8 мин.

Кантен Фийон Майе: жизнь после Олимпиады

Олимпийские Игры в Пекине закончились всего неделю назад, а кажется, будто с тех пор прошла целая жизнь. Конечно, в последние дни было совсем не до наших весёлых планов из той, прежней жизни... Но сегодня блог снова приветствует всех. Всем нам сейчас нелегко, но мы всё ещё здесь и никуда не собираемся деваться — по-прежнему будем переводить интервью и материалы про наших любимых спортсменов. Как для болельщиков сборной Франции, так и для всех, кто хочет получать радость от этого прекрасного спорта!

Так что довольно предисловий. Сегодня у нас большое интервью с двукратным олимпийским чемпионом Пекина-2022, данное Ski Chrono в олимпийское деревне Чжандзякоу на другой день после заключительной гонки (и за день до завершения Олимпиады). Далее — слово корреспонденту Ski Chrono Валентану Жакме!

Он пришёл к нам в салон, наскоро приспособленный в качестве "Французского клуба в Чжандзякоу", улыбаясь от уха до уха, несмотря на чуть заметные темные круги под глазами. Кантен Фийон Майе был горд продемонстрировать нам все пять своих олимпийских медалей. «Мы можем разложить их в виде олимпийских колец, получилась бы неплохая идея для фото, как вам кажется?» — предложил сам биатлонист. Затем поинтересовался: «Вы не слишком устали? Полагаю, с такими успехами всей французской делегации вам выпало немало работы!»

Наконец, герой 24-ой зимней Олимпиады устроился на сером диване, то и дело окидывая свои медали взглядом, полным нежности. «На обратном пути меня ждёт превышение нормы багажа! Они весят около 2,75 кг все вместе. Честно, когда я смотрю на них, я чувствую себя счастливчиком. Эти две недели были настоящей мечтой.» Об этом он и рассказывал нам следующие двадцать минут.

Кантен, когда Вы описываете эти две недели словами, это помогает Вам лучше осознать, чего Вы достигли?

Да, немного. Вся эта череда гонок выдалась довольно напряжённой из-за мороза, сложностей с транспортом, накопившейся усталости и внимания прессы. В конечном счёте, у меня не было особой возможности насладиться этим. Только несколько моментов, разделённых с командой и с моими близкими по телефону... Но со вчерашнего вечера [прим. — после масс-старта] я смог расслабиться. Эта Олимпиада меня освободила. Я счастлив говорить об этом. Раньше я сам добивался интервью то тут, то там, а теперь могу позволить себе роскошь выбирать, соглашаться или нет.

Ваша сосредоточенность на работе в течение этих двух недель кажется удивительной. Как Вы сами это объясняете?

С тех пор, как я начал заниматься биатлоном в 2006 году, и даже раньше, когда я ещё был лыжником, во мне всегда горел этот соревновательный дух. Потом с каждым годом я поднимал планку немного выше — больше работал на тренировках, старался стать более профессиональным во всех аспектах, и наконец, 15 лет спустя, всё это окупилось. Я был бы разбит, если бы не смог выиграть медаль на Олимпийских Играх. Я приехал сюда под сильным давлением, прежде всего, из-за самого себя. Я сказал себе: «На этот раз я должен добиться успеха, другого выбора нет. Я обязан. У меня не может быть никаких оправданий, я лидер Кубка мира, у меня прекрасная форма, превосходная статистика в стрельбе, и у меня есть всё, что нужно для этого, в голове. Я просто не имею права провалить эту Олимпиаду.»

Это создавало давление, потому что у меня не было плана Б на случай провала. Но в итоге я уезжаю с жёлтой майкой лидера общего зачёта и с пятью олимпийскими медалями. Мне удалось совместить погоню за двумя зайцами. Это потрясающе, я безумно горжусь тем, что смог сделать это.

Создалось впечатление, что Ваши два олимпийских титула доставили Вам совершенно разные эмоции...

Да, это правда. Первое золото в индивидуальной гонке позволило перевернуть страницу Пхенхчана. Это стало реваншем. Четыре года назад, когда у двух близких мне людей обнаружили рак, биатлон отошёл на второй план, и Олимпиада тоже. Это заставило меня пересмотреть свой взгляд на жизнь. Я посвятил биатлону всю жизнь, но это не главный смысл существования.

Если бы Вы могли сохранить только один момент с этих ОИ, что бы Вы выбрали?

Финишная прямая в пасьюте. Я максимально наслаждался этими эмоциями. У меня было время, чтобы поразмыслить над тем, как я буду праздновать, но в конце концов я просто дал эмоциям выплеснуться самым естественным образом. Это были чудесные моменты, несмотря на то, что я не давал себе расслабиться полностью, так как впереди были ещё две гонки. Я подошёл к этой гонке с лёгким сердцем, поскольку уже достиг своих целей — выиграть титул и командную медаль. Моя Олимпиада уже удалась, я поставил галочку напротив большой цели в своей карьере.

Что Вы чувствовали после серебряной медали в мужской эстафете?

Гордость от возможности разделить это счастье со всеми. Когда Эмильен предложил нам всем собраться через несколько лет, чтобы вспомнить всё это вместе, я был тронут. Я не думал, что буду испытывать что-то подобное. Мы настоящая команда. Мы вместе работаем, вместе делаем тысячу вещей... Бывают счастливые минуты, но бывают и трудные минуты, когда кому-то из нас тяжело. Бывают и споры, и веселье. Одним словом, это жизнь. Мы бы могли снять фильм по нашей эпопее. И эти эмоции, которые мы прожили вместе после олимпийской медали, ещё более особенные. Это больше не эгоизм, а абсолютное счастье. И это связало нас ещё сильнее.

Во время летней подготовки Вы сказали, что биатлон — это игра. Так ли это, что в двух последних гонках — эстафете и масс-старте — жажда победы оказалась сильнее?

Немножко. В любом случае, прежде всего меня захлестнули эмоции. Всё-таки биатлон — это немного больше, чем игра. В нём есть удовольствие, которое я всегда хочу получать, но бывают и трудные моменты, которые окупаются моментами триумфа. Я бы хотел, чтобы всё это всегда оставалось во мне.

Наверное, после этих пяти олимпийских медалей люди наконец-то перестанут смотреть на Вас как на наследника Мартена Фуркада...

Мне всегда было жаль, что нас постоянно сравнивают с Мартеном. У каждого из нас своя карьера, свой путь развития. Мы все выросли в разной среде, кто-то прогрессирует медленнее, кто-то быстрее, каждый взрослеет по-своему. Я делаю свою карьеру, я не лезу на территорию Мартена. В течение семи лет, проведённых вместе с ним в одной команде, он был настоящим источником вдохновения. Он невероятный спортсмен, который своей карьерой творил историю биатлона. Я вдохновлялся тем, что он сделал.

Иногда было тяжело находиться в его тени, но теперь я нашёл покой. Я не Мартен Фуркад №2. Я — Кантен Фийон Майе.

Насколько далеко Вы заглядываете вперёд в своей спортивной карьере?

Понятно, что однажды мне придётся переключиться на другие вещи. Но сейчас спорт — это то, что меня будоражит. Многие спортсмены говорят мне, чтобы я наслаждался тем, чем занимаюсь, потому что жизнь после спорта немного скучнее. Я терплю боль на тренировках, зато потом я проживаю фантастические моменты. Биатлон открывает мне целый мир, даёт мне возможность познакомиться с невероятными людьми, переживать вещи, далеко выходящие за рамки обычного. Зачем бросать всё это, пока всё идёт хорошо? Ведь было бы очень жаль...

Впрочем, я знаю, что заставит меня остановиться в один день — слабые результаты и моя семейная жизнь. Мои близкие идут ради этого на жертвы, которые бывают нелегкими. Иногда я оказываюсь меж двух огней. Моя девушка многим жертвует ради меня, и когда она говорит мне об этом, это заставляет меня призадуматься.

Думаете ли Вы уже об ОИ-2026 в Милане?

Сейчас будущее немного тревожит меня. Если я выиграю Большой Хрустальный Глобус в конце сезона, хотелось бы мне знать, какую цель мне поставить перед собой после этого. Эти ОИ стали кульминацией невероятных мечтаний, и конец сезона может сделать её ещё сильнее. Мартен уже сталкивался с этими трудностями, когда выиграл всё, что можно. Это немного беспокоит меня на данный момент, но я уверен, что найду цели на будущее. Хотя бы потому, что ОИ-2026 уже придают мне мотивацию, так как состоятся в Антхольце — место, которое я очень люблю. И там, если всё будет нормально, мы сможем почувствовать пыл и поддержку зрителей. Это то, чего мне не хватало здесь.

Предание гласит, что олимпийский титул меняет жизнь. Вас это не пугает?

Нет, потому что это то, что я искал. В этом всём есть некоторые минусы, но они просто смехотворны. Как говорится, проблемы богача. Некоторые люди всю жизнь работают в тени, будучи выдающимися специалистами в своём деле. Мне повезло, что тысячи людей болеют за меня в гонках. И я сознаю, какой я счастливчик в этом смысле.

Ваши детские мечты полностью сбылись?

В эти дни я много думал о маленьком мальчике, которым был когда-то, ребёнке, который мечтал стать лучшим биатлонистом в мире. Я проживаю свою мечту. Это кажется безумием... И теперь я хочу сохранить это чувство, выиграв Большой Хрустальный Глобус!