14 мин.

Эмблематика по-французски

В последнее время многие клубы Франции внесли изменения в свои прежние эмблемы. У кого-то они не очень значимые, у кого-то, напротив, сразу бросаются в глаза. Так или иначе, многие представители не только Лиги 1, но и Лиги 2 за последние несколько лет показали свои новые лица. С нового сезона новый логотип мы увидим на игровых майках «Монако», ПСЖ, «Ниццы», «Нанси». Подобная активность пробудила во мне желание написать материал, посвященный эволюции эмблем французского футбола за последние 5 лет. Блог «Ligue 1» предлагает его Вашему вниманию. 

Клуб, который с нового сезона вновь будет выступать в элитном французском дивизионе уже успел навести шороху, благодаря своим громким трансферам, а тут еще и новая эмблема. Для монегасков это третий ребрендинг. По сравнению с предыдущими, историческими вариантами, нынешний логотип изменился не сильно. Красно-белый щит сохранился, корона также на месте. Единственное, на что стоит обратить внимание, это: более объемная подача логотипа и полноценная надпись AS MONACO FC, вместо сокращенного ASM FC. По мне, все эти нововведения выглядят симпатично, хотя, довелось читать недовольство относительно слитного написания названия. Соглашусь, наверное, можно было и разделить, но все же всем очевидно, что акцент сделан именно на слове «Монако»: уж всяко лучше, чем просто «М».

 

Символом Парижа является Эйфелева башня, что, конечно же, нашло отражение и на символике футбольного клуба из столицы Франции. Однако с 1970-го по 1972-й год на логотипе ПСЖ башни даже близко не было: синий мяч и красный корабль на месте одного из шестиугольников.

Следующая эмблема ПСЖ, явившаяся миру в 1972-м году стала основой практически для всех последующих изменений. Стилизованное изображение Эйфелевой башни на синем фоне, лилия и колыбель – это те неизменные элементы, которые сопровождали ПСЖ долгое время, а некоторые сопровождают и сейчас. В 1982-м году был добавлен еще один элемент – изображение домашней арены ПСЖ «Парк де Пренс», однако в 1990-м году его было решено убрать с эмблемы.  

Тем не менее, в 1992-м году логотип ПСЖ все же претерпел изменения, да еще какие. Предыдущие элементы исчезли, а взамен, крупными буквами была написана аббревиатура PSG, две крайние буквы которой находились на фоне синего прямоугольника, а центральная на фоне красного. Кроме того, внизу было добавлено название клуба.   

В подобном виде эмблема просуществовала до 1996-го года, после чего было решено вернуться к прежнему варианту, оставив при этом надпись Paris Saint-Germain и добавив год образования клуба – 1970. Позже, в 2002-м году эмблема сменила лишь цвет фона, где стало больше темно-синего цвета. Как оказалось, сохранился такой вариант логотипа до 2013-го года.

С нового сезона ПСЖ начнет свои выступления с новой эмблемой на майках. С одной стороны, он изменился не сильно – внешний круг стал шире, внутренний - уже, цвет светлее, а название команды разделилось на ПАРИЖ сверху и Сен-Жермен снизу. Есть ли в размере шрифта подоплека, не берусь судить. С другой же стороны, изменения значительные, ведь исчез такой хорошо знакомый и почитаемый болельщиками элемент как колыбель, а также дата основания клуба. Но, как сказал президент ПСЖ Нассер Аль-Хелаифи: «Изменения в логотипе – это важный этап в осуществлении наших амбиций по превращению "Пари Сен-Жермен" в один из крупнейших спортивных брендов мира».

 

Символом Ниццы, как города, так и футбольного клуба является орел. Впервые изображение этой гордой птицы появилось в 1430-м году с подачи герцога Савойского, графа Амадея VIII. В 1388-м году Савойское герцогство взяла Ниццу под свою защиту, уберегая ее от захватов Прованса. 

В истории же футбольной команды появление орла датировано 1948-м годом. Вплоть до 1992-го года красный орел, а именно в таком цвете он красуется и на гербе города, располагался на фоне щита в желтом обрамлении. Сверху нависала корона и аббревиатура OGCN (Olympique Gymnaste Club Nice). Между прочим, в форме с подобной эмблемой позировал сам Майкл Джексон.

Затем эмблема существенно изменилась: орел взлетел наверх, а вместо щита появился круг, внутри которого расположился стандартный, пятнистый футбольный мяч. Кроме того появилась надпись «Côte d'Azur» (Лазурный Берег).

С нового сезона на футболках «Ниццы» будет новый логотип. Орел силуэтом похож на прежнего, но стал могущественнее, приобрел некий монументальный вид. Когтями орел держит ленту с надписью напоминающую дату основания клуба – 1904-й год. Ну а по центру всего знамени мы вновь видим щит: теперь он красно-черный и на нем крупными буквами надпись OGC NICE. Что ж, действительно, найс.

Вкупе с тем, что команда пробилась в еврокубки и не за горами переезд на новый красавец-стадион, смена эмблемы выглядит логичным решением. Намечается нечто новое и хочется верить, что все эти начинания не пройдут даром.

 

Главным символом клуба, собственно, как и города является чертополох. Отмечается, что в гербе Нанси чертополох изображен, как символ мужества и стойкости, в память о героической обороне города в 1477 году от войск герцога Бургундии Карла Смелого, в результате чего этот самый «смелый» был убит. С тех пор у Нанси есть свой девиз: «Qui s'y frotte s'y pique» - «Кто прикоснется, тот уколется». Эта же фраза обозначена и на эмблеме футбольного клуба.

C 1967 года, т.е. со времен основания команды, изображение колючего растения красуется на игровой форме лотарингской команды. Честно говоря, обозревая матчи с участием «Нанси», я всякий раз старался уходить от такого идентификационного слова как «чертополохи» - дурно звучит, согласитесь. Так или иначе, это символ команды и если в предыдущей эмблеме его можно было спутать с восходящим Солнцем, по крайней мере, я поначалу так и думал, то сейчас с подачи президента клуба Жака Руссело было решено вернуться к историческому варианту изображения чертополоха. На мой взгляд, эмблема стала солиднее и агрессивнее, при этом сохранив все основные черты.

 

Поначалу эмблемой футбольного клуба «Лилль» был герб одноименного города – белая лилия на красном фоне. В 1946-м году, можно сказать, что у команды появилось что-то свое, хотя не без значительной доли условности: к гербу города добавилась лишь надпись «Lille» на синем фоне. Далее изменение в клубном гербе коснулось названия команды: с 1955-го года появилось привычное нынче сочетание LOSC (Lille Olympique Sporting Club). 

В 1981-м году на эмблеме «Лилля» появился еще один хорошо знакомый сегодня элемент – мастиф. До сих пор нет однозначного ответа на вопрос о причинах происхождения мастифа и внедрения его в клубную философию. По одной версии собака данной породы была у одного из президентов клуба, по другой - домашний стадион "Лилля" некогда находился неподалеку от собачьего питомника.

Мастиф стал настолько важен для «Лилля», что со временем, изображению герба города на эмблеме команды отвелось некое обязательственное значение. Лилия теперь отображалась исключительно как принадлежность к определенному городу. Это неплохо, но, на мой взгляд, в 2002-м году палочка перегнулась. На протяжении 10 лет лилия была отмечена не иначе, чем пробел между словами «Lille» и «Metropole». Возможно, я утрирую, но выглядело примерно так.

В 2012-м году «Лилль» вновь изменил эмблему и, по мне, приянл верное решение. Сегодня она смотрится красиво и правильно: лилия на своем месте, силуэтное исполнение мастифа выполнено с некой долей величия и храбрости, а левая его сторона отображает пламя, что говорит о страсти и желании добиваться успеха.    

 

Первые две эмблемы «Гавра» былыи просты по исполнению: темно-сине-голубой щит, на фоне которого в вертикальном положении значилась надпись HAC (Le Havre Athletic Club). Может показаться, что в данных эмблемах отсутствуют какие-либо опознавательные, олицетворяющие клубную историю элементы, но на самом деле они есть – цвета. «Гавр» был основан англичанами, в подавляющем большинстве выпускниками «Оксфорда» и «Кембриджа». Символизирующими цветами вышеуказанных учебных заведений были темно-синий («Оксфорд») и голубой («Кембридж»). В итоге, после серьезных споров о том, чей оттенок должен использоваться в клубной форме, был найден вполне логичный компромисс.

После, к эмблеме добавился новый элемент – саламандра, которая лично мне больше напоминает динозавра вроде диплодока или брахиозавра, ну да ладно. Вообще же, данное земноводное является символом города Гавр и изображено на ее гербе. Почему саламандра: потому что она была талисманом Франциска I, который и открыл миру благодатную гавань - так переводится первоначальное название города: Гавр-де-Грас.

Однако в дальнейшем, а именно в 2005-м году от саламандры и, в целом, предыдущих вариаций эмблем не осталось и следа, разве что аббревиатура НАС. В остальном же изменилось все: от формы до содержания. Главной составляющей на сей раз стала вода. Гавр располагается на берегу реки Сены, близ ее эстуария – однорукавное устье, расширяющееся в сторону моря. Именно эту особенность «Гавр» решил изобразить и на своей эмблеме, где волны постепенно переходили в безмерное пространство. Также к новому логотипу был добавлен чисто футбольный аксессуар – мяч. Через некоторое время данную эмблему дополнили рамки в виде круга, несколько изменился вид эстуария и добавился год основания клуба – 1872.

13 июля 2012-го года, на следующий день после открытия новой домашней арены «Гавра» «Стад Осеан», клуб представил новую эмблему. Было решено вернуться к изображению саламандры и более четкому изображению родных цветов.

 

Ни для кого не секрет, что футбольный клуб «Сошо» поддерживается автомобильным производителем, компанией «Пежо». В данном случае, это не просто коммерческое спонсирование, а историческая данность. В 1928 году основатель «Пежо» - Жан-Пьер Пежо создал футбольный клуб в качестве формы досуга для своих работников. Однако, со временем Пежо решил сделать из этого безобидного развлечения серьезный проект и «Сошо» начал развиваться. В 1930 году ФК «Сошо» объединяется с AS «Монбельяр», образовав ныне действующий клуб «Сошо-Монбельяр».

Немудрено, что эмблема компании «Пежо» была отображена и на майках футбольной команды. Однако, лев с поднятыми передними лапами – это, прежде всего, символ региона Франш-Конте. Именно герб Франш-Конте поначалу и красовался на игровой форме «Сошо», но после слияния с «Монбельяром» клуб обрел свое знамя. Главным нововведением стало появление аббревиатуры FCSM (Football Club Sochaux-Montbéliard), что же касается льва, то он «спрятался» за вышеназванные 4 буквы. В дальнейшем эмблема меняла лишь форму, содержание же оставалось неизменным.          

 

В основе символики «Лорьяна» лежит, как это ни странно прозвучит, рыбная тематика. На самом деле, это действительно может только лишь звучать странно, в остальном же все предельно ясно: город Лорьян портовый и основной отраслью экономики здесь является рыболовство.

Первая эмблема футбольного клуба «Лорьян» представляла собой изображение морского петуха в ромбе с аббревиатурой FCL. В 1994-м году символика команды претерпела серьезные изменения: форма логотипа была изменена с ромба на круг, морского петуха сменил хек – род рыб из семейства «мерлузовые», откуда, собственно, и взялось прозвище команды, а аббревиатуру FCL сменило полноценное название F.C. Lorient Bretagne Sud.

Спустя 8 лет, эмблема вновь изменилась, правда, на сей раз не столь кардинально. Круг стал светлее, а название команды было вынесено за его рамки. Другое дело, эмблема 2010-го года. Здесь поменялось все. Во-первых форма логотипа представляет щит, во-вторых, появился флаг родного региона «Лорьяна» - Бретани, в-третьих, хек приобрел более динамичный вид, ну и в-четвертых появилась дата основания клуба – 1926-й год. Все эти изменения, на мой взгляд, пришлись к месту. Предыдущие эмблемы, откровенно говоря, лично у меня вызывало смех сквозь жалость. Ну, что это за селёдка, думал я. Сейчас же эмблема «Лорьяна» выглядит более современно, агрессивно и ярко.  

 

В 2010-м году сменил эмблему и еще один бретонский клуб – «Брест», но обо всем по порядку.

Первая эмблема «Бреста» представляла собой щит, посредине которого на красном фоне располагались заглавные буквы SB, обозначавшие собой аббревиатуру Stade Brestois. Слева отображена лилия, заимствованная с городского герба; справа – горностаевый мех, заимствованный с флага региона Бретань. Можно, конечно, поспорить о реалистичности горностаевого меха, но это геральдика.

В 1982-м году «Стад Брестуа» меняет название на «Брест Арморик». Арморика – так ранее называлась область на территории современной Бретани и в названии клуба она обозначает именно географическую принадлежность. Логично, что со сменой имени поменялась и эмблема, правда произошло это не сразу. Лишь спустя три года на футболках бретонского клуба появился новый логотип. Он был прост: мяч, сопровожденный «энергичными» полосами красно-белого цвета и надпись «Brest Armorique».             

В таком виде эмблема просуществовала до следующей смены названия. В 1992-м году клуб приобрел свое нынешнее имя «Брест Брестуа 29», где «29» – порядковый номер департамента Финистер. Что касается логотипа, то он изменился, мягко говоря, значительно: щит, внутри которого отображены: контур департамента Финистер, флаг региона Бретань и собственно название клуба. В 1999-м году данная эмблема претерпела небольшую доработку, а именно черные полосы флага Бретани было решено перекрасить в красный цвет, дабы сделать эмблему более яркой и подчеркнуть цвета клуба. 

И вот, мы добрались до 2010-го года. Изначально у клуба было три варианта новой эмблемы:

По мне, все они вполне симпатичные и какой бы ни был выбран, смотрелся бы он достойно. В итоге же выбор пал на Logo № 2. Он представляет собой красный щит с белым обрамлением, аббревиатуру SB, сливающуюся с номером департамента 29, год основания клуба и геральдическое отображение горностаевого меха.

И все-таки, мех странноватый. Даже сам горностай в недоумении

  

Долгое время эмблема «Ле Мана» представляла собой красно-желтый шестиугольник с мячом внутри и цифрой 72. Однако не все это появилось одновременно. Изначально были лишь геометрическая фигура и красно-желтые цвета: цвета, которые были отображены на гербе древнего поселения Ле-Ман, а нынче имеются и в гербе города. Кроме того, до 1995-го года клуб носил другое название: «Ман Юнион Клуб», откуда и сокращение M.U.C.

Позже, когда название сменилось на «Ле Ман», к эмблеме добавилась цифра 72, обозначающая порядковый номер департамента Сарта. С 1995-го по 2010-й год логотип футбольного клуба практически не менялся, разве что в 2007-м году несколько темнее стал оттенок цветов в нутрии шестиугольника.

В 2010-м году эмблема «Ле Мана» значительно обновилась. Цвета остались прежними, но теперь они выполнены не в виде полосок, а органично вписаны в новый элемент логотипа – лошади. Появление скакуна не случайно, «Ле Ман» славится своими автомобильными традициями, и лошадь в данном случае отображает единицу мощности. 

 

Первая эмблема принадлежит любительскому футбольному клубу «Арль». На ней изображен символ одноименного города – лев, который перекусывает футбольный мяч. Данный логотип просуществовал до тех пор, пока «Арль» не переехал в Авиньон, в связи с чем, клуб обрел свое нынешнее название. Учитывая эти изменения, появилась необходимость отобразить символ двух городов.

Льва мы уже знаем, у Авиньона же таковым является изображение трех ключей. В 2009-м году эмблема «Арль-Авиньона» претерпела серьезные изменения. Во-первых, как мы уже отметили, появился новый элемент – три ключа. Во-вторых, форма логотипа была перестроена с круга на щит. В-третьих появилась надпись: «La rage de vaicre», что можно перевести как: «Воля к победе».        

На мой взгляд, данный логотип «Арль-Авиньона» мог бы жить еще много-много лет, поскольку выглядел не просто симпатично, а даже несколько величественно, напоминая собой символ целого государства. Однако, в 2012-м году эмблему решено было упростить. Упростить настолько, что о ней сложно что-либо сказать.

 

С 1913-го по 1934-й год эмблема «Кана» выглядела просто: круг, внутри которого аббревиатура SMC. Менялось лишь положение красно-синих цветов. Следом, на место круга пришел ромб. Долгое время, на протяжении 54-лет логотип был подобной формы, внутри которого, на фоне белого квадрата значилась привычная аббревиатура SMC, правда, в ином исполнении.

В сезоне 1988-1989 эмблема вновь претерпела изменения. Ромб остался, но акцент был сделан на другом элементе, а именно двух палочках и кружочке, которые, в сочетании друг с другом, видимо, представляют собой человека. Вообще, данный логотип мне напоминает что-то олимпийское.

В 1989-м году эмблема «Кана» изменилась до неузнаваемости. Добавилось много новых элементов, которые были призваны отобразить историческую сторону не только Кана, но и всей Нормандии. Главным элементом в новом логотипе стал корабль – драккар. Драккар – это боевое судно викингов – предков Нормандии, например, как этот. Естественно, что корабль плывет по волнам, и это еще один элемент, говорящий о местонахождении Кана – берег реки Орн. Три треугольника символизируют сам город, который славится своими замками и крепостями. Также видим, что аббревиатура SMC сменилась на полноценное название: Stade Malherbe Caen, плюс, к нему добавилось географическое обозначение: Кальвадос, Нижняя Нормандия.

Подобный вариант эмблемы сохранился до 2007-го года, с незначительными изменениями в сезоне 2006-2007. Далее, «Кан» решил облачить свою эмблему в круг, в котором драккару места уже не нашлось. Однако, сохранилось стилизованное изображение воды, образующее собой мяч. Также на месте остались «виды города». Данная эмблема существует по сей день, однако сезон 2013-2014, в котором «Кан» отпразднует свое 100-летие, команда проведет с юбилейной эмблемой, где коротко и ясно указывается год основания клуба.

 

Новая эмблема «Валансьена» сохранится лишь на 1 год, а все потому, что приурочена она к 100-летнему юбилею клуба. Как вы уже успели заметить, к привычному лебедю на красном щите добавилась триумфальная лента с периодом времени от 1913 до 2013-го года, а также лавровые ветви. Тем не менее, об эволюции эмблемы «Валансьена» все же стоит поговорить подробнее, поскольку тот самый лебедь на красном щите появился относительно недавно. Итак.

Первоначальный логотип «Валансьена» отображал льва, подобного тому, что красуется на гербе города. Эмблема имела круглую форму, по периметру которого было написано название, тогда: «Union Sportive de Valenciennes Anzin». В 1976-м году название было отображено в виде аббревиатуры, сама эмблема изменила форму, а также добавился новый элемент – лебеди.

Вообще появление лебедя в жизни Валансьена исходит из первых упоминаний о городе, который тогда носил название «Ля Валь де Сьен» (la vallée des cygnes), что означает «лебединая долина». В дальнейшем оно приобрело более современное звучание – Валансьен.

С 1989-го по 1991-й и с 1992-го по 1996-й года эмблема имела треугольную форму, отображение названия сократилось до двух букв «VA», лебеди были сгорбившиеся, и отличие между двумя этими вариантами логотипа было лишь цветовой гамме и центральном элементе: сначала им был мяч, затем вернулся лев.

Следующие 10 лет эмблема была без какой либо геометрической оболочки: свободное написание аббревиатуры VAFC, буква «V» в которой постепенно переходила в лебедя, который, в свою очередь, видимо ударял по мячу, то ли головой, то ли клювом. В 2006-м эмблема слега изменилась. Все вышеперечисленное теперь находилось внутри круглого черного обрамления, а лебедь, по мячу уже скорее не бил, а просто смотрел на него.

И, вот мы добрались до 2008-го года, когда появилась та эмблема, которую мы привыкли видеть сейчас. Красный щит, лебедь от шеи, VAFC, а дальше 100-летний юбилей.