5 мин.

Безысходность детского футбола

Сидя в небольшой судейской комнате после очередного матча Клубной лиги (а это высший дивизион детского футбола в Москве) я невольно подслушал разговор двух детских тренеров.

- Послушай, я тут одну тему услышал. Тебе же нравится «Камри»?

- Ну да.

- Так вот, с нашей–то зарплатой на неё не заработаешь, а тут есть схема.

- Удиви.

- Берешь машину в кредит, страхуешь, платишь до тех пор, пока есть силы и деньги. А потом, главное в год страховки успеть, разбиваешь машину в хлам. Страховая выплачивает оставшуюся сумму, «Камри» в утиль, а ты уже и насладился и покатался!

- Действительно удивил.

Продолжения я так и не услышал. Потому что между матчами у судей перерыв только чтобы чаю заварить, подписать протокол, схватить флаги и побежать на следующий матч.

Однако разговор меня очень зацепил. Насколько же «много» платят нашим детским тренерам за воспитание молодежи, что они придумывают различные схемы, чтобы хоть немного пожить в человеческих условиях. Например, не думать о том, что ты будешь есть завтра, или о том, что взнос по ипотеке стал еще больше.

Живя в условиях того, что денег нет, но нам надо держаться, а любое воспитание детей - это призвание, невольно начинаешь задумываться, а в чем состоит призвание?

Призвание тренера- это воспитание, развитие и улучшение навыков юных спортсменов. Тогда, когда тренер всецело и без остатка отдает себя для того, чтобы будущий Головин смог отдать голевую передачу на Фалькао, и тот радостно смог бы обнять нашего таланта.

Но как это сделать, если тренерский ум и внимание все чаще заняты денежным вопросом? Для ребятишек тренер - это Царь и Бог. Вспоминая занятия в школе боевых искусств, я смотрел на сенсея с придыханием, и мне казалось, что подорвать его авторитет не мог никто.

А что мы видим сейчас? Ребятишек привозят на машинах гораздо дороже вожделенной тренером «Камри», а бутсы молодого таланта стоят почти как месячная зарплата школьного учителя где-нибудь в отдаленном регионе нашей страны.

Мы с вами знаем, что любой человек отлично развивается в условиях того, когда за его труд хорошо платят. И он не думает о том, как бы взять очередной кредит, чтобы собрать своего ребенка в школу или поехать отдохнуть.

В большинстве стран футбол – порой единственный социальный лифт, а попасть в команду своего города -слава и почёт. Мальчишки, рожденные в бедности, будут трудиться ради заветного матча в «старте» главной команды. Они будут это делать именно потому, что это их билет в будущее. В том числе и материальное, которого они лишены.

Сэр Алекс Фергюсон говорил, что футбол воспитывается в трущобах, рабочих районах. Его знаменитый «Класс-92», где были выпущены такие великие игроки как: Бекхэм, Скоулз, Гиггз и Нэввил, состоял в основном из ребят, выращенных в бедности. А Уэйн Руни, легенда «Манчестер Юнайтед», до сих пор помогает своим друзьям, вспоминая, как ему приходилось жить в бедности.

Но это не работает в условиях тотальной нищеты. Как можно взрастить молодого таланта, если даже его учителей окружает безысходность? Где тренеры не могут себе позволить нормально жить, а уж тем более воспитывать в мальчишках их лучшее.

Отсюда и рождается все то, что невозможно и просто нельзя терпеть – блат и взяточничество.

К большому сожалению, многие детские и молодежные тренеры даже в больших московских командах за свою рекомендацию берут деньги. И не важно, перспективен юноша или нет, главное, что здесь и сейчас.

Конечно, тренеры себе не враги, и поистине талантливого мальчика они возьмут в состав. Братья Миранчуки тому свежий пример. У их мамы попросту не было никаких денег, чтобы отправить сыновей в молодежную и основную команды. И даже сейчас она работает в «Локомотиве» простым школьным учителем. Но если тренеры видят, что с другого можно взять денег, или просто он не понравился, то всегда можно намекнуть родителям, что его чадо может пойти выше за определённый взнос. Понятно, что не через кассу клуба.

И возникает естественный вопрос, а как же это исправить? Что может сдвинуть эту огромную глыбу безысходности?

Как мне видится, это существенная, если не кардинальная реформация детского футбола и полный за ним контроль. Но одно дело - написать программу развития детского футбола на 50 лет вперед, а другое - выполнить её. 

И дело даже не в том, что у государства или клубов нет денег. У людей нет осознания важности того, для чего надо растить молодежь. Им почему-то неведомо такое понятие, как будущее. Ведь сегодня они воспитывают молодежь, а завтра эти парни приносят им победу и всеобщее ликование на Никольской улице. Почему для многих абсолютно не видно связи между тем, что Дзюба, Черышев, Зобнин и другие герои прошедшего чемпионата мира были мальчишками и также воспитывались детскими тренерами.

Ведь становление молодых талантов на профессиональном детском или юношеском уровне это крайне важный и неотъемлемый этап взросления футболиста. За это время он должен понять, как он играет на фоне других, в чем его уникальность. Почему именно футбол должен стать его призванием. К тому же именно в этом возрасте формируются такие понятия, как дружба, честь, соперничество и борьба. А венцом всего является профессиональный контракт и первый матч на домашнем стадионе родной команды.

Увы, нет у нас такого понятия как завтра, и всеобщее желание получить свое здесь и сейчас губит большое количество талантов российского, а то и мирового уровня. И такие парни как Головин или Миранчук, - исключение из правил. Они как маленький росток пробиваются через огромные бетонные плиты невежества.

И после этого думай, будет ли развиваться наш футбол, или безысходность  будет вечна. И уже сейчас я боюсь привести будущего сына в условную «Смену», и невольно услышать разговор тренеров:

- Слушай, тебе же нравится Камри, тут есть одна тема…