16 мин.

«Если я король футбола, то он – бог» – Пеле о Ларби Бен Бареке. От легенды «Атлетико» до смерти в полном одиночестве

Блог индейцев – единственный ныне активный блог только об «Атлетико» на sports.ru, в нашем блоге публикуются исторические статьи, переводы книг и разборы игр, все, что нужно знать об «Атлетико» вы найдете здесь, а оперативные трансферные новости и другую полезную информацию вы можете найти в нашем паблике ВКонтакте, он один из самых оперативных в РУнете.

Ларби Бен Барек – один из лучших африканских игроков в истории, «бог футбола» по мнению самого Пеле и великолепный атакующий полузащитник. Мы решили рассказать вам о нём больше, огромным подспорьем для этой статьи стал материал одного из главных экспертов по африканскому футболу в истории – Фаузи Мехджуба, который, недавно, к сожалению простился с этим миром.

Трудное детство и знакомство Ларби с его страстью – с футболом

Касабланка – название, которое знают, наверное все, кто читал книги о приключениях, либо же интересовался кинематографом, даже название этого города говорит само за себя, это будто бы какой-то сказочный остров из очередного рассказа писателя. Касабланка, тот самый город, в который колонизаторы высаживали своих ученых, солдат, литераторов, финансистов и промышленников еще до того, как познакомить Африку с футболом.

Именно здесь и родился Ларби Бенбарек, и не случайно это удивительное семя произросло именно здесь, Касабланка дала миру двух великих чемпионов – Бенбарека и Марселя Сердана, который стал великим боксёром, его прозвали «марокканским бомбардиром», он провёл 116 боёв и лишь в 4 потерпел поражение.

Бенбарек родился 15 июня 1915 года в семье бедного рабочего, который занимался ремонтом лодок в местном порту и получал за это гроши. Ларби ходил до школы по пыльной дороге засыпанной булыжниками, от района Ферм-Бланш до улицы старой Медины. Он часто проходил мимо пыльного пустыря превращенного ребятами в футбольное поле, там играли его одноклассники, в том числе и Сердан.

Ларби тоже мечтал играть со своими сверстниками, но ему запрещала это делать мать и старший брат, который во многом и обеспечивал семью благодаря своей работе, тогда Бен барек уже был весьма взрослым, это был 1931 год и ему стукнуло 15 лет, он уже мог зарабатывать на жизнь, что и делал подрабатывая плотником. Но однажды, увидев очередной зрелищный матч на этом пустыре, Ларби не смог сопротивляться, он взял в ноги мяч, внутри которого был пенопласт, а сам он был обит резиной и начал обводить «столбы», которые уже несколько поколений таких ребят.

В то время, Ларби уже катался на байке, и у него даже были кожаные перчатки, правда они носили их с братом на двоих. Также Бен барек, как и говорилось выше, подрабатывал плотником, но свой выбор он уже сделал, его страсть – это футбол. В пятнадцать он попал в первый свой клуб в карьере, это был «ФК Уатан», в котором он играл за молодежную команду, именно там ему посоветовали играть в группе атаки.

Начало Бенбарека в профессиональном футболе

Ему исполнилось семнадцать, когда его пригласил к себе скромный клуб второго дивизиона «Идеал», в молодежке которого он провёл 4 года. Уже в 21 он дебютировал на профессиональном уровне, он вышел не просто в матче чемпионата, а против одной из самых сильных команд Африки того времени «ФЮС», это был товарищеский матч, но это не отменяло того, что уровень соперника очень высок. И в первом же своём матче во взрослом футболе Ларби отгрузил «большим парням» дубль, а его «Идеал» благодаря победе неплохо поднялся в популярности и рейтингах. Кстати, удивительный факт, в том матче Бен барек отказался одевать бутсы и играл в своих сандалях. Ларби сначала ставили в атаку, затем в полузащиту, он даже играл центрального защитника.

Перед матчем с марокканским «Расингом», мало кто ставил на победу «Идеала», но Бен барек добыл победу буквально в одиночку, а на следующий день марокканские газеты буквально носили на руках Ларби.

Футбол в то время был настолько диким, что в конце сезона в «Идеал» приехали представители «ФЮС» и предложили Бен бареку работать мастером по ремонту бензонасосов за 20 франков в день, и что удивительно, Ларби согласился, также параллельно подписав контракт с «Унионом» из Касабланки, но правила ограничивали его и первый сезон в новом клубе он не мог играть, но за отлично проведенный прошлый сезон его вызвали в сборную Марокко.

Переход в «Марсель» и начало европейской карьеры Бен Барека

Уже после снятых с него ограничений с 1936 года он начал играть за основной состав и показывать невероятный уровень игры, он был настолько хорош, что им начали интересоваться клубы из центра Франции, но купил его именно «Марсель» за 35 000 франков. Что примечательно «Олимпик» пытался выкупить Ларби еще раньше, но предложение в 30 000 было отвергнуто «Унионом».

«Марсель» начинает предсезонную подготовку с серии товарищеских матчей, Бен Барек ищет свое место на поле. «Ты будешь играть нападающего» – сказал Айзенхоффер, «забей как можно больше» – добавил тренер. В ту предсезонку Ларби забил около 8 мячей за весь цикл товарищеских матчей. 24 ноября на «Велодроме» состоялся дебют нападающего, тогда «Олимпик» играл с «Расингом» из Парижа. В своем дебюте Ларби отгрузил «Расингу» дубль из всех пяти мячей, что забила его команда, превосходный дебют. Немного позже парижский клуб пытался купить «черную жемчужину» за 150 тысяч франков, но «Олимпик» отказал.

Ларби играл слева в атаке, вместе с Венгером Кохутом, уже тогда его эффектный и эффективный дриблинг радовал болельщиков «Марселя», его авторитет в мировом футболе растет с каждым днем. В июне играется последний тур чемпионата, «Олимпик» – фаворит, тогда у Бен Барека была травма головы, но он смог выйти на замену, Ларби мечтал о первом большом титуле в своей карьере, но, к сожалению, хоть он и вышел в концовке матча «Марсель» уступил «Страсбуру» со счетом 0-1.

Возвращение Ларби обратно на Касабланку из-за войны

Вернувшись в Марсель перед сезоном 39/40 Ларби вернулся к тренировкам, провёл 4 товарищеских матча. Но позже поступили новости, что чемпионат остановлен. Началась война.

Он вернулся на свою родину, на Касабланку, в свой родной «Унион». За пятилетний период в Марокко Бен Барек выиграл 4 титула Чемпиона Марокко и один Кубок Северной Африки.

Возвращение Бен Барека в Европу после войны

Май 1945, мир понемногу возвращается в обычное русло, а Ларби уже имеет двух детей и жену, возвращение обратно в Европу – трудный шаг для Бен Барека, но он понимал, что этот самый шаг ему необходим. Многие пророчили ему возвращение обратно в «Марсель», но внезапно пришло заманчивое предложение от парижского клуба «Стад Франсе», который никогда не показывал высоких результатов и играл в «Лиге 2», но Бен Барек согласился и перешел в «Стад» за рекордную для того времени сумму – 1 млн. франков.

Переход Ларби переворачивает жизнь клуба с ног на голову, именно те три сезона, которые Бен Барек провёл в «Стаде» стали самыми успешными для клуба в его истории. Команда благодаря хорошей командной игре, и конечно же, подвигам Лари выходит в первый дивизион. Сезон 1946/1947, первый после возвращения сезон для клуба в элите, но первый месяц Ларби не появляется на тренировках и не играет в матчах за команду, на все письма от партнеров по команде с вопросами, он отвечал так: «Я держу Рамадан в Касабланке.» Через месяц «черная жемчужина» возвращается во Францию и всецело отдается футболу.

В первом дивизионе соперники на порядок сильнее, индивидуальных качеств Бен Барека и его Венгерского напарника Найерса не хватает, болельщики не довольны, главного тренера Эрреру меняют на Буньяна, результаты не улучшились и руководство вновь вернуло Эрреру. Когда позиция тренера устаканилась Ларби вышел на пик своей формы и сыграл решающую роль в успехе «Стада», который поднялся в верхнюю часть турнирной таблицы.

Матч «Норд» – Стад Франсе» ознаменовывается индивидуальным спектаклем Ларби, он буквально игрался с соперниками, издевался над защитой и показывал невероятный дриблинг, жонглировал мяч перед противниками и финтил. Это был настоящий сольный концерт.

В то время Ларби снимал двухкомнатную квартиру в доме, напротив заводов «Рено», каждый полдень он обедал с работниками стадиона в столовой президента «Стада». Его жена умерла, у него остались лишь мать и дети. Бен Барек всегда защищал свои интересы ( в плане финансов ), твердо, но без резкости, он был по своей природе очень миролюбивым и добрым человеком, в нем не было ни капли подлости.

Разочарование в Париже и уход в «Атлетико», самый яркий период карьеры Ларби

Тренер «Стад Франса» перед своим уходом в «Вальядолид» дал добро на продажу Бен Барека, к тому же и сам владелец был разочарован средними результатами клуба, в который он вложил так много финансов и продал Ларби в «Атлетико» за 8 млн. франков, также в тот сезон в Мадрид переехал из Франции вратарь «Марселя» Доминго. Бен Бареку было очень трудно покинуть клуб, в котором он был так важен, покинуть город, люди которого его так любили, но, по сути, у него не было выбора.

Изгнанный из Франции марокканец быстро покорил трибуны стадиона «Метрополитано», он стал одним из важнейших игроков команды, в первом своём сезоне, команда с Ларби заняла 4 место, выше оказались лишь «Валенсия», «Реал» и «Барселона». Но уже в следующем сезоне (49/50 прим.ред) мадридцы выиграли свой первый титул лиги в истории клуба. В следующем сезоне они повторили прошлогодний успех, во многом благодаря игре Ларби и шведского нападающего Карлссона, который забил за 2 сезона 158 голов!

Перед началом следующего сезона «Атлетико» едет в предсезонное турне по Франции, Бен Барека захлестывает ностальгия, он бы очень хотел вернуться назад, но он всё еще являлся игроком «Атлетико, ему нужно было отыграть ещё 2 сезона по контракту, сам Ларби решает повременить с переездом до зимы 53-года.

Долгожданное возвращение Ларби на свою вторую родину, во Францию

В декабре 1953 года Бен Барек проходит просмотр в Париже, для того, чтобы вернуться в «Стад». В Париже он знакомится с сыном президента «Марселя» – Жаном Робеном, который убеждает его вернуться в «Олимпик». Уже летом, президент марсельцев пересекает Пиренеи для того, чтобы подписать контракт с «черной жемчужиной». Ларби возвращается в Марсель, в так полюбившуюся ему Францию, его новая жена очень довольна.

Бен Барек не растерял своего таланта, и начал понемногу помогать «Марселю» выбраться с низов турнирной таблицы, Ларби великолепно снабжал снарядами шведского нападающего Андерссона, который их исправно вколачивал в сетку ворот. Основного успеха в том сезоне «Олимпик» достиг именно в Кубке Франции, в котором дошел до финала, в нём он должен был сразиться с «Ниццей». Решающий день настал, но уже к 20-минуте соперник ведет 0-2, Андерссон сократил отрыв до одного мяча, но это не помогло марсельцам победить. Ларби полностью выложившийся на поле был очень разочарован.

Тренерская карьера Бен Барека

Тренерская карьера Ларби началась с руководства «Бел-Аббесом» и «ФЮС», но там он особых успехов не добился, основным тренерским достижением Бен Барека является период у руля Сборной Марокко, в 1957 году, он выигрывает со своей командой Панарабские в Ливане игры. Сначала была ничья с Ираком, затем победы над Ливией и Тунисом. Когда Ларби со своей командой вернулся в Марокко, его наградили благодарностью от футбольной федерации Марокко, но в 1960 году, его, как думалось, не надолго убрали из сборной, но по итогу, так и не вернули на должность, турнир выигранный Бен Бареком был быстро забыт, а федерация футбола была к нему не очень благодарна.

Последний тренерский опыт Бен Барек получил во все том же «Бел-Аббесе», но в Алжире у него все пошло не очень гладко и он закончил тренерскую карьеру.

Легендарная встреча Бен Барека с Пеле в Касабланке

Март, 1975 год. Касабланка по-царски встречает «короля футбола» Пеле, сам бразилец очень хочет отдать должное одному из величайших игроков той эпохи, они встречаются и Пеле вручает Ларби одну из своих самых памятных футболок «Сантоса» с 10 номером. Этим жестом «король» отдал дань уважения человеку, который играл на невероятном уровне, но никогда не был настолько популярен, как сам бразилец. Тогда Пеле и выдал ту легендарную фразу: «Если я король футбола, то Бен Барек – его бог».

Старость Ларби. Одиночество и тоска легенды

10 мая 1975 года, Париж. 58-летний Ларби выходит на поле в благотворительном матче, он возглавляет команду бывших марокканских звезд, они играют против завершивших карьеру футболистов Сборной Франции. Публика «Сент Уанта» получает полтора часа настоящего футбольного счастья, Бен Барек полностью тащит на себе игру в атаке, он выдает «золотые» передачи на своих партнеров и марокканцы забивают 4. «Черная жемчужина» вновь произвела фурор на футбольном поле, наверное, последний в его жизни, слезы текут по лицу Ларби...

Они вновь начинают течь, когда он теряет свою жену – Луизетту, она навсегда прощается с Ларби после двадцати шести лет вместе. Слезы и одиночество станут верными спутниками Бен Барека на старости лет, особенно после смерти одного из его сыновей. Его дети конечно же, заботятся о нём, но уделяют старику не так много внимания, он редко выходил на улицу, если и попадал туда, то только для того, чтобы сходить в Мечеть, где он будет молиться над могилой Луизетты.

В 1982 году, по случаю проведения ЧМ в Испании, Бен Барек решил проявить инициативу и организовать поездку легенд марокканского футбола в Испанию, но ни Марокканская ФФ, ни Испанская ФФ, не поддержали идею Бен Барека.

В 1988 году, в Марокко проходит Кубок африканских наций, но Ларби не сочли важным пригласить ни на церемонию вручения наград, ни на матчи, как почетного гостя. Позже Бен Барека не пригласят и на ЧМ-1992, который помогала организовывать Марокканская Федерация фубола.

Апрель 1988 года стал последней датой, когда Бен Барек появился на футбольных радарах, в Алжире отмечали 30-летие со времени основания Сборной Алжира, перед Ларби выстелили красную ковровую дорожку. В течении этих трех дней Бен Барек вновь почувствовал тепло и радость, которую может приносить футбол человеку. Алжир вновь надеялся увидеть Ларби в финале КАФ в 1990 году, пригласив его на матч, но забыли оплатить проезд, Бен Барек остался в Касабланке.

16 сентября 1992 года, Бен Барек найден мертвым в своей комнате, его обнаружили, спустя 3 дня после смерти. Печальный, одинокий конец для короля, художника, одного из лучших игроков той эпохи.

Карьера Бен Барека в сборной Франции

15 июня 1939 года Ларби отправляется в Сборную Франции на товарищеские матчи. Первый его вызов в сборную датирован 4 декабря 1938 года против Чемпиона Мира – Италии ( 0-1 в Неаполе ), второй раз он был вызван в национальную команду 22 января 1939 года, он сыграл против Польши на «Парк де Пренс», тогда Бен Барек отгрузил в ворота поляков 3 из 4 голов в матче. 16 марта в Венгрии была ничья 2-2, после чего Франция обыграла Бельгию 3-1.

После чего он провёл еще с десяток выдающихся матчей за сборную и был по сути изгнан из Франции, ФИФА отстранила его от игр за сборную, за «нарушение происхождения», прощальный, на то время матч в сборной Ларби провёл против Чехословакии (4-0).

Алжир, 9 сентября 1954 года, в городе, который сейчас называется Шлеф произошла катастрофа, землетрясение почти полностью разрушило город и унесло жизни 1450 человек. Для помощи пострадавшим и их семьям организовывается благотворительный матч на «Парк де Пренс», Сборная команда Франции должна сыграть с командой, состоящей из североафриканских игроков, в состав этого коллектива входил и Бен Барек. Многие ставили именно на сборную Франции, потому что считали, что у этого сборища игроков из общего – лишь арабский язык.

Стадион стоя аплодировал Ларби в знак поддержки за несправедливое изгнание из Сборной Франции (об этом будет ниже), каждый его маневр сопровождается аплодисментами, это сильно мотивировало Бен Барека, и именно с его передачи был забит первый гол, отметился Махджуб, в том матче африканцы обыграли Сборную Франции, невероятная сенсация.

Тренер Сборной Франции не остался равнодушным к тому матчу и решил, что Ларби будет вызван в сборную на матч против чемпиона мира – Германии в Ганновере, это было очень громкое возвращение(на тот момент с Ларби уже сняли ограничения). В 37 лет, после долгих 16 сезонов отсутствия в сборной, Бен Барек наконец одевает синюю майку. Но тот матч не увенчался для Ларби успехом, он получил травму на 73 минуте встречи и покинул поле. Ганновер – последняя остановка «черной жемчужины», после этого матча он принимает решение о завершении карьеры в Европе. Он не поехал сразу на свою родину, в Марокко, сначала он перебрался в Алжир на 2 года, где играл за «Бел-Аббес», прежде чем вернуться домой.

Источники:

Статья Фаузи Мехджуба

Наш Паблик

Вики

Трансфермаркт