1 мин.

Шахматная композиция начала XIX века

К началу XIX века успехи шахматной композиции продолжали оставаться довольно скромными. В большинстве своём они по-прежнему представляли многофигурные мансубы с островками эндшпильных позиций.

Как известно, одним из главных факторов развития шахматной композиции является шахматная литература. Как я уже писал в одном из своих текстов, появление первых мансуб неотделимо от древних восточных шахматных манускриптов. Первые европейские шахматные задачи также содержатся в рукописях. Не стоит забывать, что такой вид литературы был доступен ограниченному кругу читателей из-за недостаточного уровня грамотности среди населения.

Огромное значение для ускорения развития шахматной композиции имело изобретение книгопечатания. Круг читателей данных трудов заметно расширился. Но даже в этих условиях массы шахматистов оставались слабо информированы о содержании публикуемых книг. Они издавались редко, небольшими тиражами.

Период развития шахматного этюда с 1801 по 1845 г. историки называют «старой школой». Многофигурные задачи того времени мало отличались от мансуб. Стоит заметить, такое чёткое ограничение периода весьма условно. Установить точную дату расслоения мансуб невозможно, этот период был очень длительным. Огромное значение для развития композиции сыграл грандиозный труд Аарона Александра «Сборник наиболее лучших шахматных задач», выпущенный парижским изданием в 1846 году. А. Александр (1766 - 1850) родился в Германии в еврейской семье, в возрасте 28 лет переселился в Париж. Сначала работал преподавателем немецкого языка и изобретателем-ремесленником, затем увлёкся шахматами и стал одним из сильнейших шахматистов Франции. В своей антологии Александр собрал огромную коллекцию шахматных задач - более 2000. Его книга представляла собой буквально памятник предыстории шахматной композиции на тот период времени.

Аарон Александр

До середине XIX века шахматная задача и этюд были неотделимы друг от друга. Дальше у них определятся самостоятельные пути развития.

Один из этюдов антологии А. Александра:

1. Лс5+ Кс4 2. Л: с4+ Kpd2 3. Лс2+ Кре1 4. Ле2+! С: е2 5. Kf3+! C: f3 пат.

Спасаясь от матовой угрозы, черные неожиданно запатывают белых, да еще со связкой слона! И это не слишком распространено!

Автор этой композиции - Карл Фридрих Шмидт - немецкий проблемист, составил более 100 композиций, часть которых собрана в книге «120 шахматных загадок», зданной в Бреславе в 1820 году. В своём творчестве Шмидт следовал манере Стаммы.

Первым, кто понял красоту «правильных» матов в заключительной стадии борьбы, был Юлиус Мендгейм, немецкий шахматист и композитор. В 1814 году он издал книгу «Карманная книжка для любителей шахмат», в которой 20 задач с пешечными матами и 31 задачи с прочими положениями. В 1832 году в Берлине он издает свою вторую книгу «Задачи для шахматистов», где 82 произведения, среди которых есть и этюды.

1. Kd7 a2. Иначе пешка будет задержана 2. Kdf6 a1Ф + 3 3. Кре6 ничья.

Силы черных разъединены, а одинокий черный ферзь бессилен что-либо сделать. Это ценная находка Мендгейма неоднократно варьировалась этюдистами более позднего времени.

Центром шахматной жизни того времени было, учрежденное в первой половине XVIII века, «Кафе де ля Режанс», расположенное в центре Парижа. Постоянными посетителями были Деламбер, Тургенев, Вольтер, Дидро, Жан-Жак Руссо, Франклин и другие выдающиеся люди того времени. Многие годы кафе гордилось мраморным шахматным столом, за которым в 1798 г. играл Наполеон. Осенью 1843 г. «Кафе де ля Режанс» стало ареной поединка ведущих шахматистов своего времени — Пьера де Сент-Амана и Говарда Стаунтона. Стаунтон победил в 11 встречах, проиграв 6, 4 партии закончились вничью. Во время поездки по Европе в 1858 - 1859 гг. в кафе часто бывал американский шахматист Пол Морфи, здесь он победил Гарвица со счётом 5,5 к 2,5. Это стало вершиной в шахматной истории кафе. Позднее в кафе ещё проходили заметные шахматные мероприятия, как, например, дистанционный шахматный турнир 1894 г. с шахматным клубом Санкт-Петербурга.

Café de la Régence в 1874 году

Часто там бывали Филидор, Дешамель и другие. Александр Луи Оноре Лебретон Дешапель (1780 - 1847) - генерал, участник наполеоновских войн, после битвы при Ватерлоо подал в отставку и посвятил себя шахматам. Он всегда давал фору своим соперникам, по меньшей мере пешку и два хода. Когда его ученики достигли уровня учителя, он отрёкся от шахматного трона, который занял его ученик Луи-Шарль Маэ де Лабурдоне (1797 - 1840) - сильнейший нахматист мира своего времени. Лабурдоне родился в знатной дворянской семье. Разорившись в результате неудачных денежных операций, был вынужден стать профессиональным шахматистом. В 1824 году он посетил Лондон, где победил лучших английских шахматистов. В 1833 году он опубликовал двухтомный «Новый трактат по игре в шахматы», переведенный на русский и испанский языки. Большую славу Лабурдоне принес его второй визит в Лондон в 1834 - 1835 гг., где он одержал победу над выдающимся английским шахматистом - Мак - Доннелем. Большой его заслугой является основание, совместно с А. Мери, первого шахматного журнала в мире «Паламед» - в 1836 году.

Из-за тяжелой болезни Лабурдоне «Паламед» в 1839 году прекратил своё существование. В 1840 году в бедственном положении, больной и без средств к существованию, Лабурдоне приехал в Лондон. Он умер без гроша в декабре 1840 года, будучи вынужденным продать все свое имущество, включая одежду, чтобы удовлетворить своих кредиторов.

Луи-Шарль Маэ де Лабурдоне

Возобновил издание журнала «Паламед» (с 1841 по 1847 гг.) известный французский шахматист Пьер-Шарль Фурнье де Сент-Аман (1800 - 1873). Сент-Аман родился 12 сентября 1800 года в замке Латур близ французского Монфланкена. Пьер происходил из очень богатой известной семьи, его карьера складывалась благодаря покровительству родителей: капитан национальной гвардии, потом дипломатический работник в колониях Франции, а затем дворянин занялся оптовой торговлей вином. Сент-Аман с юных лет был учеником эльзасского маэстро Вильгельма Шлумбергера, который был оператором знаменитого автомата «Турок». Начиная с 1820-х годов, завоевал славу одного из лучших игроков парижского кафе «Кафе де ля Режанс».

Благодаря своему участию в спасении дворца во время французской революции 1848 года пошел вверх по карьерной лестнице. Сначала Пьера назначили губернатором, потом французским консулом в Калифорнии. По возвращении во Францию Сент-Аман несколько лет писал трактаты о французских колониях, а также книгу о винах Бордо. Сент-Аман участвовал с Бирмингенском турнире 1858 года, где проиграл во втором круге Фалькбееру. Также он секундировал Полу Морфи во время матча гениального американца с Адольфом Андерсеном. С 1861 года известный французский шахматист жил в своем алжирском замке «Гидра». 29 октября 1873 экипаж Пьера Сент-Амана потерпел крушение – престарелый торговец вином вылетел из кареты, получив тяжелые травмы. Сент-Амана доставили в его замок, где он умер, не приходя в сознание.

Приемником Пьера Сент-Амана был Лионель Адальберто Багратион Феликс Кизерцкий (1806-1855). Он родился 1 января 1806 года в эстонском городе Тарту, который тогда входил в состав Российской Империи. Кизерицкий окончил университет Тарту и некоторое время работал преподавателем математики. В 1838-1939 годах Лионель играет матч по переписке с Карлом Янишем. Соревнование осталось незавершенным, но успешная игра против именитого маэстро вдохновила Кизерицкого – он переехал в Париж и стал шахматным профессионалом. В Париже он часто бывал в «Кафе де ля Режанс», давал уроки шахмат, редактировал в 1849 - 1851 г. шахматный журнал «Паламед». Его именем названо одно из разветвлений королевского гамбита, горячим поклонником которого и гамбитной игры в целом маэстро являлся. В 1849 - 1851гг. под его редакцией выходил шахматный журнал «Режанс». Занимался он и композицией. Один из его этюдов:

1, Kpd3! Kpe6 2. Kpe4 Kpd6 3. Kpf5 c4 4. Kp: g5 Kpc5 5. Kpf5 b5 6. f5 b4 7. Ke4+ Kpd5 8. g6 b3 9. g7 b2 10. g8Ф+

С развитием этюдной композиции шахматисты - практики, занимаясь изучением эндшпильных окончаний, вносили в нее новый элемент - малофигурность. С появлением в XIX веке подлинного этюда (рождение которого связывают с выходом в 1851 году сборника Клинга и Горвица) эта его линия развития стала главенствующей.

Такое изменение направления развития происходило довольно длительное время. Много работ в этом направлении проделали шахматисты начала XIX века. Это прослеживается в творчестве английских шахматистов У. Льюиса и Д. Уокера. Ходы решений у них не всегда единственно верные, иногда не строго последовательны - допускается перестановка, но решения достигаются обычно единственным планом игры. В этюдах на выигрыш белые имеют небольшой перевес, но реализовать его - не просто. Именно такой вид в основном и имеет позиционный этюд XIX века.

Слева направо: Льюис, Уокер, Монгредиен

Уильям Льюис (1787 - 1870) - один из сильнейших шахматистов Англии в начале XIX века, работал служащим коммерческой фирмы. Ученик Дж. Саррата, продолжал его деятельность как пропагандист идей итальянской школы. Преподаватель шахмат. Опубликовал ряд исследований, посвященных гамбитам — королевскому, шотландскому, Эванса. Перевёл на английский язык работы Дж. Греко, Стаммы и Карреры. Двухтомник Льюиса «Цикл лекций о шахматной игре» пользовался популярностью и выдержал несколько изданий.  Один из его этюдов:

1. Kpd7 Kpg8 2. Kpe8(e7) Kph8 3. Kpf8(f7) h5 4. g5. Избегая запатования. ... 4. fg 5. f6 и выигрывают

Джордж Уокер (1803 - 1879) - знаменитый английский шахматист, последователь Льюиса. Он был редактором первого постоянного шахматного отдела в журнале «Беллс лайф» (1832 - 1873) и первого шахматного английского журнала «Филидориен» (1837 - 1838; вышло 6 номеров). В 1831-м году основал Вестминстерский шахматный клуб. Автор ряда шахматных книг. Перевёл на английский язык работу К. Яниша «Новые анализы начал шахматной игры». Один из его этюдов:

1. b5 g4 2. a6+ Kpa7 3. c6 Kpb6 4. Kpg1! f3 5. Kpf2 h3 6. Kpg3 и выигрывают

В 40-е годы XIX века появляются первые шахматные журналы в ряде стран. Что ведет за собой ускорение развития шахматной композиции. Многие из них были недолговечными, но появление печати шахматной литературы сыграло большую роль в развитии композиции. Не меньшую роль сыграл и рост связей как внутри стран, так и между ними. А. Уайт считал, что величайшим фактором в развитии шахматных задач явилось строительство железных дорог. Это позволило установить связи между композиторами при помощи дешевой почты.

В процессе развития шахматного этюда заметно, что первые этюды созданы проблемистами - авторами задач, как случайные, одиночные находки в их творчестве. Вместе с ними создаются и гибриды - этюдо-задачи.

Одним из выдающихся проблемистов того времени был Адольф Андерсен (1818 - 1879) - (профессор, преподаватель немецкого языка и математики в Верцлаве) вошел в историю шахмат как победитель первого международного турнира, состоявшегося в 1851 году в Лондоне. Именно этот выдающийся успех, победы над лучшими мастерами того времени, позволили Андерсену считаться после Лондона неофициальным чемпионом мира. Андерсен был, пожалуй, самым ярким представителем шахматного романтизма. Стиль его побед вызывал восхищение современников: постоянное стремление к атаке, красивые комбинации, многочисленные эффектные жертвы… В историю шахмат вошли его «легкая» партия с Кизерицким, названная «бессмертной», а также партия против Дюфреня – «неувядаемая или вечнозеленая». По мнению многих известных шахматистов, например, Рихарда Рети, именно Андерсен отрыл миру всю силу комбинации. В его творчестве она созрела настолько, что стала затем основой позиционной игры.

В 1842 году в Бреславе он издал сборник «Задачи для шахматистов», в нём более 60 задач, среди которых немало этюдо-задач.

1. Фe1! deФ 2. Лd4 Фс3 3. Ла4+ С: а4 4. b4+ Ф: b4 5. ab Х

Мы уже проговорили про центр шахматной жизни Парижа, в свою очередь, в Берлине шахматная жизнь кипела в клуб, основанном еще в начале XIX века. А в 1830 году было основано Берлинское шахматное общество.

Большую роль в развитии шахмат в Германии сыграла группа энтузиастов, названная «Берлинская плеяда», или «Семизвездие», начавшая свою деятельность в 1835 году. Ее руководителем был Людвиг Бледов (1795 - 1846). Помимо него, в состав входили: В. Ганштейн (1811 - 1850), К. Майет (1810 - 1868), К. Шорн (1802 - 1850), Б. Горвиц (1807 - 1885), который стал крупным этюдистов, переехав в Англию, П. Р. фон Бильдер (1815 - 1840) и Т. фон дер Лаза (1818 - 1899).

Людвиг Бледов - школьный учитель математики, был президентом Берлинского шахматного общества вплоть до своей смерти в 1846 году. В 1846-м основал «Шахцейтунг»-- первый немецкий шахматный журнал, который издается в по сей день, только ныне переименованный в «Дейче шахцейтунг», является старейшим шахматным журналом в мире. В 1830-х годах организовал первые в Германии матчи по переписке: Берлин - Бреслау, Берлин - Гамбург, Берлин - Магдебург. Автор сборника партий Korrespondenz-Partien. В 1845 году победил молодого Адольфа Андерсена (+4,-1). Бледов - автор контргамбита, названного его именем. Один из его этюдов из «Хандбух» (первое капитальное дебютно-теоретическое руководство по шахматам. Задумано П. Бильгером, составлялось им в 1839 - 1840, завершено и выпущено Т. фон Лазой (1843)):

1. Kpg5 Kf2 2. h4 Ke4+ 3. Kpg6 K: d6 4. h5 Kpg4 5. h6 Kf5 6. h7 и выигрывают

Развитие шахматной композиции в то время начался и в Англии. Английский шахматист Горацио Болтон (1793 - 1873) за свою жизнь опубликовал много шахматных задач. Из них стоит отметить 70 задач, приведенных в трудах А. Александра. Болтон публиковал свои задачи и в «Чесс плейерс хроникл» и в шахматном отделе «Иллюстрейтед Лондон ньюс», редактором которых был выдающийся английский шахматист Говард Стаунтон (1810 - 1874).

Одна из его этюдо-задач, посвящена Г. Стаунтону, называется «Архимедов винт».

1. Фf3+ Kpa7 2. Kc6+ Kpa8 3. Kd8+ Kpa7 4. cb+ Kp : b6 5. Фc6+ Kpa7 6. Фс5+ Kpa8 7. Фd5+ Kpa7 8. Фd4+ Kpa8 9. Фe4+ Kpa7 10. Фe3+ Kpa8 11. Фf3+ Kpa7 12. Фf2+ Kpa8 13. Ф: g2+ Kpa7 14. Фf2+ Kpa8 15. Фf3+ Kpa7 16. Фe3+ Kpa8 17. Фe4+ Kpa7 18. Фd4+ Kpa8 19. Фd5+ Kpa7 20. Фc5+ Kpa8 21. Ф: c8

В Англии в то время составляли этюды и другие проблемисты. Вильям Боне (1810 - 1874) опубликовал много этюдных позиций, представляющие собой довольно простые наброски тем, которые будут раскрыты позднее. Шахматист Джон Браун (1827 - 1863) опубликовал несколько этюдных, но стоит признаться, примитивных позиций.

В Италии одним из авторов этюдов был Игнацио Кальви (1797 - 1872). Знаменитый итальянский шахматист и военный. После участия в народном восстании в Модене и участия в военной кампании Савойской армии, он был вынужден эмигрировать. Он переехал в Париж в 1834 году, оставаясь там 14 лет. В знаменитом «Кафе де ля Режанс» он сыграл много игр с выдающимися французскими игроками, будучи признанным сильным мастером. Публиковал свои работы в «Паламеде» и других изданиях.

1. a8Л! Kh7 2. Лg8 Kg5 3. Л: g5

Огромную роль в развитии шахматной композиции сыграл сборник этюдов И. Клинга и Б. Горвица, вышедший в Лондоне в 1851 году. Он фактически разделил шахматную композицию на два потока - задачи и этюды. Но о нём мы поговорим уже в следующий раз.

Спасибо за то, что прочитали этот текст! Чтобы не пропустить продолжение и новые материалы, подписывайтесь на блог ЗДЕСЬ

С использованием материалов: Ф. С. Бондаренко «Становление шахматного этюда».