12 мин.

Сезон еврокубков завершен. Считаем доходы клубов от сезона прошедшего и оцениваем будущий

Для начала заглянем в последний опубликованный отчет УЕФА и составим рейтинг доходов сезона 2022/23. В таблице ниже представлены ТОП10 клубов по итоговым выплатам в каждом из еврокубков.

Все восемь первых позиций рейтинга Лиги Европы занимают клубы, которые опустились в турнир из Лиги чемпионов (заняв третье место на групповом этапе). Даже победитель Лиги Европы – Севилья, заработал в ЛЧ 54,7 млн евро (далее по тексту все суммы в евро), что более чем в 2 раза превышает доход от ЛЕ (21,8 млн).

Удивляться здесь нечему, Лига чемпионов является драйвером маркетинговых доходов и телевизионных контрактов УЕФА, остальные клубные турниры скорее выступают в роли дополнительной опции, которая позволяет телеканалам заполнить слоты четверга. Исходя из этого и построено распределение призовых: бюджет Лиги чемпионов (+Суперкубок УЕФА) в сезоне 2022/23 составил более 2 млрд евро или 74% от совокупного бюджета еврокубков (бюджет ЛЕ – 472,5 млн, ЛК – 238,7 млн).

ТОП5 клубов по доходу от еврокубков сезона 2022/23 без учета Лиги чемпионов имел бы следующий вид: Манчестер Юнайтед (1/4 финала ЛЕ; 32,6 млн), Рома (финалист ЛЕ; 30,7 млн), Арсенал (1/8 финала ЛЕ; 25,0 млн), Вест Хэм (победитель ЛК; 22,1 млн), Севилья (победитель ЛЕ; 21,8 млн).

Почему победитель получает не больше всех? Или почему Рома заработала меньше МЮ? Весь секрет в структуре призовых, размер которых зависит от четырех составляющих:

  1. гарантированный бонус за участие в турнире

  2. призовые за результаты выступлений (победы, ничьи, прохождения раундов плей-офф)

  3. призовой фонд, который формируется в зависимости от клубного рейтинга УЕФА

  4. маркетинговый пул

Как это работает? Разберемся со всем на примере уже завершившегося сезона (2023/24)

Лига чемпионов. Ожидаемый призовой фонд 2 млрд евро, схема распределения между вышеперечисленными статьями 25% - 30% - 30% - 15% соответственно. Гарантированный бонус за участие в турнире. Его получат все клубы, которые вышли в групповой этап. Все получат одинаковую сумму или 1/32 от общего фонда в 500,5 млн (т.е. по 15,64 млн). Призовые за результаты выступлений. Здесь нет гарантированных сумм. Совокупный фонд равен 600,6 млн евро. 2,8 млн клубы получают за каждую победу на групповом этапе, 0,93 млн за ничью. Оставшиеся 0,93 млн (2,8 – 0,93х2 = 0,93) формируют призовой фонд, который распределяется между клубами в зависимости от количества побед. Кроме того, предусмотрены следующие бонусы: за выход в 1/8 – 9,6 млн; за выход в 1/4 – 10,6 млн; за выход в 1/2 – 12,5 млн; за выход в финал – 15,5 млн; за победу – 4,5 млн. Призовой фонд, который формируется в зависимости от клубного рейтинга УЕФА. Равен также 600,6 млн и распределяется по достаточно простому правилу: клубы ранжируются по убыванию клубного рейтинга, последний клуб получает 1/528 часть фонда, первый – 32/528, т.е. каждый клуб получает на одну долю больше предыдущего. Первый в рейтинге (Реал) получит - 36,38 млн, последний (Антверпен) – 1,137 млн. Маркетинговый пул. Это самая сложная часть выплат. Призовой фонд в сумме 300,3 млн распределяется пропорционально стоимости телевизионного рынка стран, представленных клубами на групповом этапе. Половина фонда каждой страны распределяется между клубами в зависимости от места по итогам прошлого чемпионата своей страны (если клуба 2: чемпион получает 55%, второй призер 45%; если клуба 3, схема распределения: 45%-35%-20%; если клуба 4: 40%-30%-20%-10%), вторая половина распределяется в пропорционально сыгранным матчам. Если клубы попадают в ЛЧ через победы в ЛЧ или ЛЕ, но не отбираются по чемпионату, доходы от первой части маркетингового пула они не получают. Больше от маркетингового пула зарабатывает ПСЖ, т.к. у Франции дорогой контракт с УЕФА, но меньше клубов – участников группового раунда Лиги чемпионов.

Соберем все компоненты вместе и посмотрим на прогнозный размер выплат по итогам Лиги чемпионов сезона 2023/24 (в таблице указаны выплаты только за участие в ЛЧ, без призовых ЛЕ). Цифры расчетные/прогнозные.

Реал обновил рекорд доходов от еврокубков, превзойдя прошлогоднее достижение Манчестер Сити. ПСЖ оказался выше Боруссии благодаря маркетинговому пулу, а МЮ и Севилья выше некоторых участников плей-офф из-за высокого клубного рейтинга.

Насколько конкурентны на фоне таких доходов представителей Лиги чемпионов участники других еврокубков? Смотрим.

Лига Европы. Ожидаемый бюджет – 465 млн. Распределение по статьям доходов отличается от ЛЧ, здесь на маркетинговый пул приходится 30% доходов, а на фонд от клубного рейтинга УЕФА 15% (в ЛЧ наоборот). Гарантированный бонус равен 3,63 млн (совокупно 116,25 млн). Призовые за результаты (совокупно 139,5 млн): победа – 0,63 млн; ничья – 0,21 млн; первое место в группе – 1,1 млн, второе место в группе 0,55 млн, за выход в 1/16 – 0,5 млн; за выход в 1/8 – 1,2 млн; за выход в 1/4 – 1,8 млн; за выход в 1/2 – 2,8 млн; за выход в финал – 4,6 млн; за победу – 4,0 млн. Фонд клубного рейтинга УЕФА составляет 69,75 млн, клуб с наивысшим рейтингом получает 4,2 млн, клуб с самым низким рейтингом 0,13 млн. Маркетинговый пул составляет 139,5 млн, при распределении первой половины приоритет отдается обладателям национальных кубков.  

Лига конференций. Ожидаемый бюджет – 235 млн. Распределение по статьям доходов отличается и от ЛЧ и от ЛЕ: на гарантированный бонус и призовые от результатов приходится по 40% бюджета, на фонд клубного рейтинга УЕФА и маркетинговый пул по 10%. Гарантированный бонус равен 2,94 млн (совокупно 94 млн). Призовые за результаты (совокупно 94 млн): победа – 0,50 млн; ничья – 0,17 млн; первое место в группе – 0,65 млн, второе место в группе 0,33 млн, за выход в 1/16 – 0,3 млн; за выход в 1/8 – 0,6 млн; за выход в 1/4 – 1,0 млн; за выход в 1/2 – 2,0 млн; за выход в финал – 3,0 млн; за победу – 2,0 млн. Фонд клубного рейтинга УЕФА составляет 23,5 млн, клуб с наивысшим рейтингом получает 1,4 млн, клуб с самым низким рейтингом 0,04 млн. Маркетинговый пул составляет 23,5 млн, при распределении первой половины приоритет отдается обладателям национальных кубков. 

Все участники Лиги чемпионов за сезон заработали больше 20 млн. Сколько таких клубов нашлось в ЛЕ и ЛК? Все они перечислены в таблице. Отметим, что Олимпиакос изначально также стартовал в Лиге Европы.

Что нас ждет в следующем сезоне?

Новый формат еврокубков. А вместе с ним и новая структура призовых выплат. УЕФА уже анонсировал бюджет стартового сезона обновленного формата еврокубков. Валовый цифры впечатляют: выплаты участникам еврокубков (начиная с группового раунда. Да, групп как таковых нет, но для удобства по традиции основной раунд будем называть групповым этапом) должны увеличиться на 585 млн (+22%) и составить 3,3 млрд евро. Красиво, но есть нюансы.

Первый – увеличение количества клубов. Было 96, станет 108. Средний чек клуба растет уже не так быстро (+8%). Второй – увеличение количества матчей. В сезоне 2024/25 УЕФА входит в новый трехлетний цикл ТВ контрактов, что позволило организации обеспечить рост доходов от трансляций и увеличить призовой фонд еврокубков. Является ли это прямым следствием обновленной формулы – не уверен. Но в любом случае, рост обеспечивается не только новой структурой розыгрыша, но и количеством матчей. Например, совокупные выплаты участникам Лиги чемпионов должны увеличится с 2 002 млн до 2 437 млн (+435 млн / +22%), но вещатели взамен получат 189 матчей турнира, против текущих 125. Получается, что средний доход от матча снижается на 19% (12,9 млн против действующих 16,0). Слишком рано говорить о том, что рынок с энтузиазмом воспринял новый формат еврокубков.

В таблице представлено детальное сравнение выплат будущего сезона в ЛЧ, ЛЕ и ЛК в разрезе отдельных компонентов.

Средние доходы на клуб растут практически равномерно (по 8%) во всех турнирах, но небольшой перевес в сторону Лиги чемпионов все-таки есть. Обращает на себя внимание факт перераспределения доли призовых выплат в ЛЧ и ЛЕ в пользу пула результатов, т.е. совокупности выплат, которые непосредственно связаны с выступлением клуба в турнире. Значительный рост произошел по статье гарантированного бонуса за участие, который клубы получают за факт попадания в групповой этап еврокубка. Это хорошая возможность для средних клубов укрепить свое материальное положение за счет попадания в групповой этап. С другой стороны, еще больший рост демонстрируют призовые за результаты выступлений, большую часть которых, безусловно, получат гранды (но и какая-нибудь красивая история продвижения небольшого клуба в поздние стадии раунда плей-офф получит существенно большую оплату).

Разберем составляющие пула результатов. Со стартовым бонусом все просто, здесь ничего не меняется: делим весь бюджет на участников группового раунда.

Структура призовых за результаты изменится существенно. Во всех турнирах появляется выплата за итоговое место на групповом этапе (можно считать, что раньше была аналогичная выплата за 1-2 место в группе ЛЕ и ЛК). Причем она будет состоять из двух частей: общей (которая начисляется по долям, аналогично клубному рейтингу: победитель группового раунда получает 36/666 призового фонда, последняя команда 1/666. Стоимость 1/666 в ЛЧ составит 0,275 млн, в ЛЕ – 0,075 млн, в ЛК – 0,028 млн), и премиальной (получают ТОП16 группового раунда, причем места с 9 по 16 в сумме 50% от выплаты местам с 1 по 8). Добавляется и промежуточный раунд плей-офф, в котором сыграют команды, занявшие места с 9 по 24 на первом этапе. За выход в этот раунд клубы получат еще по 50% от суммы за 1-8 место (таким образом команды, занявшие места с 9 по 16, в итоге получают 100% указанной суммы).  Подорожал и проход каждого раунда плей-офф, в т.ч. победа в финале.

Структура и максимальный доход от пула результатов в ЛЧ, ЛЕ и ЛК нового формата представлены в таблице.

Теперь самое интересное запутанное – пул рейтингов. В оригинале УЕФА называет его «Value Pillar», но я не смог подобрать для него адекватное понятие на русском языке (предлагайте свои варианты в комментариях!). По своей сути value pillar представляет из себя комбинацию уже знакомых нам компонентов - призового фонда, который формируется в зависимости от клубного рейтинга УЕФА, и маркетингового пула.

УЕФА разделил пул рейтингов на 2 части – европейскую и неевропейскую. Заявляется, что распределение доходов между частями будет зависеть от фактически заключенных контрактов до 1 июля 2024 года на соответствующих рынках. В своих материалах УЕФА приводит пример: доли рынков составляют 75% и 25% соответственно.

Европейская часть.... делится еще на 2 компонента: рейтинг ТВ рынка и пятилетний клубный рейтинг УЕФА. Пятилетний клубный рейтинг УЕФА это тоже самое, что десятилетний, но за пять лет😊 Про десятилетний рейтинг уже писали выше, он участвовал в распределении призовых в прежнем формате. Ничего нового, ранжируем всех участников в зависимости от коэффициентов рейтинга от самого большого до самого низкого. Лидеру присваивается значение 1, последнему клубу 36.

Для составления рейтинга ТВ рынка страны-участники клубов ранжируются на основе вклада их национальных вещателей в общий доход от трансляций за весь цикл каждого их еврокубков. В индивидуальном рейтинге клубы занимают позиции, гарантированные рейтингом своей страны. Например, если Германия займет первое место по вкладу своих телеканалов, то немецкие клубы получат первый пять позиций рейтинга. Распределение мест между клубов Бундеслиги зависит от их выступления в групповом раунде еврокубков за последние 5 лет. Применяется следующая система подсчета: за каждое участие в групповом раунде ЛЧ присваивается 3 балла, ЛЕ – 2 балла, ЛК – 1 балл. Если у клубов сумма баллов равна, в расчет добавляется до 5 предыдущих сезонов, пока не будет выявлена разница (если разница не выявлена, учитывается позиция в последнем чемпионате). Алгоритм повторяется для всех стран, чьи клубы представлены в турнире. Лидеру рейтинга присваивается значение 1, последнему клубу 36.

И вот мы получили 2 рейтинга европейской части: пятилетний клубный рейтинг УЕФА и рейтинг ТВ рынка. Дальше складываем их значения и делим на 2. Ранжируем клубы заново в порядке возрастания значений. Если значения равны, более высокая позиция достается клубу, у которого выше пятилетний клубный рейтинг УЕФА.

Теперь у нас есть отранжированный список из 36 клубов. Что дальше? Определяем стоимость 1/666 доли. Например, Лига чемпионов: бюджет пула рейтингов в сезоне 2024/25 составит 853 млн, доля европейской части 75%, стоимость доли 1/666 = (853 х 0,75) / 666 = 0,96 млн. Именно столько получит последний клуб рейтинга. Лидер получит выплату в сумме 0,96 х 36 = 34,58 млн.

Неевропейская часть проще. В игру возвращается десятилетний клубный рейтинг УЕФА. В расчет рейтинга не будут включаться бонусные очки за прошлые титулы. Клубы ранжируются в порядке убывания баллов, после чего определяется стоимость 1/666 доли. Например, Лига чемпионов: бюджет пула рейтингов в сезоне 2024/25 составит 853 млн, доля неевропейской части 25%, стоимость доли 1/666 = (853 х 0,25) / 666 = 0,32 млн. Именно столько получит последний клуб рейтинга. Лидер получит выплату в сумме 0,32 х 36 = 11,53 млн.

Итого, если представить, что существует клуб, который выиграет все матчи турнира, а также возглавит европейскую и неевропейскую части пула рейтингов, максимальный доход от еврокубков в сезоне 2024/25 составит: в Лиге чемпионов – 156,93 млн (пул результатов – 110,82 + пул рейтингов – 34,58+11,53), в Лиге Европы – 43,36 млн, в Лиге конференций – 21,66 млн (здесь загрустят фанаты Челси). Это существенно больше, чем заработали в сезоне 2023/24 Реал и Байер, но незначительно меньше доходов Олимпиакоса (который начинал выступление в Лиге Европы).

Важно! Указанные цифры не включают в себя доходы в день матча и спонсорские выплаты (от клубных спонсоров), связанные с турнирными результатами.

cash&goals – новый блог о финансах в европейском и мировом футболе. Подписывайтесь на нас здесь, а также на одноименный telegram-канал cash&goals. Читайте в блоге большие материалы о финансах в европейском футболе: