2 мин.

Мотор на три гонки? Вряд ли!

Итак, что у нас было? Был один мотор, который должен был проходить дистанцию двух Гран-при подряд, и за его досрочную замену полагался жестокий, на мой взгляд, штраф в 10 мест на стартовой решетке. Количество моторов, которое могла использовать команда, было неограниченным, но, понятно, все старались его минимизировать: 9 на 18 Больших призов плюс один «джокер» на всякий случай.

Когда ФОТА вместе с ФИА решили продлить двигателям жизнь – говорилось, «удвоить» – считалось, что теперь две гонки подряд плавно перетекут в три (тоже подряд). К этому добавлялось еще одно ограничение на общее количество силовых агрегатов – 8.

Сегодня все оказывается совсем не так. Фактически, ограничение только одно – те самые 8 моторов на сезон. И используй их, как душе угодно: в Австралии один, в Малайзии – второй, в Китае – третий и так далее… Вплоть до того, что менять двигатель можно будет даже после квалификации, и все это без штрафов! Тяжелые времена настанут тогда, когда пилот использует все свои моторы, например, угробит пару-тройку из них. Вот тогда ему за девятый положен стандартный штраф в виде 10 мест…

И знаете, мне такой поворот событий по душе. Во-первых, добавляет еще одно измерение в стратегическое планирование – для тех, кто любит тактические и технические мелочи в «Формуле-1». Во-вторых, правило более демократично, поскольку позволяет командам без штрафа манипулировать двигателями, которые из-за предосторожности им хочется поменять, например, перед сложной гонкой, или разбить требовательную связку Италия-Бельгия (в прошлом году многие использовали здесь «джокер»). Это для тех, кто любит спортивную борьбу без вмешательства в нее слишком многих искусственных ограничений.

Теперь займемся, как всегда, легкими арифметическими подсчетами. Гонок, как известно, после отчисления Канады и самоотвода Франции осталось 17. Моторов восемь. Делим… Получаем, что в идеальной ситуации, когда все надежно, работает и не ломается, можно использовать семь моторов, которые пойдут в режиме двух Гран-при, и один – на три гонки. Это конечно, очень упрощенная схема, потому что вариантов компоновки здесь – масса. Например, для предосторожности, можно оставить один двигатель запасным (особенно командам, борющимся за чемпионство), чтобы не было мучительно больно в последних гонках, когда все решается, а у гонщика неожиданно штраф на 10 мест.

Но главное тут другое. О трех этапах, не то что подряд, но даже вообще о трех этапах, при такой схеме не идет речи – все остается почти как в прошлом году. А если бы еще заморозки не было, можно было бы вообще вернуть квалификационные двигатели! Интересно, а не разовьют ли команды эту идею с помощью настроек и «запасных» движков?

Посмотрим, конечно, как это все будет работать на практике, в частности, каким образом будет контролироваться перекидывание моторов туда-сюда. Но предварительный вывод таков: команды мыслят интереснее и свободнее, чем ФИА, и это очень хорошо для «Формулы-1».