6 мин.

Кружок интервьюеров

Нет более невыполнимого дела, чем отложенное. Когда создавался этот блог, подразумевалось, что сюда будут выкладываться тексты студентов нашей школы. Однако время показало, что серьёзной необходимости в этом нет - те, кто пишет, уже имеют практику в тех или иных спортивных изданиях. А те, кто не пишет (вроде меня), тому и выкладывать в блог нечего. Но мне не даёт покоя просьба написать побольше о нашей Школе. Предлагаю свой текст весеннего образца, когда к нам в первый раз пришёл один из авторов легендарной рубрики "Разговор по пятницам" в "Спорт-Экспрессе", наш нынешний постоянный преподаватель Александр Кружков. Надеюсь, этот текст прольёт немного света на то, как проходят занятия студентов.

В позапрошлую среду я пораньше закончил работу, и уже в четыре часа дня был дома. На курсы нужно было только к семи, так что у меня в распоряжении оставалось целых два часа абсолютно свободного времени. Неспешно пообедав, я наполнил свою любимую кружку горячим кофе с молоком и прилег на диван с ноутбуком на коленях.

По привычке открыв свой почтовый ящик, и одновременно загружая страницы социальных сетей, я вдруг вспомнил о наставлении Игоря Рабинера как можно чаще читать «Разговор по пятницам». В ту же секунду, я с удовольствием развернул газету «Спорт-Экспресс». Почти так, как это делал мой дедушка только без характерного хруста свежей бумаги и дежурного откашливания. Всего-то клацнул по кнопке и бездушное, но вполне удобное электронное издание предстало моим глазам.

Это было мое первое знакомство с «Разговором по пятницам». В том интервью авторы рубрики Александр Кружков и Юрий Голышак общались с легендой отечественной спортивной журналистики Юрием Ростом. Отхлебнув любимый горячий напиток, я с интересом приступил к чтению.

В самом начале я, как и советовали авторы, нашел короткую заметку Роста под названием «Кипиани уходит» (еще одно преимущество электронной версии газеты). И снимок, и текст заставили если не заплакать, то увлажнить глаза уж точно. А дальше было самое захватывающее – байки знаменитого журналиста.

Я увлеченно читал о приключениях Юрия Роста на двух Олимпиадах – мюнхенской и барселонской. Между которыми, на секундочку, промежуток в двадцать лет! И еще больше двух десятков между играми в Барселоне и сегодняшним днем. Это какой же насыщенной должна быть жизнь, если спустя столько лет остаются такие шикарные впечатления?

С восхищением и жадностью я проглатывал воспоминания о великих людях – от Белова и Санеева до Горбачева и Сахарова. О том, как создавались легендарные фотоснимки. О джинсах и фотоаппаратах. О секретах московской Олимпиады и нераскрытом кольце сочинской. Да одна только история про собаку Вадима Синявского чего стоит!

C интервью управился за час. Обычно читаю не быстро, а тут получилось само собой. Значит, увлекся, значит зацепило. В последний раз что-то подобное испытывал при прочтении произведений Довлатова. Вспомнил добрым словом и Игоря Рабинера – какую сокровищницу интересных бесед посоветовал!

То, с каким мастерством Кружков и Голышак вытащили из Роста все эти чумовые байки, просто не укладывается в голове! Ведь по большому счету, каждый из нас имел честь «повстречать» Юрия Михайловича в коридоре сочинского пресс-центра. И услышать от него массу интересных историй, глазами, ушами и диктофонными записями авторов «Разговора по пятницам». Причем, в удобной для каждого из нас обстановке: я – развалившись на диване, вы – как-нибудь ещё…

Невозможно измерить ни в знаках, ни в цифрах, ни в любом другом объеме то количество информации, которое попадает в наши головы ежедневно. С таким же успехом можно пытаться сосчитать количество литров воды, которое вмещает Тихий Океан. Вам знакомо чувство, которое испытываешь при подготовке к важному экзамену? Та самая финальная ночь, когда пытаешься за несколько часов втиснуть в голову информацию, которую проходили в течение нескольких месяцев. А в идеале – нужен всего один билет.В «Разговоре по пятницам» лишней информации нет. Её уже отфильтровали, прокипятили и подали готовой. Бери и радуйся. Читай и наслаждайся. Это — высший уровень.

***

Когда я узнал, что к нам в гости придет живой Александр Кружков, то решил хорошенько подготовиться. Полез в интернет, чтобы найти о нем какую-нибудь интересную информацию. И почти сразу кое-что откопал – человек родился в Москве, потом учился в школе Тбилиси, а затем вернулся в Москву, и поступил в МГУ на факультет журналистики.

Сразу представилось, как отца юного Александра, несомненно, военного, переводят по службе в столицу Грузии, и всей семьей они перебираются туда. Как сложно приходится маленькому Саше адаптироваться в новых условиях. Как в классе седьмом-восьмом будущий сотрудник «Спорт-Экспресса» с трудом завоёвывает популярность, написав свою первую спортивную статью. Как по окончании школы он возвращается в свой родной, и одновременно чужой город – Москву. Как поступает на журфак МГУ, по иронии судьбы опередив на несколько баллов приезжего грузина.

Примерно такую картину рисовало моё воображение, и примерно об этом я собирался расспросить Александра. В подобных историях, как правило, есть немало интересного.

Как выяснилось позже, Александр никогда в Грузии не учился, а дезинформация об этом – всего лишь проделки старины Фейсбука. Зато эта маленькая промашка помогла мне обратить на себя внимание Александра. А для чего мне это нужно, напишу чуть позже.

Александр представлялся мне энергичным, гиперэмоциональным, громко и бодро говорящим человеком, с низким голосом. Оказалось, он вполне спокойный, уравновешенный, интеллигентный мужчина, с довольно высоким тембром. Я даже немного расстроился поначалу.

Но уже через минуту увлеченно слушал о том, как брались интервью у Леонида Слуцкого, Виталия Кличко и все того же Юрия Роста. С удивлением узнал, что изначально Кружков это интервью делать не хотел, а Голышак его убедил (тут, конечно, подметил ценность исполнения таких интервью именно дуэтом).Я узнал о том, с чего лучше начать, как подцепить собеседника, и о чем лучше не спрашивать. Когда задавать острые вопросы, а когда – нейтральные. Прием «плохого и хорошего полицейского» еще раз убедил меня в том, какую же пользу приносит работа в тандеме.

Мы с ребятами слушали истории о том, где именно, в каких условиях брались интервью у самых разных людей, и одновременно учились искусству проведения интервью. Тренировались сразу, «на кошках», в данном случае – на Александре Кружкове, время от времени задавая все интересующие вопросы. Наш гость внимательно слушал, и каждому отвечал. В тот момент он сам оказался в роли звезды, и мне было любопытно, насколько интересно ему будет побывать по ту сторону диктофона.

Мы задавали уточняющие вопросы или вставляли какие-то дополнительные слова. Иногда Александр бодро отвечал «Ну, да!», и в этот момент становилось ясно – ты угадал. А иногда он говорил «Ну, не то что бы…», и ты понимал – а вот тут мимо. Важность употребления уточняющих вопросов Кружков подчеркнул отдельно. Ведь обычно именно при помощи них из собеседника и вытаскивается всё самое интересное и вкусное. 

Беседа длилась два с половиной часа. За это время я успел узнать колоссальное количество любопытной информации об искусстве интервью. Смог задать абсолютно все вопросы, которые готовил. Даже про Тбилиси. Из рассказанных Александром историй о встречах со знаменитыми людьми можно было бы составить отдельный репортаж, который хоть сейчас – в номер. 

Так же как маститые журналисты Кружков и Голышак беседовали с маэстро Ростом, так и мы – зеленые интервьюеры разговаривали с настоящим профессионалом, чье фото регулярно видим по пятницам в газете. Разговаривали и учились. 

Для чего же мне так было нужно знакомство с Александром? В английском языке есть выражение – «at the distance of the handshake», что дословно означает – «на расстоянии рукопожатия». В России это более известно как «Теория шести рукопожатий», согласно которой все люди на Земле знакомы друг с другом через шестерых человек. В данном случае, тот факт, что я познакомился с Александром лично, приблизил меня к огромному количеству знаменитых людей вплоть до одного рукопожатия. Что уж говорить о другом прекрасном интервьюере – Игоре Рабинере, знакомство с которым делает меня условным «приятелем» таких человечищ как Майкл Джордан, Уэйн Гретцки и Пеле!

На самом деле здесь намного важнее совсем другая вещь. Общаясь с такими людьми, ты получаешь солидную дозу бурлящей и клокочущей, будто лава в вулкане, энергетики из воспоминаний Александра или Игоря о беседах с легендарными, знаменитыми людьми. Заряжаясь подобными эмоциями, ты вдохновляешься на многое. И чувствуешь, что когда-нибудь сможешь вычеркнуть все имена из списка людей, с которыми хотел бы сделать большое классное интервью.