10 мин.

Гран При Монако: Случайная победа?

Шестой этап чемпионата мира, проходивший на самом необгонном автодроме Формулы 1, явил общественности на редкость напряженную и непредсказуемую гонку. На фоне интриги Монте-Карло меркнет даже проходивший двумя неделями ранее испанский Гран При, представивший миру самого молодого победителя в истории. И несмотря на итоговую победу примелькавшегося трехкратного чемпиона, этот успех британца крыл в себе гораздо большее сочетание независимых друг от друга факторов нежели дебютный успех для Нидерландов в Формуле 1.

Победитель

Для чемпиона двух последний лет успех в Монако не первый. Однако достигнут он был так же вопреки, как и дебютный, в далеком уже 2008 году, где лишь ошибка Хэмильтона и лопнувшее в результате этого колесо стали залогом итоговой победы. Точно так же, как и во время первого чемпионского сезона Льюиса, в 2016 гонка стартовала в дождевых условиях, а британец при этом уходил в бой лишь со второго ряда. Третью позицию, исключая 2012 год, стоит признать для Хэма в княжестве удачной.

На этом сходства с триумфом восьмилетней давности для действующего победителя заканчиваются…

Первоначальным фактором успеха темнокожего англичанина стал его самый главный соперник по чемпионату – напарник по Mercedes. Что особенно интересно, учитывая вынос Хэмильтоном Росберга на предыдущем Гран При, который стоил немцу восьмой победы подряд. Испытывавший необъяснимые проблемы с темпом Нико немедленно пропустил Льюиса на подъеме Beau Rivage. По первому приказу команды. Таким образом, Льюис получил свободную трассу и одного-единственного конкурента в борьбе за победу – Риккьярдо.

Однако этого для триумфа британца было недостаточно, ибо даже несмотря на 10-круговое присутствие пейс-кара (со старта гонки под управлением Майландера, а после аварии Палмера – виртуального) к моменту рокировки Mercedes австралиец вез им уже 13 секунд. И это лишь за пять кругов, пройденных в боевом темпе!

Ликвидировать такое отставание можно было лишь тактически, сократив число пит-стопов до одного. Явление далеко не первое в истории Формулы 1 и в данном случае более чем безопасное, ибо трасса подсыхала медленно, а в случае провала тактики Хэмильтон ничего не терял, ведь следом остальной пелетон отсекал еле плетущийся напарник. Данное тактическое решение нельзя сравнить с подвигом Рубенса Баррикелло в Хоккенхайме’00, и в итоге столь мало рискованный шаг не привез Льюиса к победе.

Обувшийся, как и остальной пелетон, в промежуточную резину Риккьярдо быстро догнал «случайного» лидера и, не решаясь пойти в атаку, ждал, когда Хэмильтону надоест перегревать сильно дождевую резину на подсохшей траектории второго и третьего секторов. И Хэмильтон заехал. Сразу поставив свежие слики дебютировавшего в княжестве состава UltraSoft, англичанин, как ни старался, ничего не мог противопоставить доезжавшему круг на Intermediate Риккьярдо. Причем нельзя сказать, что Льюис пошел ва-банк и выходил за грани возможного – Перес осуществил переход на «сухую» резину даже кругом ранее, притом надев самый жесткий в Монако состав – Soft. Тем не менее, Хэмильтон, не в силах справиться с болидом, срезал поворот у бассейна и без объективных оснований вернуть себе незаработанное лидерство выехал на стартовую прямую бок о бок с Риккьярдо, а вышел из Sainte Devote уже возглавляя пелетон!

Причиной такого нелогичного события стал решающий фактор, обусловивший победу британца. Red Bull в лучших традициях Ferrari оказалась не готова к пит-стопу своего лидера и встретила австралийца на пит-стопе без колес. Чудовищные 10 секунд заминки стоили всех трудов Даниэля, обернув уверенную победу своего гонщика в подарок действующему чемпиону из стана конкурентов.

Но не стоит полагать, что без участия Льюиса победа пришла к нему сама. Да, ключевые факторы пришли извне, но англичанину еще 40 кругов предстояло удерживать свое лидерство от натиска молодого австралийца. И пусть это Монако, где посуху почти невозможно обгонять, данный Гран При был из разряда гонок с переменчивыми погодными условиями, и смытая траектория не исключала фактор ошибок, как нам наглядно продемонстрировал победитель предыдущей гонки, который после переобувки в слики расколотил очередное шасси RB12.

Хэмильтон этого не сделал. Как и не дал ни на секунду усомниться в том, что лидерство он больше не упустит. Ключевым моментом, на мой взгляд, стал эпизод на выходе из шиканы, где Льюис, перейдя все рамки корректности, едва не втер Даниэля во внешний рельс, но сохранил право возглавлять пелетон и был судьями прощен. Отличный реванш за самолично проигранную гонку в прошлом году, когда Хэм единственный в пелетоне решил перестраховаться и поставить свежую резину во время пейс-кара под занавес Гран При. На этот раз англичанин предпринял противоположную тактику и добился прямо противоположного эффекта, разменяв низшую ступень пьедестала на высшую.

Такой стала 44 победа в карьере трехкратного чемпиона.

Герои

Даниэль Риккьярдо вторую гонку подряд шокирован работой команды, которая вместо ставки на австралийца сначала возносит к победе новичка Red Bull, а затем чемпиона из Mercedes. И, если в Испании в дело вмешался случай (гораздо более явное преимущество, данное уступавшему напарнику было сделано Brawn там же в 2009 году), и ситуация в Ferrari тому подтверждение, то препятствование команды победе Риккьярдо в Монако не способен объяснить даже сам коллектив из Милтон-Кейнса.

Впрочем, еще более вопиющий провал дружины механиков в Формуле 1 имел место в Нюрбурге’99, когда на пит-стопе Scuderia Ferrari заехавшему в боксы Ирвайну вынесли лишь три колеса, что, в конечном итоге, стоило не только очков в гонке, но и победы в чемпионате для ирландского пилота команды из Маранелло. На кону Риккьярдо была первая победа за последние два года и реализация первого в карьере поула.

Полный провал Red Bull. Однако, на мой взгляд, это был далеко не конец, и шансы на ускользающую победу вполне можно было вернуть не уступи Риккьярдо и сотоварищи в двух других аспектах. Во-первых, ошибочным был выбор состава так долго ожидаемых на пит-лейне сликов. Даниэлю следовало попросить поставить UltraSoft (быть может, и не было бы той заминки с поиском SuperSoft?), ведь помимо экстра-мягкости и цепкости состава данный комплект резины был у Риккьярдо абсолютно свежим. Иначе, зря австралиец сэкономил колеса, единственным пройдя в третий сегмент на SuperSoft? Более того, поставленный в результате комплект был уже прикатан, и Даниэль на последних кругах гонки просто отпустил Хэмильтона к уверенной победе, не в силах поддерживать темп лидера. А на чем был Льюис? Правильно, обут с свежий комплект UltraSoft. Помимо вышесказанных дивидендов, Риккьярдо мог воспользоваться еще одним бонусом мягчайшего команунда: более быстрому выходу на рабочую температуру. Таким образом, австралийцу не пришлось бы целый круг прикатываться и давать Хэмильтону отрываться, а сразу начать прессинг.

Заключительным фактором, обусловившим поражение Даниэля стал способ ведения борьбы самим гонщиком. Австралиец не пошел до конца, когда в условиях подсыхающей трассы имел на сликах серьезное преимущество, а просто вскинул руку в надежде, что стюарды накажут борющегося за гранью Льюиса. Не наказали. А не использовав возможность атаки на выходе из шиканы, Риккьярдо просто завис, следуя тенью за Mercedes и не более. А ведь у Даниэля было 40 кругов на построение хотя бы еще одной такой острой атаки…

Серхио Перес

В противоположность команды обладателя поул-позишн Force India сработала для мексиканца просто образцово. Без поддержки сходов впереди Перес прорвался с 7 позиции на подиум. В Монако! Этот блестящий результат для команды средней руки был достигнут исключительно тактически, причем без применения радикальных приемов, на которые пошел Mercedes с Хэмильтоном. Команда из Сильверстоуна показала, как можно по максимуму использовать традиционную в этой гонке тактику двух пит-стопов.

Фокус был во времени проведения смен покрышек. На первый пит-стоп для переобувки с Heavy Rain на Intermediate Серхио заехал одним из последних на 21 круге (к примеру, Магнуссен сделал это на 14 кругов раньше). Данный ход позволил избежать трафика в виде еще не переобувшихся в промежуточную резину конкурентов, и Перес разом опередил и напарника, и Феттеля (застрявших позади не останавливавшегося Массы), а заодно и на синхронном пит-стопе Сайнса. В Sainte Devote вся пятерка подлетела ноздря в ноздрю, однако Перес вклинился между двумя немцами, застолбив себе второе место в этой группе и порог подиума в абсолюте.

На этом мексиканец и команда не остановились и, воспользовавшись слабым темпом Росберга, провисев на хвосте у лидера чемпионата до подсыхания трассы, первыми в группе заехали на переобувку в слики. Рискну предположить, что команда Малльи успела оценить успехи первой ласточки – Эрикссона и незамедлительно отправила Серхио на очередной успешный тактический ход. Росберг, Феттель, Сайнс… Заехали на пит-стоп незамедлительно. Но это был уже следующий круг. Плюс к этому, в Mercedes завозились на две секунды дольше на установке сликов Росбергу, что привело к гарантированной подиумной позиции для Переса. Впереди еще оставалось 46 кругов, и сдержать Феттеля на этом отрезке оказалось для Серхио делом техники. Несмотря на полусекундную разницу в темпе в пользу Ferrari немца мексиканец уверенно привел Force India к третьему подиуму за три сезона. Примечательно, что с Sauber данного количества пьедесталов Серхио удалось добиться за один-единственный чемпионат. Для Force India же этот результат можно назвать выполненным годовым планом по завоеванию «бронз».

Неудачники

Нико Росберг шел к 100% успеху в сезоне и восьмой победе подряд вплоть до поворота Repsol "Монтмело-Каталуньи" двумя неделями ранее. За стартовый квартет гонок немец умудрился набрать почти вдвое больше очков, чем его партнер по Mercedes! Однако, как много изменилось за две недели…

Это был явно не уик-энд Росберга. Сначала Нико упустил поул, затем не нашел свой темп и в командных интересах пропустил своего обидчика испанского Гран При, а в заключение за признательность Mercedes был награжден заминкой на финальном пит-стопе, стоившей лидеру чемпионата подиума. Но и на этом злоключения немца не закончились, ибо под клетчатый флаг по внешнему радиусу финишного отрезка его опередил тезка-соотечественник, просто деклассировав обладателя Большого Приза Монако трех предыдущих лет.

Будем надеяться, что Росберг не сломался, как это было с ним уже после предыдущего столкновения с Льюисом, и дебютный, а затем и второй после возвращения титулы Mercedes ушли к напарнику. Сейчас был первый тревожный звонок. Одна осечка при победе Хэмильтона, и лидерство в первенстве выскочит из рук, ведь отрыв от напарника теперь лишь 24 балла.

Макс Ферстаппен

Более сенсационно, чем 18-летний голландец, сменщиком в F1 дебютировал лишь Маркус Винкельхок. Макс феерично выиграл Гран При, едва сев в Red Bull вместо Квята. Однако в Монако Ферстаппен спустился с небес на землю, разбив болид уже на свободных заездах. Затем голландец повторил этот трюк в квалификации, отправив на списание шасси, не успев даже подняться с последней позиции в табели о рангах. И, в довершение ко всему, стартовав с пит-лейна и опередив на трассе чемпиона и победителя Монако 2009 года Баттона, новичок Red Bull разбил очередной болид.

На этот раз причиной стал уход с сухой траектории на непросохшее полотно при пилотаже на Soft. Но от этого не легче, ведь для завоевания 9 места непосредственно позади стартовавшего 6-м экс-напарника Сайнса достаточно было просто финишировать…

Нико Хюлькенберг

Выше я не случайно говорил об успехе Force India именно в связке с Пересом. Ибо с Хюлькенбергом команда из Сильверстоуна вновь сработала не лучшим образом, оставив горечь разочарования для проводившего сотую гонку немца. Это была лучшая квалификация в сезоне для команды, и именно Нико, завоевавший 5-ю позицию, должен был стать главной ударной силой.

Однако в противоположность Пересу для немца был проведен ранний первый пит-стоп, который обусловил попадание в трафик, а полуторасекундная заминка на втором пит-стопе стоила пропуска Алонсо. И только начавшийся на последнем круге дождь вкупе с удружившей Росбергу команде, поставившей лидеру чемпионата изношенный UltraSoft, позволил занять на финише хотя бы 6 место. Неплохо. Но не при старте с 5 позиции, когда напарник финишировал на подиуме, стартуя на ряд позади…

Даниил Квят

Уфимец продолжил серию неоправданных маневров, один из которых стоил ему понижение в Toro Rosso. На этот раз Квят слишком оптимистично атаковал Магнуссена в Rascasse, почему-то полагая, что Кевин пропустит его после небольшого контакта с рельсом в Bureau de Tabac. При этом Даниил отставал от всего пелетона на два круга… Итог: сход, испорченная гонка соперника, очередные два штрафных балла, доводящие счет до 7 за последние 12 месяцев и три позиции на стартовой решетке Гран При Канады.

Точно в том же месте мы увидели в дальнейшем еще одно столкновение, где не поделили дорогу уже партнеры по Sauber. Наказали атакующего – Эрикссона, пенализовав шведа точно так же, как и россиянина. Однако в этом противостоянии не все так однозначно, ибо боролись напарники за позицию, и Маркус был гораздо быстрее Фелипе. Последнего уже просили пропустить, а первого обнадежили, что бразилец сделает это, когда и произошел контакт. В оправдание Наср отметил, что не собирался уступать Эрикссону, поскольку швед в прошлом году уже дважды ослушался подобного приказа. Что ж, восстановил справедливость, а заодно и поставил крест на гонке команды из Хинвиля.