5 мин.

И сбоку бантик

Поскольку технический делегат ФИА Чарли Уайтинг взял на себя труд разъяснить некоторые пункты существенно измененного в этом году регламента «Ф-1», есть повод подвести некий итог бестолковой деятельности Федерации в последние годы. Наверняка предварительный, ибо еще не все идеи Безумного Макса отправились на свалку истории.

Слики. Вершина автоспорта и шины с канавками – нонсенс! Но чтобы устранить этот один из самых больших провалов Мосли понадобилось ни много ни мало – целых 11 лет. Когда в 1998 году вводили псевдослики «священной коровой» ФИА была безопасность, а одной из главных угроз – скорости прохождения поворотов. Макс решил, что, нарезав канавки и снизив механическое сцепление болидов, можно будет снизить и контролировать скорости. В первый год так оно и произошло, но эффект оказался непродолжительным, и вместе с шинной войной время на круге продолжило падение. Понятно, что со сликами было бы еще быстрее. Но когда где-то закручивают гайки, инженеры всегда находят для себя другую отдушину – стремясь наверстать упущенное, они неконтролируемо ударились в аэродинамику, наворотив винегрет из крыльев и закрылков на своих детищах. Наконец, в этом году разум возобладал (а единый поставщик шин поспособствовал), и произошло долгожданное возвращение сликов.

Без последствий, правда, 11 лет не прошли, и в шинном регламенте задержался не самый, на мой взгляд, удачный пункт об использовании двух типов резины во время гонки. Толку от него чуть – редких пилотов на отдельных автодромах оно вынуждает использовать кардинально отличную от соперников тактику. Хэмилтону и восьмому повороту трассы в Стамбуле спасибо за незабываемый Гран-при Турции-2008, в остальном же – тот еще атавизм.

Дозаправки. По мнению Макса, дозаправки – это элемент шоу, и даже после того, Совет ФИА одобрил их запрет с 2010 года, президент все сетовал, что не нужно было этого делать. Может Макс видит то самое шоу в ужасном пожаре на пит-стопе «Бенеттона» в Германии-1994? Или в «слониках» Альберсе и Массе… Потому что в остальном зрелищность упала, а оригинальные тактические решения, связанные с дозаправками, стали редкостью. Первая десятка на стартовом поле как правило идет на два пит-стопа, те, кто дальше, иногда рискуют и останавливаются лишь однажды – вот и вся премудрость.

К сожалению, запрет дозаправок не уменьшит количество пит-стопов (т.е. не снизит шансы пилотов обогнать не на трассе, а в боксах). И все из-за уже упомянутого правила использования двух типов резины. Поскольку различия между ними хотят сделать более существенными, чем раньше, скорее всего, желающих пройти полгонки на худшем из компаундов будет еще меньше.

Сэйфети-кар. Если на возврат сликов понадобилось 11 лет, а к гонкам до последней капли топлива вернулись через 15, то сейчас темп введения «новых, слегка забытых старых» правил серьезно возрос. Понадобилось «всего» два года и несколько всплесков возмущения гонщиков, команд и болельщиков, чтобы ФИА отказалась от закрытия пит-лейн в момент выхода на трассу машины безопасности и несправедливых штрафов тем, кто все же был вынужден заехать в боксы, поскольку иначе мог элементарно остановиться с сухими баками.

Отныне пит-лейн будет открыт – заезжай, не хочу. Но без наворотов не обошлось: вводится ограничение по времени, за которое гонщик должен добраться до боксов. Заметьте, не ограничение на максимальную скорость, что было бы разумно, поскольку ради дополнительной безопасности во время аварии или сложных погодных условий это все и делается. А минимум по времени – так, в принципе, можно давить на газ до самого въезда на пит-лейн, там постоять и, как только счетчик на приборной панели позволит, поехать дальше. В общем, снова как-то непродуманно...

Казалось бы, со следующего года дозаправки отменят, и вопрос отпадет сам собой. Ничего подобного – пит-стопов, как следует из первых двух пунктов, меньше не станет, а значит необходимость «рвануть» в боксы под сэйфети-каром останется.

Моторы. Совсем в духе сликов и дозаправок, заморозку на двигатели решили сделать долгосрочной – сразу на десять лет. Но вскоре пришлось сократить ее до пяти, а сейчас, всего после двух сезонов, и вовсе выборочно разморозить, чтобы дать возможность «Рено» догнать ускакавших вперед соперников.

Правда, Чарли Уайтинг обронил какую-то странную фразу: «Мы дали всем командам возможность составить список изменений, которые они бы хотели внести, чтобы добиться равенства моторов. <…> Команды предоставили свои пожелания, мы на них согласились, и это все до 2012 года». Получается, не только «Рено» разрешили поковыряться в моторах?

Да, и кстати. Долгоиграющие движки – один на определенное число заездов подряд, – оказались совсем неинтересными и, просуществовав пять лет, отныне могут использоваться командами по их собственному усмотрению.

Подвижные элементы аэродинамики. Это то «зло», которое ФИА умудрялась усмотреть даже там, где его не было и в помине. Ладно, гибкие крылья, днища и мосты – они на самом деле выдерживали предписанную правилами статическую нагрузку, но предательски прогибались на скоростях при большем усилии. В конце концов, нет абсолютно жестких материалов… Но под статью о подвижном аэро ФИА умудрилась подвести даже демпферы масс «Рено». И что мы имеем в итоге? В этом году абсолютно легально не просто подвижное, а управляемое пилотом переднее крыло! Мера, на самом деле вынужденная, ибо, как рассчитали главы техотделов из Рабочей группы по обгонам, без возможности скорректировать угол атаки антикрыла, гонщикам будет непросто совладать с болидом при попадании в воздушный мешок впереди идущей машины. Но это не предел. Совсем недавно Макс Мосли заговорил о том, чтобы сделать больше подвижных аэродинамических элементов для упрощения обгонов…

KERS. Новая «священная корова» ФИА – система восстановления кинетической энергии – как раз из разряда хорошо забытого старого. Марио Ильен еще в 1999 году создал для «Макларена» устройство, которое было бы в два раза менее эффективным, чем требуется сегодня, но тогда его запретили. Теперь же Макса Мосли довольно регулярно осеняет по поводу KERS. Из последнего – батареи вредные, поэтому давайте все будем создавать механические и электромеханические системы. А ведь обещал «свободную технологию».

В общем, KERS может оказаться бесполезной, но дорогой и небезопасной игрушкой. К тому же, сейчас нет никаких гарантий, что хоть одна команда выставит на Гран-при Австралии болид, оснащенный этой системой. А если так, не станет ли жизнь этой идеи Мосли самой короткой?

Будущее. По меркам ФИА не так давно (2003-й) произошло вмешательство в очковую систему и формат квалификации, который порой был столь неудачен, что менялся прямо посреди сезона. Федерация готова и здесь дать задний ход, но поскольку, в отличие от предыдущих пунктов, это элементы нетехнического плана, решили спросить нас, зрителей. Признание собственой несостоятельности налицо. Но очевидные шишки, видно, набивать надоело. Теперь, если что, будет на кого все свалить...