4 мин.

Проехали

Впрочем, «Макларен» свое наказание получил, и состоит оно в том, что Льюис Хэмилтон, единственный гонщик команды, добравшийся до финиша Гран-при Австралии, был дисквалифицирован, потеряв при этом не то пять, не то шесть очков – никак не могу определиться, в какую сумму баллов эту потерю оценивать. Считаете мало? Только не в нынешней ситуации в чемпионате, когда первые четыре гонки – проигранное в пользу новых «топ-конюшен» дело, и любое очко пригодится потом, когда гранды начнут догонять беглецов. Не будь этой неприятной во всех планах истории, Хэмилтон был бы сейчас в районе 4-5 места, затесавшись между «Тойтами» и «Ред Буллами». Неплохо для команды, которая на тестах еле ковыляла, вгоняя своих болельщиков в уныние, а?

Признание вины и извинения всегда хорошо работали с ФИА. Тут даже не нужно вспоминать и сравнивать шпионские скандалы двухлетней давности, достаточно заметить, что после пресс-конференции Льюиса Хэмилтона на Гран-при Малайзии его сразу же исключили из числа возможных жертв дальнейшего разбирательства. Он и так уже жертва, хватит.

Боюсь предположить, как развивались бы события, будь у руля Рон Деннис, но Мартин Уитмарш, единолично подписавший тогда, в 2007-м, извинения ФИА, «Феррари» и болельщикам от «Макларена», сегодня, естественно, выбрал тот самый правильный тон общения. Единственное, чего можно было опасаться в данной ситуации, что его поход с повинной может быть признан слегка запоздавшим, ведь до него члены команды успели дважды, в Мельбурне и Сепанге, сказать неправду. А ФИА, как помнится, не любит упрямцев, гнущих свою не совсем соответствующую действительности линию.

Собственно, Совет рассказал, какое минимальное наказание было бы применено в случае менее «открытого и честного поведения» Мартина Уитмарша – дисквалификация на три гонки. Сурово и больно, особенно с учетом того, что в число этих трех попадает Гран-при Монако, считающийся самым важным этапом для спонсоров (зря что ли «Макларен» бриллиантами всегда украшается в Монте-Карло). Но все же сделаю предположение, что это плата не за Австралию, а за упрямое поведение на Гран-при Малайзии, то есть ответ как раз на последние три пункта обвинения «Макларена».

ФИА, естественно, оставила себе лазейку на тот случай, если ее все же смогли обвести вокруг пальца. «Если появятся дополнительные факты», – как же знакомо звучит эта фраза! В деле о шпионаже, помните, тоже ждали появления дополнительных фактов, и, как это ни удивительно, дождались. В нынешнем инциденте, кажется, копать больше некуда, поэтому Совету ничего не оставалось, как поставить «открытое и честное поведение» Мартина Уитмарша на довольно длинный испытательный срок. Кстати, в каком-то из британских изданий некоторое время назад промелькнула информация о том, что команду накажут всерьез и надолго, поскольку предыдущий испытательный срок, за дело о шпионаже против «Феррари», еще не закончился. Он-то на самом деле истек в конце 2008-го, но вспомнить о нем стоило хотя бы с тем, чтобы понять, насколько растяжимы случаи, покрываемые статьей 151с Международного спортивного кодекса, и насколько легко и непринужденно можно в эту статью вляпаться в течение не слишком продолжительного промежутка времени. Попробуй теперь скажи в эфире: «Хейкки, пропусти Льюиса, он быстрее тебя». Надо будет – откопают и пришьют…

Ну да ладно, это уже паранойя, а от нее нужно избавляться, «Макларену» в том числе. Из Бахрейна журналисты привезли восторженные истории о новом дружелюбном имидже команды, мороженом и коктейлях едва ли не круглосуточно и недвусмысленном послании Федерации о том, что здесь больше нет железной руки Рона Денниса – глядишь, пилоты скоро начнут отпускать шевелюры и бородки, а механики переводить дух, еще не начистив до блеска очередную детальку. Сложно оценить, насколько это нужно Мосли, не преминувшему отметить в первую очередь отсутствие виновных в конюшне, и только потом изменения в ее подходе. Ему, скорее, нужен голос в ФОТА, например, «за» KERS, что уже прозвучало из уст Уитмарша. Но вот самой команде перемена в атмосфере сейчас, пожалуй, только на пользу. Чтобы не пребывать в постоянном напряжении и не совершать глупые ошибки в безобидной ситуации под сэйфети-каром.

Интересно, что опубликованное сегодня решение Совета начинается сразу со слов о смягчающих обстоятельствах в пользу условной дисквалификации и фактически не говорит о том, что команда признана Советом виновной по пяти пунктам обвинения. Естественно, при самостоятельном покаянии это всего лишь формальность, но, может быть, в этой формулировке есть и более глубокий смысл, связанный с теми намеками, которые распространяла пресса о спонсорах и их контрактах, предусматривающих расторжение в случае, если «Макларен» снова будет признан Советом в нарушении статьи 151с…

Возможно, кому-то покажется, что ФИА слишком легко отпустила «Макларен», но, сосредоточившись на этом незначительном деле, не стоит забывать, что у Федерации сейчас новый враг – ФОТА. Неуступчивый и несговорчивый, такой, с которым гораздо веселее тягаться, чем с кающимся Уитмаршем. Удар по Ассоциации будет нанесен завтра, когда будет опубликована часть решений Совета, касающаяся бюджетного ограничения. Макс Мосли наверняка потирает руки, глядя на нынешнюю ситуацию в чемпионате. Его задумка с относительно свободным регламентом для тех, кто согласится на небольшой бюджет, удивительным образом попала в точку – сейчас как раз выигрывают те, кто не боится фантазировать, а не те, у кого больше денег. Поэтому будьте уверены, ограничение введут окончательно и бесповоротно, весь вопрос в сумме и статьях, которые под него попадут.