5 мин.

Аве Мария

Однажды меня заинтересовала история песни "Город золотой".

Оказалось вот что: в 1972 году Анри Волохонский написал стихотворение "Город золотой" (под названием "Рай") на мелодию с пластинки "Лютневая музыка XVI—XVII вв.", выпущенной фирмой "Мелодия". Композиция, которая легла в основу стихотворения, называлась "Канцона и танец". Автором был указан известный итальянский композитор и виртуоз-лютнист XVI  века Франческо Канова да Милано. Однако впоследствии авторство композитора было поставлено под сомнение и в 2005 году появилась интернет-публикация, в которой доказывалось, что действительным автором и музыки и слов является Владимир Вавилов, советский гитарист и лютнист, прибегший по определённым причинам к мистификации.

На этой же пластинке третьей композицией значилась пьеса "Аве Мария" (первоначально автором был указан неизвестный автор; впоследствии - Джулио Каччини).

"Беседуем с первой исполнительницей «Ave Maria» Надеждой Дроздовой-Вайнер:

— Надежда Павловна, вы — первый исполнитель «Ave Maria»?

— До меня, когда Владимир Вавилов еще только начал концертировать с программой старинной музыки, с ним выступала Лидия Орлова. Но если говорить о первом профессиональном исполнении, об исполнении для издания пластинки, то перед вами первый исполнитель этой арии. Меня нашел Марк Шахин — я тогда училась в Консерватории на третьем курсе, — нашел и познакомил с Вавиловым.

— Каким вы его помните?

— Он был очень хорошим человеком. Доброжелательным, добрым.

— Вы исполняли эту арию как старинную музыку?

— У меня была концертная программа, которая так и называлась: «Ave Maria». Я пела одноименные арии разных композиторов, в их числе был и Каччини.

— Но вы подозревали, что «Ave Maria» могла быть написана Вавиловым?

— Я думаю, многие профессионалы это подозревали. Она все-таки не похожа на средневековую мелодию.

— Но если многие подозревали, то почему никто ничего не говорил?

— Я могу понять, почему Вавилов, если он написал эту мелодию, не поставил своего имени. С одной стороны, время было сложное. С другой... только сейчас поймите меня правильно, не так важно, кто ее написал. И для него это тоже было не так важно.

— В каком смысле?

— Это очень красивая ария. Именно поэтому она стала известна всему миру. Сейчас, правда, ее превратили в хоровую. Появились какие-то добавления — музыки, слов. А мне нравится то старое камерное исполнение, которое мы сделали с Вавиловым. Именно так я ее всегда и пела. Я помню, у меня были неудачные концерты. Но если под конец я исполняла «Ave Maria», я спасала концерт.

— Почему же на одной пластинке все остановилось? Почему имя Вавилова довольно быстро перестали связывать и с «Канцоной», и с «Ричеркаром», и с «Ave Maria»?

— Тогда, сорок лет назад, программа Вавилова и вправду стала очень популярной. Нас даже пригласили исполнить арию в Домском соборе в Риге. В те времена само это приглашение уже было триумфом. У меня в этот день было как-то неспокойно на душе. А когда мы садились в поезд на Ригу... Мы почти опаздывали. Буквально вбежали в вагон. И вдруг у меня заныло сердце. Тут сразу же в тамбур вбежала проводница. Говорит, вы никуда не едете. Как? Почему? Идите, все узнаете. Мы вышли. Пошли на стоянку такси. Там стоял Вавилов. Очень грустный. Оказалось, наш органист Марк Шахин вышел из такси и упал. Инсульт. До Домского собора мы так и не доехали. Марка Шахина заменить было практически некем. Мы почти не выступали. А потом после тяжелой болезни умер и Вавилов. На этом все как оборвалось. А музыка осталась. У музыки своя судьба". (http://www.vppress.ru/stories/Ave-Maria-byla-napisana-v-SSSR-12739)

На мой вкус, одна из двух (в моем топе) лучших программ, живых и трепещущих, пары Ильиных-Кацалапов:

 

"Беседуем с народной артисткой СССР Ириной Богачевой:

— Ирина Петровна, вы знаете, что имя Каччини в связи с пьесой «Ave Maria» впервые появляется на вашей пластинке 1975 года?

— Может быть, но думаю, что имя Каччини появилось раньше. На афишах. Ведь эту арию тогда многие исполняли. Ирина Архипова точно ее пела.

— А откуда у вас появились эти ноты?

— Ноты с музыкой Каччини мне как раз принес Владимир Вавилов. Он тогда мне и сказал, что это пьеса Каччини. Мы записали арию еще до того, как он умер. Я с ней часто выступала. Владимир Вавилов мне и аккомпанировал на лютне и в концертах, и во время записи.

— Но до выхода пластинки Вавилова об этой пьесе никто не знал.

— Вы к тому, что эту арию мог написать Владимир Вавилов? Я бы, узнав об этом, не удивилась. Каччини — итальянец. А тут почти северный темперамент. Музыка очень простая. Очень красивая, но очень простая. И в песне всего два слова — «Ave Maria». Как-то все не по-итальянски" (http://www.vppress.ru/stories/Ave-Maria-byla-napisana-v-SSSR-12739)

 

Владимир Федорович Вавилов (5 мая 1925, Ленинград — 11 марта 1973, Ленинград) — русский советский композитор, гитарист и лютнист.

Во время Великой Отечественной войны служил в армии, демобилизован по ранению. Окончил Ленинградское музыкальное училище им. Римского-Корсакова по классу гитары под руководством П. И. Исакова.В 1949 образовал с Львом Андроновым гитарный дуэт семи- и шестиструнной гитар. В их репертуаре были «Полька» Рахманинова и «Вальс» Августы Дюран, произведения Грига, Дебюсси, Альбениса. Также дуэт исполнял многочисленные русские романсы, в том числе и в сопровождении вокалистов. Большая часть аранжировок была сделана самими музыкантами.В 1957 дуэт был удостоен серебряной медали на международном конкурсе, организованном в рамках Всемирного фестиваля молодёжи и студентов в Москве.

Автор многочисленных музыкальных мистификаций. В 1970 году записал пластинку лютневой музыки, приписанной разным авторам, среди произведений которой значилась «Канцона и танец», приписанная им композитору Франческо Канова да Милано. Первая часть композиции «Канцона и танец» (Канцона) позже стала музыкой известной песни на слова Анри Волохонского «Рай» («Город золотой», «Город»). Другая композиция с той же пластинки, «Павана и гальярда», автором которой был указан Винченцо Галилей, стала мелодией ещё одной песни на слова Анри Волохонского, «Конь унёс любимого». По мнению исследователей, подлинным автором «Канцоны», «Аве Марии» (приписанной позже Джулио Каччини) и большинства других пьес на пластинке был сам Вавилов.

Скончался 11 марта 1973 года в Ленинграде. Похоронен на Городском кладбище Павловска (http://ru.wikipedia.org/wiki/Вавилов,_Владимир_Фёдорович).