4 мин.

Как надо играть за сборную. Умберто Маскио

Начинаем новую серию - об игроках, своим примером показывавших, как надо играть за сборную.

Умберто "Эль Боча" Маскио родился 20 февраля 1933 года в Авежанеде в семье итальянского иммигранта, да к тому же игравшего профессионально в Италии. Начинал "Боча" в скромном "Арсенале" из Лаважоля, в 20 перешёл в куда более крупный и известный "Кильмес", а через год сместился ещё ближе к центру Буэнос-Айреса - в родную Авежанеду, в один из грандов аргентинского футбола - "Расинг". Вообще в детстве Маскио болел за "Ривер", а его кумиром был Альфредо ди Стефано, но со временем он стал не просто игроком, но и болельщиком "Расинга".

Через два года, в 1956-м, Маскио начали и в сборную призывать, а по результатам Чемпионата Южной Америки 1957 года, закончившегося очередной блестящей победой Аргентины, его купила "Болонья" за 5 млн. песо (126 тыс. долларов - приличная по тем временам сумма). Всего в Италии он играл за четыре клуба - ещё за "Аталанту", "Интер", с которым взял Скудетто, и Фиорентину, с которой выиграл Копу итальяну. А затем Умберто вернулся в Аргентину, чтобы помочь "Расингу" выиграть сначала чемпионат Аргентины, затем - Кубок Либертадорес и Межконтинентальный Кубок, последний - впервые в истории аргентинского футбола.

Но лучше всего Маскио играл именно за сборную. Для действительно лучших аргентинских игроков в те времена не было такой проблемы, как игра за сборную. В ней они собирались и устраивали шоу. 1957 год и чемпионат в Лиме стали ярчайшим примером этого.

"Чем больше игроки бегают, тем медленнее игра" - известная фраза Маскио. Тут же вспоминается Доктор Сократес с его блестящим: "Тот, кто думает - не бегает; тот, кто бегает - не думает". На самом деле, данные высказывания могут ввести в заблуждение - разумеется, они про бестолковую беготню. Что Сократес не имел проблем со скоростью, что Маскио - даже в 33-35 лет в "Расинге" он всё ещё был в очень хорошей форме и играл в своей винтажной манере: по всему полю. Спускался периодически так глубоко, что помогал защитникам, и оттуда же начинал разыгрывать мяч с партнёрами в уникальной манере аргентинских энганчес, когда проходят, словно просачиваясь, мягкие, техничные пасы там, где, казалось бы, всё перекрыто. Из последних нечто похожее показывал Пабло Аймар и продолжает показывать Андрес Д'Алессандро - я про пасы низом; до игры по всему полю обоим далеко.

Точно также, будучи номинально инсайдом, Маскио делал игру по всему полю за сборную в 1957-м и одновременно стал лучшим бомбардиром чемпионата с 9-ю голами, благодаря отменному удару, в том числе с дальних дистанций. Здесь в начале голасо в девятку Уругваю:

Кроме того, Маскио обладал потрясающим умением бить в касание, в том числе по мячам слёта, регулярно при этом отправляя их по углам ворот, а не в небеса. Нередко просто на технику, на точность, а не на силу - из штрафной этого достаточно. За счёт всё той же техники мог обыгрывать на приёме мяча и прочую фантастику делать. Всего же за сборную он забил 12 голов в 12 матчах - вот так надо играть за сборную Аргентины. Fenomeno total. Полнейший феномен.

К сожалению, в 1958-м руководство Аргентинской футбольной ассоциации решило, что не нужно вызывать в сборную игроков, выступающих зарубежом. Не вернул "Бочу" и "Тото" Лоренцо к Мундиалю-1962, и в итоге он решил поиграть за Италию, в частности принял участие в знаменитой "Бойне в Сантьяго" - один итальянский журналист раскритиковал уровень жизни в Чили, в результате чего на итальянцев ополчилась вся нация хозяев Чемпионата мира. Не стали исключением и футболисты - в частности, Маскио ещё в начале игры сломал нос Леонель Альварес, и он доигрывал матч со сломанным носом, так как в те времена не было замен. Судейство было прохозяйским - у Италии удалили двух игроков, она долго держалась, но всё же пропустила два мяча в концовке.

Потеря культуры блестящих атакующих игроков, действующих по всему полю, таких как Умберто Маскио, Эрнесто Грижо ("Индепендьенте" и сборная), Альфредо ди Стефано (который, в свою очередь, учился стилю у своего кумира - Адольфо Педернеры), является одной из больших проблем аргентинского футбола и, по сути, делит его на две эпохи: los de antes ("отцов"), для которых Бразилия была проходной командой (как и все остальные), и после.