5 мин.

Давайте всех дисквалифицируем!

Вот не хотела писать про очередной шпионский скандал, но ладно, с опозданием все же выскажусь. Так сказать, по просьбам трудящихся, а еще и потому, что из-за этой новой передряги повис контракт Алонсо, о котором я так длинно рассуждала в предыдущих постах.

Итак, на первый взгляд, дело «Рено» очень похоже на случай «Макларена»: сотрудник французской конюшни Фил Макерет уличен в незаконном хранении интеллектуальной собственности английской команды. Конечно, там не семьсот с хвостом страниц технических данных о болиде и работе соперника, но три, а по другой версии десять, дискет информации. Да, как это ни смешно, но именно дискет. Это, наверное, такой способ супер-маскировки – ну кому придет в голову, что на этих ископаемых вообще можно что-то важное унести? И, тем не менее, информация не столь обширная, как в случае шпионажа против «Феррари», но существенная, включает в себя детальное описание топливной системы «Макларена», компоновку коробки передач, системы охлаждения и гидравлики, а также чертежи демпфера масс (запрещенного по ходу сезона-2006) и подвески (впоследствии тоже признан нелегальным – прямо как гибкие днища «Феррари»). Как и в случае с Кофлэном, Макерет показывал чертежи коллегам: установлено, что в совокупности около 15 человек видели секретные материалы «серебряных», и аналогично «Макларену», информация взобралась достаточно высоко по служебной иерархии, вплоть до главного конструктора Тима Деншэма.

Дальнейшие аналогии с английской конюшней тоже уместны. Как только случай промышленного шпионажа стал достоянием общественности, злобный нарушитель был отстранен от должности, «Рено» начала сотрудничать с ФИА, дискеты возвращены законному владельцу. И, главное, босс команды поет все тот же знакомый мотив: «Чужая интеллектуальная собственность при разработке наших болидов не использовалась!»

После такого сходства двух случаев шпионажа вывод о возможном наказании «Рено» на Всемирном совете 6 декабря напрашивается, вроде бы, однозначный – им, как и «Макларену», грозит исключение из Кубка конструкторов и крупный штраф. Может не все 100 миллионов долларов – все-таки команда Рона Денниса заплатит из собственного кармана только половину, а вторую ФИА заберет из причитавшихся телевизионных денег, которых у «Рено», за их виртуальное четвертое место будет гораздо меньше. Правда, и Ковалайнену с Физикеллой неприкосновенности никто не обещал, так что наказание вполне может распространиться на пилотов.

Но, говоря о сравнимом наказании, не будем забывать и о существующих различиях между этими двумя делами. Флавио Бриаторе прав, говоря, что их разовый инцидент, когда, переходя на новое место работы, инженер прихватывает с собой в голове и не только, некие данные бывшего работодателя, не идет ни в какое сравнение с тем потоком информации, что сливался из «Феррари» в «Макларен» на протяжении нескольких месяцев, особенно обостряясь в период проведения Гран-при. К тому же, Макерет, как и любой сотрудник, совершающий трансфер по ходу сезона (а он приступил к обязанностям в «Рено» в сентябре 2006-го), в течение нескольких месяцев должен был находиться на своеобразном «карантине», не имея доступа к новейшим разработкам «серебряных». Предположу, что данные, которые он принес на тех дискетах, вряд ли датируются позднее лета прошлого года, если только он не проник в засекреченную для него область. И это тоже несравнимо с тем, как Алонсо в режиме реального времени получал свежайшие сведения о пит-стопах пилотов «Феррари». Скорее всего, именно на эти факты и будет напирать защита на Совете, пытаясь отмазать «Рено» от сурового наказания.

Напомню, что во время как первого так и второго Совета по делу «Макларена» ФИА не удалось точно доказать использование информации «Феррари» при разработке MP4-22. Именно поэтому в июле команда избежала наказания, а вот переписка пилотов с Кофлэном и Степни, помноженная на осознание сокрытия фактов во время первого слушания, сыграла свою отрицательную роль в сентябре.

В результате, у нас есть два прецедента с совершенно противоположным исходом (!), и «Рено» может попасть под любой из них.

Как мне кажется, если команда Бриаторе действительно оказывала всевозможную помощь при расследовании, пойдет на заседание с открытым забралом, признавая свою вину (а не выдумывая истории о том, что донос о нелегальном элементе должен поощряться), и, конечно, если ни у кого в команде за спиной не припрятан стилет, «Рено» вполне может рассчитывать на мягкий вердикт Совета, аналогичный первому июльскому. С другой стороны, пострадавший «Макларен» имеет законное право использовать свой отрицательный прецедент и настаивать на том, что не важно, сколько по объему информации попало в руки соперника, как она циркулировала внутри команды и для каких целей использовалась. Обладание на лицо, ознакомление тоже и «верится с трудом» (как гласил почти в каждом абзаце пресс-релиз сентябрьского заседания), что никто не пытался получить выгоду из секретов. Апелляция, коль таковая понадобится, кажется неизбежной.

Да-а, заварила ФИА кашу! Задача теперь перед Советом стоит архисложная. Оправдательный приговор нужно обосновывать очень четко и аккуратно, дабы не вызвать волну протеста и обвинений в особой нелюбви к «Макларену» и лично к Рону Деннису. Хотя, все равно крику будет… Обвинительный приговор тоже должен быть подкреплен серьезными доказательствами, иначе шпионские дела покатятся как огромный снежный ком. Так-так, что там Ньюи прихватил с собой, уходя в «Ред Булл»? А Гаскойн – в «Спайкер»? А Цандер – в «Хонду»? «Торо Россо» и «Супер Агури» вообще вне закона! О том, как можно вырубить из чемпионата соперника элементарной подставой, отправив к нему на работу своего сотрудника с томиком чертежей, а затем заявившись к нему домой вооруженным полицейским ордером, я вообще молчу…

Если такса за перенос информации из одной команды в другую теперь будет равна 100 миллионам, то далеко не каждая команда сможет выдержать такой финансовый удар. Крепкий «Макларен» остался на плаву, но, например, «Супер Агури» скончается скоропостижно. Да и для «Рено», ежегодно сокращающей расходы на формулическую программу, сумма близка к критической. В последние месяцы команда формировала стратегию и бюджет на будущий сезон вокруг Фернандо Алонсо и спонсоров, подтягивающихся на имя двукратного чемпиона мира. Все это может рухнуть в одночасье – спонсоры не захотят, чтобы их деньги пошли на уплату штрафа, испанец без должного финансового пакета откажется сотрудничать. Вон он уже отложил решение до «после Совета».

А вдруг, окажется, что в делах «Макларена» и «Рено» есть еще одна существенная разница? Вдруг откроется, что французская команда взяла, да и реализовала идеи соперника в конструкции своих автомобилей? Тогда уж не только очков в Кубке конструкторов лишат, и пилотов заодно накажут, и штрафа еще дадут. Тут дисквалификацией на пару сезонов уже запахнет. Ох, не лезла бы лучше ФИА в эти шпионские страсти -- так можно и без команд вообще остаться.