом, и рокировка с Пиком, возможно, станет реальным шансом остаться в Формуле 1. После прошлого сезона тогда еще Lotus всерьез опережала Marussia-Virgin. Но во второй половине 2012 российская команда явила значительно больший прогресс, в Остине и вовсе в полном составе обойдя Caterham в квалификации. В 2013 у них появится так недостающий KERS. Какая команда перспективней?

Итоги

Текущее межсезонье готовится стать одним из самых насыщенных в плане перестановок. О переходах Хэмильтона и Переса мы уже писали, однако места лишился еще и Бруно Сенна. Будем надеяться, что талантливейший бразилец совершит трансфер в Force India. И в одной команде встретятся обладатели чемпионского титула европейской Формулы 3 и вице-чемпионского звания британской серии 2006 года.

Также нет определенности в новых командах. HRT, впервые в истории заняв последнее место в Кубке Конструкторов, рискует навсегда покинуть Формулу 1.

Последняя гонка Сенны за Williams и Переса за Sauber закончилась уже на первом круге

 

Если же говорить о середняках, то там царит весьма несправедливая обстановка. Как Вы назовете момент, когда чемпион младших формул Хюлькенберг сменяет ушедшего в топ-команду типичного на его фоне середняка?.. В напарники же Нико дают неконкурентоспособного Гутьерреса взамен уже заявившего о себе Кобаяши… В некогда самой титулованной в Кубке Конструкторов команды Williams состав оккупируют рента-драйверы… В то время как пилоты класса Жюля Бьянки, Кристиана Виеториса и Роберта Уиккенса по-прежнему далеки от основного состава.

P.S. Я не случайно назвал разрыв в борьбе за титул минимальным – при предыдущей системе начисления очков Себастьяна и Фернандо разделило бы лишь одно очко.Статья о статистических итогах первенства выйдет на следующей неделе…

Статья опубликована в авторской колонке