В «Ф-1» теперь будут снимать болиды с гонок за тряску. Альтернатива – замедление на секунду с круга, пострадают «Мерседес» и «Феррари»
Устали от жалоб пилотов.
На Гран-при Канады сезон «Формулы-1» фактически начинается заново, но теперь с жесткими ограничениями на подскоки болидов на прямых. Регулятор чемпионата мира – ФИА – выпустила директиву Т039/22, согласно которой технические делегаты после практик определят и ограничат пределы тряски машин. Не вписавшихся в лимит ждет замедление, а бунтарей – дисквалификация.
Это долгожданный ответ на главную проблему «Формулы-1» – мощные подскоки болидов (эффект галопирования и усилившиеся в последних гонках подпрыгивания на кочках). После громких заявлений вроде «не хочу ходить с палочкой в 30 лет» от Пьера Гасли, «словно твою голову набивает Стеф Карри, как баскетбольный мяч» от Дэна Риккардо и едва выбравшегося из болида Хэмилтона ФИА открыла расследование вопроса – и за пять дней нашла решение, выстроенное исключительно вокруг безопасности.
Ограничения коснутся предельной степени вертикальной перегрузки (ее назвали Az) для каждой машины на быстрых кругах – технические делегаты рассчитают колебания отдельно после трех практик и объявят максимальные значения перед квалификацией. После этого омологированные под директиву настройки машины менять нельзя – то есть правило «закрытого парка» частично включится еще до старта квалификации.
Вычислять предел придется каждый раз заново, поскольку все трассы разные, а у каждой машины из-за собственного набора характеристик и философии шасси разные дорожные просветы, ходы подвесок и окно изменений настроек.
На первых двух практиках каждая команда обязана выпускать обе машины на контрольную серию из трех подряд быстрых кругов без DRS и передавать все данные телеметрии с закрепленных на болидах акселерометрах (вообще они всегда присутствуют на машинах и собирают данные, но не передают их в режиме реального времени прямо на мостик ФИА – обычно информацию скачивают и обрабатывают после сессий).
Если у делегатов появится подозрение в намеренном скрывании скорости – они потребуют повторить проезд. Но вообще мухлевать с замедлениями бессмысленно – ведь времена легко сопоставляются с соперниками, так что для обмана ФИА требуется картельный сговор всей «Ф-1». По результатам проездов и рассчитают пределы перегрузок.
И в третьей практике команда должна стабильно в него укладываться. Если у нее не выйдет, машину обязуют настроить на «безопасный дорожный просвет», либо (в случае невозможности задирания задней части до предписанного уровня) – на максимально возможный без смены хода подвески + 10 мм.
Только одно повышение просвета на 10 мм здорово замедлит болиды – по оценкам технического эксперта «Формулы-1» и одного из авторов программы Tech Talk на F1TV Крэйга Скарборо, машины потеряют в районе секунды с круга. Естественно, все зависит от длины и характера круга, но в таких случаях обычно имеется в виду стандартная трасса вроде Барселоны с разными типами поворотов и временем в 80-90 секунд. На моторных трассах с большим количеством прямых потери будут меньше, на картодромах вроде «Хунгароринга» – больше.
В случае отказа или невозможности – дисквалификация: ФИА пошла по пути включения вопроса в первостепенные элементы безопасности, и потому команды столкнутся с подходом полной нетерпимости. Либо болид не трясет выше предела – либо вы не гоняетесь.
Возможны несколько исключений:
команда пожелала поднять дорожный просвет еще выше;
вносятся изменения из-за погодных условий (под дождь обычно подвеску и просвет настраивают совсем по-другому – и точно не как можно ближе к асфальту);
поправки из-за требований к охлаждению (но их надо согласовать и защитить перед техническими делегатами);
из-за изменений в предписаниях по давлениям в покрышках;
при изменении загрузки переднего антикрыла (только его можно менять в «закрытом парке», но команды редко это делают не в гонке и без крайней необходимости, поскольку каждый градус сильно влияет на общий аэродинамический баланс).
Изменения вступают в силу уже в Канаде, но штрафов и санкций пока не будет – только предупреждения. Просто ФИА самой нужно отработать процессы с формулами и лучше рассчитать значения допустимых перегрузок при тряске.
Кто больше пострадает? Кажется, «Мерседес» – и внезапно «Феррари»
Давайте посмотрим на последние доступные опубликованные данные по вертикальным перегрузкам из-за колебаний – в 15-м повороте трассы в Баку:
У «Мерседеса» – больше всех, а отметку в 0,6G пробивали в разные фазы гонки только «Феррари», «Альфа Таури» и «Астон Мартин».
Вот первый поворот:
Проблема постепенно нагоняет всех в течение гонки, но главные пострадавшие – примерно те же (и еще «Альпин» с «Хаасом»).
А это – динамика исправления ситуации между первыми тестами и Гран-при Испании:
Ситуация стала намного лучше на стационарных трассах с гладким асфальтом, но городские автодромы с кочками возвращают подскоки на старый уровень. ФИА больше не могла их игнорировать.
«Мерседес» точно хотел не этого», – рассказал репортер Sky Sports F1 Тед Кравиц в ближайшем включении из паддока на Гран-при Канады.
«Смелый ход ФИА. Будем надеяться, что она сможет контролировать невероятно сложную систему, которая, похоже, появится. Решение наверняка повлияет на расклад сил. Преимущество «Ред Булл» может даже возрасти», – резюмировал эксперт официального сайта «Ф-1» Марк Хьюз.
«Меня волнует, что краткосрочные меры убьют борьбу за титул. Машина «Феррари» в первых гонках агрессивно подскакивала. Если придется поменять дорожный просвет некоторых болидов из-за слишком серьезных колебаний, «Феррари» окажется в их числе, – высказался технический редактор The Race Скотт Митчелл. – Не хочу сказать, что я бы предпочел техническое решение, которое сразу же убрало бы галопирование или подскакивание. Тогда в проигрыше оказался бы «Ред Булл», ведь «Феррари» стала бы быстрее. Если говорить о честности, это такая же чушь».
Не похоже, будто Хэмилтон наныл на чемпионскую машину! Тем не менее, «Мерседес» все-таки теоретически может выиграть: если ФИА заставит директивно править просвет и другим (а не только восьмикратным чемпионам), то сильнее замедлятся все (а не только восьмикратные чемпионы). То есть W13 точно не полетит к первым местам и глобально его позиция третьего болида пелотона тоже вряд ли улучшится – просто статус-кво может закрепиться, но без боли в спине Хэмилтона и Расселла.
Выиграют же команды, уже победившие галопирование – вроде «Ред Булл» и «Альфа Ромео» (если инженеры швейцарцев не врут). Проиграют больше всех те, кто вроде бы справился, но временами машины при изменении топливной загрузки начинают выдавать колебания большей амплитуды – вроде «Альпин», «Макларена» и как раз «Феррари». Но, возможно, им просто придется настраивать болиды слегка консервативнее.
Фото: East News/AP Photo/Sergei Grits; Gettyimages.ru/Clive Rose, Mark Thompson
Более того жалуются только несколько пилотов. Тот же мерседес прекрасно знает как избавиться от дельфинирования, но не хочет терять в скорости и продавливает удобные для себя изменения в правилах, попутно пытаясь уговорить другие команды. И это после трети сезона, когда практически все, кроме них, уже исправили проблему
Вольф: Трясет, просвет можно поднять, но это замедлит нас...
ФИА: Всем поднять просвет!
Хм...
И если по твоему мнению я "явно" не слежу за ф1, то как минимум смотрю за другими видами автоспорта, в которых к слову не часто происходит изменение регламента прямо посреди сезона
Одна особенная команда просто особенно требовала
У болидов Мерседеса разная степень дельфинирования, что они подтверждали неоднократно. По этому Льюис и так едет медленнее на своём болиде.
20 пилотов, 1/3 = 6,(6). Против 7.
Это ты зачем то споришь со словами Чеко про дельфинирование. Сейчас он конечно в открытую не говорит об этом после одного интервью, потому что это против Макса.
Забавно как ещё и Хорнер засуетился, когда узнал, что ФИА может посмотреть настройки болидов. У каждого свои секреты.
Феттель вообще занят не гонками. То нефть, то леса, то его обворуют и тд.
Какой вес у Магнуссена?
Помимо Макса есть Ландо, Цунода, но без Переса, я про него уже объяснил. Он попытался выступить против, команда сразу осадила и видимо напомнила, что он там что бы таскать Макса.
По поводу команд сомнительно.
РБ - да. АТ - очевидно.
Феррари начинают проигрывать, они легко выступят за Мерсов. Вилки - вполне вероятно, им с конца пелетона не принципиально. Астон Мартин туда же. Маки - 50/50. Альпин против.
В любом случае тут прислушиваются именно к пилотам, а по словам самих пилотов, на собраниях против высказываются двое - Алонсо и Максик.
Да нет, скорее нужно быть максимально отбитым глором бельгийца либо хейтером Льюиса, что бы тут пытаться найти лоббирование интересов стрел и плюсы изменений для них.
с ... акселерометрОВ, исправьте, пожалуйста.
Не важно что говорит «большинство журналистов», важно что сам Перес из лучшего болида пелетона говорит об этом, а он явно против прыжков, не заметил, что после первого его высказывания его риторика поменялась, потому что вначале его мнение шло в разрез с Максом.
Итого: Хэм, Рассел, Сайнс, Риккардо, Перес, Гасли, Окон. Это уже больше трети. При этом по словам многих (тот же Гасли), на собраниях все пилоты, за исключением Алонсо и Макса отмечают это проблему и жалуются на неё. Нужно понимать, что мнение многих нам просто неизвестно, потому что это пилоты «без веса», вроде Чжоу, Латифи, Албона и тд. Их не спрашивают, они лишний раз не вылезают.
В любом случае уже больше трети.
Мерседес активен в продвижении изменений, только что за чушь с «выгодных»? От этих изменений кто страдает больше всего? Совершенно верно - Мерседес. В самом лучшем случае для Мерседеса поднимут всех, у всех изменения будут идентичными и все болиды станут медленнее таким образом, что пропадёт галопирование, но силы не поменяются. Это для Мерседеса лучший вариант, в котором он теряет меньше, чем при других. В противном случае эта директива просто откинет их назад. Не нужно натягивать сову на глобус.
Макс против, Алонсо против, Ландо против, Магнуссен ещё давно высказывался, что ему нормально. Насчёт Переса - большинство журналистов говорят, что он против того, чтобы изменения шли во вред ред була и других команд, у которых нет больших проблем с дельфинированием; по факту, он поддержал инициативу о том, чтобы условный мерседес избавлялся от тряски путём понижения производительности.
А все остальные в принципе не высказываются.
На данный момент только мерседес активен в продвижении выгодных изменений. Посредством переговоров с фиа и другими командами в первую очередь. Если пилот сказал "дельфинирование - это плохо", то ещё не значит, что он поддерживает мерсов в этой ситуации
И то, что Ньюи - лучший в пелетоне по аэродинамике и, скорее всего, построит лучший болид, тоже никто не знал. Особенно Росс Браун.
Вот прямо открытие-открытие! Главное - не подавиться пирожками с полки.