6 мин.

А я знал, я знал!

«Я знал, что именно так все и случится!» – наверняка есть болельщики, которые именно так встретили вчерашние новости. Некоторым, возможно, даже пришлось прибегать к этой фразе дважды: сначала утром, когда «БМВ» объявил о прекращении участия в «Формуле-1» по окончании текущего сезона, а потом и вечером, когда «Феррари» зажгла сердца поклонников Михаэля Шумахера, объявив о его возвращении на Гран-при Европы вместо выздоравливающего Фелипе Массы…

Человек, который к случаю с «БМВ» может добавить ехидное «А я вам говорил, что так будет!» – Макс Мосли. И он действительно, обсуждая уход немецкого концерна, всем своим тоном демонстрировал, какой крутой из него предсказатель. Вот только есть проблема, которую Макс не заметил, напирая в своем привычном духе на «невозможно тратить такие деньги, когда в автопромышленности кризис». «БМВ» уходит не из-за расходов. Ну, или по большей части не из-за них, а потому аргументы Мосли за урезание бюджета на сей раз шиты белыми нитками.

«Формула-1» как раз стоит на пороге подписания документа о снижении расходов и, конечно, Договора Согласия, который наконец-то закрепит за ними половину доходов, но это вовсе не остановило «БМВ». Говорят, наоборот, подстегнуло решение и практически не оставило иного выбора, как объявить о нем посередине сезона.

Пусть ход «БМВ» вкладывается в историческую логику и объясняется защитой имиджа компании от неконкурентоспособной команды, но можно ли было предположить, что это произойдет вот так, всего после полугода неудач? После того, как Марио Тайссен буквально за неделю до переломного момента в судьбе конюшни выражал надежду на скорое подписание Договора Согласия? Или после того, как накануне он привел победу Льюиса Хэмилтона на Гран-при Венгрии в пример всем, кто в этом году провалился и не оправдывает надежд? Как-то неспортивно у них получилось. Впрочем, это мы о спорте печемся, а для «БМВ» – чистый бизнес. Только подумать, как представили главы баварского концерна свое решение: ноль эмоций, никаких сожалений, никаких извинений перед болельщиками, как роботы оттарабанили свои записанные речи, и все, до свидания…

Подпиши они Договор Согласия, тянуть и откладывать который уже больше некуда, и три года, до 2012-го, у них не было бы такой возможности, которая представилась сейчас. Выстрел «Макларена» или взлет «Брауна» – это здорово, но есть и обратные примеры, та же «Хонда», позорившаяся на трассах всего мира два года. И где гарантия, что «БМВ» не попадет во вторую группу? Ведь с развитием болида у команды есть проблемы. Еще в начале года, во время презентации, к ним были вопросы, когда показанный F1.09 лишь мелкими деталями отличался от «гибрида», который катался на тестах еще осенью прошлого года. Тот же «Браун», например, оказался совершенно непохожим на то, что опробовала на тех же испытаниях «Хонда». И дальше лучше не стало. Сейчас все инженеры соглашаются в том, что надо привозить новинки на каждую гонку, отыскивая при этом по 0,2 секунды каждые две недели, – и это только для того, чтобы держаться на своем месте. «БМВ-Заубер» к этому темпу, похоже, был не готов. Когда «Макларен» и «Рено» судорожно подвозили свежие детали на заокеанские этапы, Тайссен спокойно вещал о том, что раньше Испании модификации и не планировались. А дальше не планировалось чаще, чем раз в две-три гонки, в соответствии с чем двойной диффузор команда привезла только в Турцию – последней, если не считать обделенную «Торо Россо».

А есть еще KERS – флагман программы «БМВ» в «Формуле-1», который так настойчиво защищал Марио. Не будет преувеличением считать, что провал этой «зеленой» инициативы конкретно в исполнении команды и отказ от ее использования на глобальном уровне ФОТА, внес свою лепту в решение. Упоминание главой правления «БМВ» Норбертом Райтхофером экологически ориентированной программы явно неслучайно – «Формула-1» в светлое «зеленое» будущее не едет.

Вспомните и недавнее интервью Марио, в котором он призывает Экклстоуна к обсуждению календаря на сезон-2010. Важнейший североамериканский рынок с карты Берни просто исчез, в Японии отказалась от проведения Гран-при на своем треке «Фудзи» «Тойота», Китай под угрозой, в Великобритании или «Донингтон» или ничего (хотя «Сильверстоун», не в пример своим немецким коллегам готов подхватить знамя британского Гран-при, если оно только покачнется), а в Германии «Нюрбургринг» однозначно заявил, что не готов заменить объявивший об уходе «Хоккенхаймринг». Наверное, какие-то потери можно было бы пережить, но в следующем году Большого приза Германии – домашнего для «БМВ» – может не быть вообще. И это тоже одна из причин…

Баварцы не собираются оставаться даже в качестве моториста, например, команды, которая, как все надеются, останется на месте «БМВ-Заубера». И, правда, какой в этом смысл? Моторы заморожены, и на ближайшие три года моторостроителю буквально нечего делать, да и сама конкуренция двигателей теряет свою суть.

Что станет с командой? Петеру Зауберу очень не понравится, если его детище, отданное «БМВ» в надежде на его сохранение на долгие годы, просто исчезнет. Но будет ли это же желание достаточной причиной для возвращения конюшни швейцарцу, все еще обладающему 20 процентами? Или в Хинвиле обоснуется новый хозяин, один из тех, кто был недостаточно хорош для ФИА, выбиравшей новичков для 2010-го? «Эпсилон», например, уже отреагировал на ситуацию. А может кто-то еще, пока не засветившийся? В любом случае, опции «БМВ» выглядят побогаче, чем во время декабрьской эпопеи их предшественников из Японии. Остается только надеяться, что они выберут правильную, не уволят разом 500 сотрудников и не дадут пропасть отличнейшим ресурсам, вроде построенного Заубером аэродинамического туннеля и суперкомпьютера «Альберт II».

Впрочем, кто бы ни покинул базу в Хинвиле, – по причине закрытия или же из-за сокращения штата – работу в «Формуле-1», опять же не в пример декабрю, сейчас найти будет проще. Три новых команды нуждаются в опытных сотрудниках. И опытных пилотах тоже. Впрочем, Роберту Кубице и Нику Хайдфельду не обязательно отправляться к дебютантам – в отличие от прошлого года, когда Дженсону Баттону из Брэкли дорога открыта была только в Фаэнцу, в «Торо Россо», где освобождалось единственная вакансия, в этом году рынок интереснее и обширнее. А появление на нем Роберта Кубицы, не внезапное, но вполне определенное, может заставить команды немного переиграть карты. Впрочем, переходы – разговор отдельный.

Не менее интересно вернуться к вопросу о том, что будет с «Формулой». Говорят, минимум одна, максимум еще три команды не поставили автографы на Договоре Согласия. Марио Тайссен, судя по интервью, был уверен, что документ будет подписан, но как только дело дошло до совета директоров… В общем, команды предполагают, а концерны располагают. Поэтому его собственное впечатление, сложившееся после встречи ФОТА в Венгрии, и говорящее ему, что никто больше не уйдет, может оказаться весьма обманчивым.

«Тойота», например, отводя от себя подозрения, сразу после пресс-конференции в Мюнхене объявила, что она в игре. А вот слухи о «Рено», к тому же и дисквалифицированной на следующий Гран-при, понеслись с еще большим ожесточением, чем раньше. Сегодняшний Times пишет, что Флавио Бриаторе сейчас очень занят поиском средств на покупку команды у французского концерна…

В итоге, в чем Макс Мосли прав, как ни неприятно это признавать, так это в том, что автоконцерны приходят и уходят, как им хочется. Особенно когда политические решения им в этом даже помогают.