9 мин.

Чемодан. Вокзал. Стадион

***Зачётная работа по предмету «Мультимедийные технологии»***

 

На трибунах становится пусто. Почему российский футбол теряет аудиторию?

До чемпионата мира в России остается недолгий год. Самое время задуматься о решении одной из главных проблем нашего футбола. Как вы уже догадались, речь идет о посещаемости, точнее, о ее отсутствии.

Текущий футбольный сезон подарил нам великолепные «Арены», но, к сожалению, посещаемость так и остаётся на низком уровне. По сравнению с антирекордом сезона 2014/2015 (10 250 человек) тенденция пошла на рост, сейчас на матчи российских клубов ходят в среднем 11 301 человек. Судя по всему, ожидаемая наполняемость новых стадионов не предвидится. Чудовищно, друзья!

В последнее время стало модным критиковать отечественный футбол. Критиковать жестко, часто, по делу. Согласитесь, ситуация с лысыми трибунами совершенно не красит РФС.

Множество факторов подогревают нежелание болельщиков следить за происходящим на поле с трибун: тут и цены на билеты, и околофутбольные страсти, и проблемы с переходом на систему осень-весна, и мат на стадионах, и ужасная зрелищность, и сложная география выездных матчей, и пресловутый вопрос – может лучше дома посмотрим?

Все эти факторы, подобно гнойным нарывам, мучают нездоровый российский футбол. Что ж… Придется немного расковырять.

Нарыв первый: качество игры

Причина. Это главный, простой, но очень печальный фактор, включающий в себя огромное количество тонкостей. Это и злосчастный лимит на легионеров, который душит, прежде всего, российских талантливых футболистов, это и  переход на новую систему «осень-весна», это и стадионы, и школы, и множество других причин, для описания которых потребуется еще один длиннющий пост.

Подробнее. Какое право мы имеем требовать от футболиста выверенных передач или искрометного дриблинга на морозе, при минус 10,  на замерзшем, обледенелом поле стадиона?

Почему так происходит? Конечно, качество футбола могло бы быть и повыше. Нам есть над чем работать и к чему стремиться. Но не забывайте, что футболисты зачастую играют на плохих полях, что не способствует совершенствованию мастерства. Есть еще один фактор — финансовая составляющая футбольной жизни. Ведь кроме клубов с солидным бюджетом есть и клубы, которые едва сводят концы с концами. Экономическая ситуация в нашей стране не отвечает запросам владельцев стадионов и организаторов соревнований. К сожалению, не всякий болельщик готов выкладывать раз в неделю по 500 или 1 тысяче рублей.

Что с этим делать? Опять же, давайте будем говорить о целом комплексе проблем. Во первых, в России нельзя играть в футбол зимой. Во вторых, трудно добиться прогресса у игроков при лимите на легионеров. В третьих, следует развивать школы, проводить грамотную селекционную политику и так далее. Тут можно вечно продолжать.  

Нарыв второй: инфраструктура и высокая цена билетов

Причина. Представьте себе, что чемпионат России полон драматизма. Бескомпромиссная борьба ведется на всех уровнях. И при этом болельщик попросту не идет на стадион из-за отсутствия должной инфраструктуры и адекватной цены на билет.

Подробнее.  Рассмотрим два известных случая. В одном из матчей чемпионата России Крылья Советов продавали по рублю билеты на одну из трибун. Опыт удался: получилось создать великолепную атмосферу и привлечь огромное колличество болельщиков. В дальнейшем, подобные эксперименты позволили Самарцам войти в тройку самых посещаемых клубов России (158 416 (15,43%)).

Еще один пример. Есть замечательный голландский футбольный клуб Гронинген из одноименного города, в котором населения всего 187 тысяч жителей. Стадион Гронингена рассчитан на 20 тысяч. И он всегда переполнен! Секрет голландской посещаемости кроется в том, что на стадионе также размещаются казино, кинотеатр, школа, супермаркет и фитнес-центр. В конце 2007 года была открыта железнодорожная станция возле стадиона. В настоящее время реализуются планы по расширению стадиона до 30 0000—40 000 мест. Разве мы можем себе представить такой футбольный Эдем в российском городе с населением в 5-6 раз большим, чем потенциальная вместимость стадиона?

Почему это происходит? Зрелищнось на очень низком уровне, что делать? Деньги вкладываются огромные, приезжают дорогие игроки, значит проблема системы, необходимы серьезные реформы. Очень часто не предоставляется возможности нормально перекусить в перерыве. Хорошая еда, ассортимент и скорость обслуживания весьма пригодились бы в 15 минутном перерыве. Сейчас в мировом футболе активно используют стюардов, которые не отпугивают зрителей, в отличие от сотрудников российского ОМОНА.  

Что с этим делать? Прежде всего, организаторы обязаны создать поклонникам футбола условия для того, чтобы они доехали с комфортом до стадиона и удобно посидели на трибунах. Во вторых, следует сконцентрироваться на постройке новых и реконструкции старых стадионов, которые послужат плацдармом для команд к их развитию. А если клубы будут развиваться и прогрессировать, то и народ будет ходить. 

Нарыв третий: система "осень-весна"

Причина. Падение посещаемости связано напрямую с изменением системы проведения чемпионата России. Очевидно, что холодная погода не только создает проблемы болельщикам, но и мешает футболистам показать на поле всё, на что они способны. 

Подробнее. Если взглянуть на статистику посещения матчей, то и ребенок мог бы сделать вывод, что в нашей северной стране такая система проведения чемпионата плохо приживается.

Почему так происходит? Кто хоть раз был на стадионе, непременно скажет, что куда приятнее поддерживать любимую команду в теплое время года.  Ведь болельщики любят ходить на стадион в теплую погоду. Казалось бы, не нужно иметь семи пядей во лбу, чтобы это понимать. Тем не менее, у нас же летом — перерыв в чемпионате. Гениально.

Что с этим делать? Все просто, вернуться на систему «весна-осень».

Нарыв четвертый:  футбольные хулиганы.

Причина. Многим людям на стадионе просто чужд фанатизм. Такие приходят за зрелищем, за впечатлением от игры. Но о каком положительном впечатлении может идти речь, если все 90 минут по стадиону доносятся шумы, взрывы и обсценные выкрикивания? Не каждому это понравится, особенно семейному человеку, решившему провести время на стадионе с детьми.  

Подробнее. За что мы все любим футбол? За честность, искренность и бескомпромиссность, за дух настоящей мужской борьбы, за близость каждому из нас (кто из нас не играл в футбол?). Футбол для преданного болельщика – возможность отвлечься от повседневных забот и, что не менее важно, окунуться в тот настоящий мир эмоций. Футбол – это отдушина для совершенно разных людей в их жизни.

Именно этим можно объяснить то колоссальное разочарование и даже агрессию, которая выплескивается наружу, когда даже футбол начинает обманывать тебя. Когда даже на футболе ты не можешь быть относительно свободным, не можешь быть открытым и выражать свои эмоции самым искренним (пусть даже и не совсем культурным) образом.

Многие склонны думать, что фанатская субкультура – деструктивная по сути, нацеленная на разрушение, а не на созидание. Лишь единицы знают, сколько ежедневного труда вкладывается в то, чтобы фанаты были организованы и отдавали всех себя любимой команде.

Почему так происходит? В современном мире футбол перестает быть этим самым уникальным явлением и начинает позиционироваться развлечением, сродни походу в кинотеатр или в оперу. Но это вещи совершенно разного характера.

Что с этим делать? Отсутствие серьезной системы работы с болельщиками и фанатами – бич едва ли не всех российских клубов. Открытые тренировки, регулярные встречи с командой и руководством клуба, автограф-сессии и многое другое – это то, что нужно болельщикам и фанатам. Не следует делать из игроков «иконы», увидеть которых вживую можно лишь на стадионе во время матча. Игроки играют для болельщиков, футбольные клубы существуют для болельщиков, поэтому только постоянное живое общение может позволить избежать многих ошибок и напряженностей и дать ответы друг другу на накопившиеся вопросы «глаза в глаза», по-мужски.

Нарыв пятый: футбол и бизнес.

Причина. Современный футбол перестал быть народной игрой, а становится все больше частью «шоу-бизнеса», где коммерческий успех выходит на первый план, оттесняя эмоции, искренность и спортивный результат.

Подробнее.Болельщики пытаются сохранить футбол привычным, оставить его той народной игрой, посмотреть на которую мы все однажды впервые пришли на стадион. Не в силах сражаться с политикой клуба, многим зрителям приходится оставить трибуны.

Почему так происходит? Футбольные клубы развиваются по принципу компаний и корпораций, когда основным мерилом успеха считается прибыль по итогам года. Забывая о том, что именно болельщики, а не владельцы компаний или советы акционеров являются основными  потребителями футбольного продукта. Именно преданные болельщики и фанаты – это те люди, которые были с клубом до прихода владельца и будут с ним после его ухода. Они - кровь и плоть футбола. Они - душа клуба. Естественно, что подобные хранители футбольных традиций не способны мириться с подобным положением вещей, которая зачастую направлена в пользу коммерции, а не зрителей.   

Что с этим делать? Представители болельщиков не должны быть статистами в жизни клуба. Только постоянное общение и умение работать в одной команде позволит клубу развиваться вместе со своими болельщиками. Футбольные клубы не должны быть временной игрушкой в руках олигархов или чиновников. Голос болельщиков и фанатов  должен быть услышан в любой ситуации. Чтобы фраза «футбол для болельщиков (а не для владельцев клуба)» стала аксиомой. Тогда и люди на стадион потянутся.

 

На вопрос, можно ли в настоящее время говорить о снижении интереса к футболу в России, я бы ответил следующим образом:

Хотелось бы сказать, что это не так. Но, очевидно, такие тенденции есть, и это вопрос для размышления ко всей нашей футбольной общественности. Уверен, что народ в России по-прежнему любит футбол. Просто мы пытаемся загнать болельщика в угол и ждем в то же время, что он будет ходить на стадион, как в Европе. 

Как-то все это плохо и печально... Но, тем не менее, мы ждали возобновления нашего многострадального ногомяча и, думаю, не зря! Мы бодро начали в еврокубках, сыграли интересные матчи 1/16 кубка страны, ну а посещение некоторых матчей премьер-лиги уже породили некоторый оптимизм. Да, нам есть к чему стремиться, причем еще как стремиться! И я надеюсь, что это стремление будет созидательным и наш футбол воспрянет духом, тем более предпосылки к этому имеются (не забываем про мундиаль 2018). Про олимпиаду в Сочи тоже было много скепсиса, но получилось же. Охота верить, что и со "спортом №1" тоже все будет окей!