3 мин.

Сила чемпионата, легионеры и сборная

В настоящее время ведётся множество споров о том, как лимит на легионеров влияет на выступления сборной России. Станет ли сильнее сборная, если убрать лимит, или надо затягивать его посильнее. Попробуем решить этот вопрос, привлекая основы математического анализа.

Итак, нам доступны 3 параметра, которые нас интересуют:

 

Колонка «Чемпионат» — это баллы первенства страны в рейтинге УЕФА, самый адекватный показатель силы чемпионата на сегодняшний день, да ещё среди сильных чемпионатов. Показатель линейный, т.к. баллы зарабатываются непосредственно победами клубов, неучёт силы соперников компенсируется усреднением по клубам страны.

Колонка «Легионеры» — это процентная доля легионеров в чемпионате страны, линейный показатель.

Колонка «Сборная» — это баллы сборной страны в рейтинге ФИФА, они даются за победы и учитывают силу соперников, т.е. этот показатель линейно совпадает с нашими представлениями о сильной сборной (выигрывает у сильных и не позорится со слабыми).

 

Далее все эти показатели были нормированы к единице, и была введёна ещё одна колонка — «Сборная*». Об этом и пойдёт речь.

 

«Сборная*» — это наша попытка вывести силу сборной, используя данные первых двух колонок. Было логично ввести простенькое правило, что сила сборной напрямую зависит от силы чемпионата и обратно зависит от засилья легионеров в нём. Поэтому берём такую формулу:

, где N и M — это степенные показатели, свидетельствующие о важности силы чемпионата и доли нелегионеров, соответственно. В колонке «сборная*» второй таблицы представлены результаты расчёта для значений N=1 и M=1/3, именно при таких значениях получается максимальная сходимость теории с практикой. Отрицательные погрешности у Англии, Италии и Франции говорят нам о том, что эти сборные в последнее время выступали ниже своего потенциала — с этим согласятся многие. А вот «голландский феномен» их непропорционально сильной сборной удивляет многих уже не одно десятилетие. Остальные сборные несильно отличаются от упрощённого теоретического предсказания.

Впрочем, вернёмся к нашим N=1 и M=1/3. Эти параметры говорят нам о том, что для игры сборной сила внутреннего чемпионата куда значительнее, чем число легионеров. Если мы при существующем порядке вещей взвинтим долю легионеров до 90%, то РФПЛ в рейтинге УЕФА сравняется лишь с Францией, а вовсе не покорит вершины Ла Лиги и АПЛ.

Отсюда следует простой вывод: надо очень тонко ослаблять лимит, но чтобы при этом сила клубов значительно вырастала. Например, если каким-то образом вывести из рамок лимита очень сильных футболистов, тогда к нам легче поедут мастера, и клубы добьются бо́льших успехов в Европе. Если такое удастся провернуть, то сборная от этого только выиграет. А простое ослабление лимита по формуле 7+4 или 8+3 может не помочь.

Таким образом, с помощью простого матанализа мы обосновали точку роста для нашего футбола.