9 мин.

История возникновения шахматной композиции. XVIII век

В XVIII веке большую роль в развитии композиции сыграли Филипп Стамма и Франсуа-Андре Даникан Филидор. Филипп Стамма родился примерно в 1705 году в городе Халеб (Алеппо в нынешней Сирии), большую часть жизни провёл в Англии (в 20-х годах он переехал в Лондон, где поступил переводчиком с восточных языков в министерство иностранных дел). У себя на родине Стамма учился играть по арабским правилам, и новые правила шахматной игры узнал только в Лондоне от фон Оллена и Людвига Бледова. Именно поэтому Филипп свои шахматные композиции составлял, руководствуясь канонами шантранджа, установив своеобразную связь между старыми и новыми шахматами. Как в мансубах, позиции Стаммы напоминают положения из практических партий, причём король белых, которым нужно поставить мат неприятельскому королю (или выиграть партию), сам находится в безнадёжном положении. В 1737 году он написал труд «Essai sur le jeu des echecs» («Опыт шахматной игры, содержащий правила, как хорошо играть и добиваться выгоды посредством тонких ходов, которые можно назвать секретами этой игры»), где привёл 100 позиций задачного или этюдного типа, в которых выигрыш достигается путём эффектных комбинаций с жертвами или тонкими этюдными манёврами.

Филипп переработал свою книгу и в 1745 году уже в Лондоне выпустил дополненное издание под названием «Благородная игра в шахматы», где видоизменив и заменив ряд задач, добавил 74 дебютных варианта, в том числе защиту против популярного тогда в Англии гамбита Каннингема. Книга Стаммы неоднократно переиздавалась, была переведена на немецкий, нидерландский и итальянский языки, и заметно повысила интерес у европейцев к задачам и этюдам.

Считался приверженцем итальянской шахматной школы. Известно, что в 1747 году Филипп Стамма сразился с юным Франсуа Филидором в матче, но проиграл +2-8, причём Филидор все партии играл чёрными, а ничьи засчитывал себе как проигрыш. Вот только партии матча не сохранились.

Именно с его именем связано изобретение алгебраической нотации (способ записи шахматных ходов), усовершенствованной М. Гиршелем (1784). Она была предложена в виде замены громоздкой описательной, применявшейся ещё в шатрандже.

В описательной нотации каждый квадрат имеет два названия, в зависимости от того, ведут запись белые или чёрные. Каждая клетка получает имя, соответствующее фигуре, которая занимает первую горизонталь в начале игры. Это было громоздко и неудобно, к тому же, порождало значительную путаницу. Чтобы разобраться в такой записи, нужно было долго учиться.

Стамма же обозначил все фигуры (и вертикали) заглавными латинскими буквами от A до H, а пешки – буквой P. Запись хода начиналась с буквы, обозначающей фигуру, которая делает ход, затем следовала буква, обозначающая линию, на которую она ставится (скажем, ход, который мы сегодня записали бы как Лc8 по методу Стаммы выглядит как AC8.

Такая запись была компактной, хотя тоже не слишком удобной, и описательная нотация ещё полвека не сдавала своих позиций. Однако в 1784 году М.Гиршель, издавая труды Греко и Стаммы, заменил часть букв на цифры, а фигуры стал именовать отдельно. Это оказалось настолько удобно, что его вариант сегодня используется повсеместно.

Задача Стамма 1737 год.

Ход белых и мат в 9 ходов:

1. Cf4+ Кра8 2. Кb6+ аb 3. Ла1+ Ка6 4. Л:а6+ ba 5. Cg2+ Kpa7 6. Ф:b6+ Кр:b6 7. Kd7+ Kpa7 8. Се3+ Лс5 9. С:с5#.

Все задачи Стаммы — типичные матовые комбинации середины партии, в них имеются характерные элементы современных комбинаций. Работы именитого шахматиста приблизились к реальной шахматной игре, и ушли от условных задач на пари европейского средневековья. Как древние мансубы возникли в период расцвета восточного шатранджа, так и задачи Филиппа отразили подъем новых европейских шахмат.

Несмотря на заслуги Стамма, главным шахматистом XVIII века стал француз Франсуа Андре Даникан (Филидор). Великий шахматист родился в 1726 году в провинциальном городке Дрё (Франция) в семье-династии придворных музыкантов. Фамилия Филидор у семьи появилась с легкой руки короля Людовика XIII – в честь известного в то время итальянского музыканта-гобоиста Филидори. Мальчик обладал абсолютным слухом и в возрасте 6 лет был принят в придворную хоровую капеллу. Именно там он увлекся игрой в шахматы – это было любимое развлечение музыкантов в перерывах между репетициями. Филидор довольно быстро стал всех обыгрывать и к 14 годам, когда он ушел из капеллы, уже был хорошим игроком. В 1748 году он завершает работу над своим трудом «Анализ шахматной игры», главным шахматным событием века. Именно его именем назван шахматный дебют — «Защита Филидора». Он был первым, кто стал рассматривать стратегию шахматной баталии всю в целом, а не только на уровне отдельных тактических манёвров, и выступил как реформатор шахматной игры, предвестник новой, позиционной школы. Основное внимание француз уделял пешкам. «Пешки, – писал Филидор, – являются душой партии. Только они создают атаку и защиту; их расположение решает участь партии».

Единственная задача, оставшаяся после именитого шахматиста носит название «Завещание Филидора». Мат за 6 ходов. Однако автором этой комбинации считается Филипп Стамм. Черные вот-вот и победят белых, однако сейчас ход белых и у них тоже выстроен план по выигрышу партии.

«Завещание Филидора»

1. Лd8+ Сe8

2. Л:e8+ Л:e8

3. Кf7+ Крg8

4. Кh6++ Kрh8

5. Фg8+ Л:g8

6. Кf7×

В 1750 году в Модене вышла небольшая книга «Sopra il Giuoco degli Scacchi Osservazione Pratiche d'Anonimo Autore Modenese» («Опыт наблюдения и практики шахматной игры анонима из Модены»). Эта тонкая (110 страниц) брошюра была ориентирована на продвинутых игроков, содержала значительно пересмотренные позиции из книг предшественников и при этом была хорошо скомпонована и точна. Книга содержала много прекрасных задач и вообще оказалась удивительно передовой для своего времени. Автором брошюры был Доминико Эрколе дель Рио.

Сын губернатора города Гуилья (современная провинция Модена) Пеллегрино Дель Рио и дворянки Катерины Монтагут родился в 1718 году. Некоторое время изучал право и жил в Реджо-Эмилия, а затем переехал в Модены - столицы Моденский герцогства. В Модене он получил возможность играть в шахматы с ведущими мастерами Италии тех времен: Джамбаттиста Лолли и Лоренцо Понциани. Друзей называли «Моденское трио».

Задача Э. дель Рио 1750 г

Ход белых и мат в 5 ходов

1. Фd7 Лg8 2. Kg5 Лbf8 (2... h5 3. Фf5 g6 4. Фf6+) 3. Фh3! h6 4. Ф:h6+ gh 5. Лh7#

В 1763 году соотечественник, постоянный шахматный партнёр и единомышленник дель Рио, Джамбатиста Лолли печатает в Болонье ещё одну книгу: «Osservazioni teorico-pratiche sopra il giuoco degli scacchi» («Наблюдения по теории и практике шахматной игры»), куда входила и вторая часть трактата дель Рио. Лолли развил идеи дель Рио и очень серьёзно исследовал эндшпиль, которым мастера комбинационной школы обычно пренебрегали, а Лолли в своей книге привёл сто примеров оного. Кроме этого, Лолли привёл все партии и диаграммы дель Рио с новой, алгебраической нотацией – это было первое появление нотации Стаммы в Италии.

Этюд Лолли

1.Крd6 Крf8! (чтобы на 2.Крe6 ответить 2…Крe8) 2. f7! Кр:f7 3. Крd7 Крf8 4. Крe6 Kpg7 5. Kpe7 Kpg8 6. Kpf6

Еще один участник «Моденского трио» Доменико Лоренцо Понциани родился 9 ноября 1716 года в итальянском городе Модена. В 1742 году Доменико окончил юридический факультет университета Сан-Карло и был принят в коллегию адвокатов. Уже в тот момент он считался одним из сильнейших итальянских шахматистов, а в Модене собрался кружок наиболее пытливых умов Италии.

В 1769 году издаётся книга Понциани «Il Giuoco Incomparabile degli Scacchi» («Ни с чем не сравнимая игра в шахматы»). Помимо дебютных вариантов и окончаний она включала критический анализ всей известной автору шахматной литературы, Венскую партию и сильнейший (по тем временам) гамбит, названный впоследствии дебютом Понциани. В 1782 году он переиздал свой труд, расширив его и дополнив. По сути дела, эта книга, как и издания Эрколе дель Рио и Джанбатисто Лолли, была ответом Андре Франсуа Даникану Филидору, который в знаменитом «Анализе шахматной игры» пренебрежительно отнесся к дебютным вариантам основателя итальянской школы Джоакино Греко.

Дебют Понциани

1. e2-e4 e7-e5 2. Kg1-f3 Kb8-c6 3. c2-c3.

Эти три книги так и остались в истории шахмат как «Труды мастеров из Модены», навечно связанные критикой учения Филидора и принципами «бескомпромиссной атаки». Книги итальянских шахматистов полны сложных комбинаций и изящных решений, а в искусстве анализа окончаний итальянцы не уступали именитому французу. Моденские шахматисты пришли к выводу, что при правильной игре результат партий не подтверждает выводов Филидора, и исход шахматной партии должен решаться всё-таки атакой на короля. Время показало, что увлечение француза пешками, рекомендации играть только закрытые позиции с замкнутой пешечной цепью действительно оказались не универсальными.

«Анализ» Филидора и труды моденских мастеров выразили два противоположных взгляда на шахматное творчество. Их столкновение сыграло важную роль в дальнейшем развитии теории шахматной игры – как науки и как искусства. Филидор намного опередил своё время, но развить его теорию оказалось некому. То, что творил на доске этот виртуоз, другие повторить не могли даже с его наставлениями, и после его смерти шахматный мир вернулся к комбинационной игре.

Разбирать дальнейшую историю шахматной композиции мы продолжим в следующий раз.

С ранней историей шахматной композиции вы можете ознакомиться ТУТ

Спасибо за то, что прочитали этот текст! Чтобы не пропустить продолжение и новые материалы, подписывайтесь на блог ЗДЕСЬ

С использованием материалов: https://skyruk.livejournal.com/435061.html, Е. И. Умнов "Шахматная задача XIX века".