1 мин.

Поворотный момент в развитии шахматных задач в XIX веке

В середине XIX века, в 1851 году, выходит сборник этюдов И. Клинга и Б. Горвица, который предопределил дальнейший путь шахматных этюдов и задач.

Бернхард Горвиц (1807 - 1885) родился 10 мая 1807 года в Нойштрелице в еврейской семье. Свое имя Бенджамин вскоре поменял на Бернхард - на немецкий лад. Ещё в молодости Горвиц стал членом шахматного Союза Германии и вскоре выдвинулся в число лучших игроков страны. С 1836 по 1839 изучал живопись в берлинской академии искусств, был художником - миниатюристом, в это же время состоял в «Берлинской плеяде» - группе сильнейших берлинских шахматистов и аналитиков. Члены «Берлинской плеяды» первыми способствовали распространению и популяризации шахмат в Германии. Однако, через некоторое время в плеяде произошел раскол, из-за которого Горвиц её покинул. В 1839 году Горвиц переезжает в Гамбург, а спустя шесть лет в Лондон, где учится, играя с сильнейшими игроками страны. Получает британское гражданство и принимает активное участие в шахматной жизни Англии.

Бернхард Горвиц

В 1851 Горвиц принял участие в первом международном турнире в Лондоне, где занимает седьмое место, уступив в четвертьфинале Стаунтону 2,5:4,5.

Бернхард Горвиц и Говард Стаунтон

Наибольшую известность завоевал благодаря журналу «Chess Players», который выпускал в 1851-1853 годах вместе с Йозефом Клингом. Исследовал эндшпильные позиции, создавал этюды, имеющие значения для теории эндшпиля. Сейчас работы Клинга и Горвица можно увидеть во многих учебниках по заключительной стадии игры. Недаром мастеров до сих пор называют «дедушками» современного этюда.

Бернхард Горвиц умер 29 августа 1885 года в возрасте 78 лет.

Йозеф Клинг

Йозеф Клинг (1811 - 1876) родился в Майнце 19 марта 1811 года. Был профессором музыки, шахматным литератором. С 1830-х годов жил в Англии, где и познакомился с Горвицом. Впервые осуществил в этюде замурование фигуры в защите; автор темы, названной его именем (замурование -  термин, означающий ограничение линии действия дальнобойной фигуры ходом другой фигуры того же цвета на эту линию. Может служить темой в задаче или этюде).

Произведения Клинга и Горвица - типичные позиционные этюды, характерные для своего времени, но есть немало примеров, где эстетика, яркая комбинация выходят на первый план. Они работали над такими темпами, как мат одним конём, лестница, «спертый мат», различные ступенчатые движения ферзя, первые опыты применения контригры черных и др.

Пример «спертого мата»:

1. Kg5+ fg 2. Ke5+ Kpf6 3. Kg4 Kpf7 4. e5 e6 5. Kh6 x

Выигрыш фигуры - еще одна распространенная идея в творчестве Клинга и Горвица. Выигрывается преимущественно ферзь. Способы его выигрыша довольно разнообразны: линейный удар, коневая вилка, связка. Иногда различные темы соединяются в одном этюде.

1. Фc8+ Kpg5 2. Фg8+ Kph6 3. Фе6+ Kpg5 4. Фd5+ Kpg4 5. Фd7+ Kpg5 6. Фb5+ Kpg4 7. Фе2 h3 8. Kph2 и выигрывают

В этюдах этих мастеров можно найти и такие идеи - проведение пешки, выгодный фигурный размен, разрушение неприступных позиций (крепостей).

В этюде ниже, для достижения выигрыша нужно дать свободу действий белому королю. Вот почему, находящийся под его защитой белый конь, в свою очередь, защищающий пешку, стремится найти место подальше от черного короля.

1. Kd6! Kpb4 2. Kb7 Kpb5 3. Kpd4! Kpc6 4. Kc5 Kpb5 5. Kb3 Kpb4 6. Kpd5 Kp: b3 7. Kpc5! Kpc3 8. Kpb6 и выигрывают

В следующем этюде

1. Лg8+ Kpf1 2. Лh8 Kpe1 Черные отдают пешку h2, иначе ходы будут повторяться 3. Л: h2 Kpd1 4. Лb2! b5 5. Kpf4! (ход, с целью совместить защиту своей пешки с нападением на неприятельскую) Kpc1 6. Лb4 Kpc2 7. Kpe5 (король успел вовремя) Kpc3 8. Л: b5 - ничья

Объединившись, мастера стали не только крупнейшими этюдистами своего времени (более 200 этюдов), но и родоначальниками значительного количества этюдных тем. Кроме того, им принадлежит сам термин «этюд» (нем. Studie; в русский язык, по инициативе М. И. Чигорина, вошёл его французский аналог).

Спасибо за то, что прочитали этот текст! Чтобы не пропустить продолжение и новые материалы, подписывайтесь на блог ЗДЕСЬ

С использованием материалов: Ф. С. Бондаренко «Становление шахматного этюда».