13 мин.

Джо

Америке нужны герои. Эту необходимость можно конституционно задокументировать наряду с официальным разрешением мечтать. Как говорил JFK? «Отсутствие мечты – губит народ»?

Главные лиги (NFL, MLB, NBA, NHL) – это история о героях и событиях, которые им сопутствуют. Мальчишкам на стенах нужны постеры Ди Маджо. Ролевая модель. Чтобы деловито зваться «Майклом» или «Мэджиком», кидая мяч в кольцо на заднем дворике. Чтобы, чувствуя твёрдость в бейсбольной перчатке, ощущать  крепость руки Боба Гибсона. Выигрывать «Хайсман» как Тибоу или выигрывать ещё больше, как Пейтон. Или как Джо Сакик – стремиться к абсолютной спортивной «целостности». 

- Хотел бы поблагодарить организацию «Квебек Нордикс», людей, которые задрафтовали меня в 87-ом, поверили в мои возможности и дали шанс, воплотить в жизнь детскую мечту…

Героям нужно единое место, как греческим богам был нужен Олимп. Пантеоны  начали появляться  после «Века джаза» и «Депрессии»: 39-ый – бейсбол, 43-ий – хоккей. Как и в хорошем мифе, там действуют правила закрытого элитного клуба. Как на Олимпе – строгая иерархия, в основе которой статистика и человеческий фактор. Наиболее объективное с наиболее субъективным.

-… организацию «Колорадо Эвеланш», менеджеров, pr-отдел, агента, тренеров которые когда-либо тренировали меня и всех тех, кто когда-либо выходил вместе со мной на лёд…

Иерархию чтут, сколько бы на руке не было перстней. Попасть в подобный клуб – дело не одного, двух или трёх сезонов. Дело эпохи. «Ни один другой вид спорта не интересовал меня так, как хоккей… в конце концов, это и есть то, что я собой представляю».

- ...родителей, семью. Детей и супругу. Без вас - у меня бы ничего не вышло…

«Хороший человек, муж и отец», Дебби Сакик, The Denver Post.

В спорте не так много игроков, чья  карьера - целостный механизм. Кто-то недорабатывает в юности. Чей-то талант не могут рассмотреть за лучами славы конкурента. Кто-то зовётся золотым мальчиком, чтобы позже не оправдать надежд. Базза Питерсона считали более одарённым, чем Джордана. Том Брэди не получил престижную стипендию в главных футбольных колледжах. Билли Бин  был задрафтован «Метс» и думал, что ему уготована звёздная карьера аутфилдера. Возможности предоставляются каждому по-своему.

Существуют и те, кто на протяжении всей карьеры - первый. Целостный механизм, функционирующий по своей безошибочной схеме. Тот, кто подавал надежды, их подкреплял и заставлял надеяться сильней.

Джо Сакик был задрафтован хоккейной организацией «Квебек Нордикс» в 1987-ом. Представители «Квебека»  светились так, будто с раздачи им пришла пара тузов, и как не опытные игроки, «Нордикс» не могли скрыть своей радости: «Лучший юниор, которого мы когда-либо видели!».

Сакик приехал в летний тренировочный лагерь, пробыл там до августа и позвонил своему агенту, сказав, что возвращается домой, назад в Британскую  Колумбию, городок Бёрнаби, чтобы провести там ещё один сезон в молодёжной  лиге.

- Брось, Джо, – недоумевал агент, - это адаптация. Пережди. Многие молодые игроки сталкиваются с подобным.

Сакик был непоколебим (как будет непоколебим в игре): - Пока, я не вижу себя в NHL. Я не готов.  Быть может, я одарён технически, у меня есть кистевой бросок и всё такое… но физически – нет, я не готов.

Человек, чьей единственной детской мечтой было провести хоть один матч в NHL.

Есть игроки, которые  ввязываются в драку, а после смотрят по сторонам. Которые боятся ехать в фарм или возвращаться в молодёжную лигу, рассматривая это лишь как карьерный лифт, вызванный снизу.

«Отличие Джо было в том, что если  говорить о «Сакике», как о двукратном обладателе Кубка, Олимпийском чемпионе, обладателе титула MVP,  и говорить о «Сакике-мальчишке», талантливом юниоре из Бёрнаби – вы не увидите разницы. Он всегда знал, чего хотел».

Сакик вернулся  в «Квебек» через год, в 88-ом (став лучшим в молодёжной лиге), и закрепился в составе «Нордикс». Мечта была слишком дорога, чтобы доверить её неоправданному поступку. Спустя год, Джо был готов.

«Мы не очень любили «Колорадо», они нас даже раздражали. Но не было никого в нашей команде, кто бы не уважал Джо Сакика», Крис Дрейпер, «Детройт», сезоны 1992-2011.

В 1995-ом «Квебек Нордикс» переехали в Денвер и стали зваться «Лавинами». Денвер ждал такую команду. С ареной, на «джамбо-троне» которой болельщики каждый матч красовались с табличками: «Осторожно! Лавина!».

С переездом в Колорадо, сменилась не только дислокация команды, её организация, имя и дизайн формы, сменилось лицо «франчайза». В сезоне 95/96 к завоеванию Кубка новоявленных «Эвеланш» вёл 26-летний  капитан Джо Сакик.

К моменту переезда, опыта кубковой борьбы у Сакика почти не было. Несмотря на отменную игру Джо (первый сезон – 63 очка, второй – 101, рубеж в сотню до 95-го покорён ещё дважды), «Нордикс» лишь пару раз выходили в плей-офф. Сакик  будто выжидал. Вновь хотел почувствовать твёрдую готовность, основанную на труде («…никогда не видел, чтобы кто-то так вкалывал на тренировках», Джо Кенневилль) и уверенности.

В 1995-ом году, в Денвере, с новым именем команды, с номером «19», Джо Сакик вновь почувствовал, что готов.

Команда выигрывает «Тихоокеанский дивизион» (Сакик: 51 гол, 69 передач), и выходит в плей-офф, где поочерёдно переигрывает «Ванкувер» (4:2 в серии), «Чикаго» (4:2 в серии) и «Детройт» (4:2).

Именно тогда Сакика начинают звать «капитан-клатч» или «капитан-овертайм».

Основываясь лишь на статистических раскладах, основываясь лишь цифрах, сложно определить лучшего. Ближе всего к разгадке подошёл бейсбол. Но человеческий фактор и там, из года в год, вносит свои коррективы.

Джо Сакик не будет лучшим, исходя из статистики. Учитывая  магию серий плей-офф («вы думаете, я здесь, чтобы ставить рекорды?! Я здесь, чтобы выиграть последнюю игру сезона!», Билли Бин), Сакик и там не будет лучшим. Но его фамилия будет встречаться практических во всех списках.

18 победных голов в плей-офф – 4-ый результат за всю историю.

188 очков в плей-офф – 7-ой результат в истории.

8 голов в овертаймах – 1-ый в истории.

Подходя к финальной серии 1996-го года, сложно было выделить фаворита. Как и «Колорадо», «Флорида» на пути к финалу проиграла 6 матчей, но в финале Востока, ей пришлось оставить слишком много (победа в семи матчах над «Питтсбургом»).

Вся серия уложилась в 4 матча. Апогеем бездействия флоридцев стал второй матч в Денвере. «Лавина» не пощадила никого – 1:8. Сакик получил «Конн Смайт Трофи», как самый полезный игрок плей-офф, и получил свой первый Кубок Стэнли.

«Сейчас «Колорадо» - это допотопная арена, отсутствие гостевых лож и отсутствие надежды на завтрашний день. У них нет чёткого денежного потока. Они только что подписали Петера Форсберга и заплатят ему 4 миллиона в этом сезоне и 5 в следующем. У них просто не хватит денег», The New York Times, 7 августа, 1997.

 Как относится к тем, кто всю карьеру провёл в одной команде? Как их оценивать? За них всё скажут цифры, награды, перстни, игра, но всегда будет задан один и тот же вопрос: что если? Что если бы у Лионеля Месси  были другие одноклубники? Что если бы Хосеп Гвардиола попробовал себя в другой команде? Что если бы Алекс Фергюсон принял новый вызов? Что если бы это был другой город, другой стиль, другой тренер, другие болельщики, кухня, климат, язык, атмосфера… Что если?

В 1997-ом «Нью-Йорк Рейнджерс» лишились Марка Мессье, который подписал трёхлетний контракт с «Ванкувер Кэнакс».  У генерального менеджера «Рейнджерс» Нила Смита на руках оказались деньги и идеи, продуктивное сочетание, учитывая город, где  идеи переходят в деньги и обратно быстрей,  чем несется вагон подземки.

Смит знал о финансовых проблемах «Колорадо». В 97-ом Сакик становился неограниченно свободным агентом и у «Эвеланш» не было средств на содержание такого игрока (владельцы «Лавин», которым принадлежал и баскетбольный «Денвер», объявили о годовых убытках в размере 18 миллионов). В таких условиях Нил действовал подобно шайбе пущенной кистевым броском Сакика – пугающе стремительно. Трёхлетний контракт, 21 миллион, плюс бонус за подписание в размере ещё 15-ти. За один год, Джо была дана возможность заработать 17 миллионов долларов и сыграть в одной команде с Уэйном Гретцки. У «Эвеланш» была неделя, чтобы хоть как-то ответить на это и удержать Сакика.

Всем нужен «Харви Дент». Хотя бы для того, чтобы  фраза «I Believe…» чем-то заканчивалась. Всем нужны героические истории о спасениях или примеры нагого патриотизма. Это вмиг затирает «уорреновскую» схему о построении чего-то хорошего с помощью чего-то плохого. Всем нужны герои и никто не хочет застукать их за подбрасыванием монетки.

В июне 97-го FOX Sports, вотчина Руперта Мёрдока, начала расширять своё влияние. Развитие спортивной индустрии требовало решительных шагов от телемагната. Он начал с телекоммуникационного подразделения известной компании Liberty, оценив свои интересы  в 33%. Потом - Нью-Йорк, скупка практически всех кабельных спортивных сетей. Сделка по приобретению Cablevision Systems  (40% акций) и Rainbow Sports (75%) обошлась Мёрдоку в 850 миллионов, но даже невооруженный глаз мог разглядеть будущие солидные барыши. Rainbow Sports принадлежали шесть региональных спортивных телеканалов и, главное, права на трансляции из «Медисон-сквер-гарден». «Никс» и «Рейнджерс». За свой бизнес в «Большом яблоке» Мёрдок мог быть спокоен.

Тогда же начинается расширение на севере: телесеть  «FOX Sports Rocky Mountain» должна была прибрать к рукам весь спорт в Колорадо. «Наггетс» и «Эвеланш».

Бедствующие владельцы обоих денверских франчайзов (компания Ascent), заручились 15-ю миллионами для новой арены (Pepsi Center) у той самой компании Liberty (33% Мёрдока) и подписали 7-летнее соглашение с «FOX Sports Rocky Mountain», продав права на трансляции баскетбола и хоккея. Таким образом, FOX Sports и Мёрдок, спокойный за бизнес в Нью-Йорке («Рейнджерс»), как никто были заинтересованы в том, чтобы обе денверские команды становились сильней и не теряли своих звёзд. Тем более капитанов.

«Скоро телевизионные корпорации будут определять составы на матч», как-то сказал Алекс Фергюсон и был недалёк от истины. Сакик остался в «Колорадо», чьё материальное положение улучшилось, и которые теперь были готовы «заколлировать» предложение «Рейнджеров», сделав Джо самым высокооплачиваемым игроком лиги. Теперь «Колорадо» подходило под стандарты  Руперта Мёрдока.

Сам Джо находился в стороне, быть может, думая, что это миф или кулуарная интрига, которая его, как хоккеиста должна мало интересовать. Или думая, что это - просто бизнес. Сакик вёл себя как отменный политик: «Я буду рад остаться и  в Денвере, самом дорогом хоккейном месте для меня и буду рад получить новый вызов и новые возможности в Нью-Йорке, в команде с Уэйном Гретцки». По своей воле или нет, Сакик остался в Денвере.

«Против него всегда было невероятно сложно играть. Даже со стороны было видно – это великий капитан», Павел Дацюк, «Детройт».

В 98-ом Джо едет на Олимпиаду в Нагано, но травма колена мешает  ему провести полноценные игры. Через год стартует официальная «канонизация» Джо Сакика – в 99-ом, 27 декабря, в игре против «Сент-Луиса»,  «малыш из Бёрнаби» зарабатывает своё тысячное очко в NHL. Когда-то, он не был готов к этой лиге, потом – хотел провести лишь матч, теперь перешёл рубеж в тысячу. Дорогу осилит идущий.

Через три месяца – ещё один рубеж. Сакик забрасывает 400-сотый гол и набирает 1049 очков, становясь лидером всего франчайза «Колорадо Эвеланш».

К тому времени, «Джо Сакик»  практически нарицательное имя. С Сакиком пойдёшь в разведку, ему доверишь дочь на свидание или оставишь его присмотреть за домом. Такому не зазорно и проиграть.

В финальной серии плей-офф 2001 года «Нью-Джерси Девилз» оставили на льду практически всё. Силы, возможности, слезы, обещания, мечты, надежды – it’s all about the cup. Тоже сделали и «Колорадо Эвеланш».

7-ой матч финала стал бенефисом Джо Сакика. Он принял участие во всех заброшенных шайбах,  выиграл свой второй Кубок Стэнли и передал его Рэю Бурку.

Забрав в сезоне 2000/01 ещё и «Харт Трофи», Сакик собрал практически все самые важные награды и, для полной карьерной целостности, ему не хватало одной.

В 2002-ом Джо сыграл свою тысячную игру в NHL и, в составе сборной Канады, отправился в Солт-Лейк-Сити, чтобы в финале, против хозяев льда,  ещё раз продемонстрировать свои клатчевые способности и собрать свой полный комплект – примерить золотую медаль.

У Сакика никогда не было такой цели. Он не гнался за наградами. Он гнался за тем, что эти награды символизируют. Как и все остальные, в последствие, будут гнаться за тем, что будет символизировать сам Джо: преданность делу, профессионализм, трудолюбие и то, что один из тренеров «Эвеланш», описывая Сакика, назвал «семейностью», Джо очень любит семью. Ко всему этому Сакик относился с предельной серьёзностью, ведь без всего этого он себя не представлял. «Давайте я дам вам один единственный совет, - говорит тот же тренер, - если вы собираетесь отдать своего ребенка в хоккей или в любой другой вид спорта, скажите ему одно -  Джо Сакик, вот кто должен стать твоим кумиром. Тогда, если его вера достаточно сильна, у него всё получится».

В 2009 году, под своды «Пепси-центра» поднялся хоккейный свитер с 19-ым номером. Номером Джо Сакика.

«Бондс, Клеменс, Соса в «Зале славы»?!  Серьёзно? Стероидное трио, мальчики с мускулами,  три стероидных-амиго претендуют на попадание в «Зал бейсбольной славы». Даже если их вина до сих пор кажется кому-то не доказанной, один факт упоминания о мошенничестве и лжи недопустим для человека, попадающего в подобное место», USA Today.

Америке нужны герои. Для этого и возводятся «залы славы», снимаются фильмы, драматизируется спорт, а политическая борьба ведётся в режиме «реалити-шоу». Насколько это плохо? Насколько хорошо?

Для того чтобы сказать – «я воплотил в жизнь американскую мечту», нужно чтобы кто-то эту мечту придумал. Для того чтобы  начали говорить о юниоре, который бросает как Оладжьювон, о новичке, который в «доме» так же хорош,  как Джитер, о выпускнике, чья рука как у Брэди или о «фрешмене», который станет таким же капитаном, как Сакик, все они – Оладжьювон, Джитер, Брэди, Джо - должны не только бросать, делать тачдауны и занимать базы. Они должны делать это посредством телевидения, медиа, прессы. Они должны быть историей, мифом, легендой. И это не их вина. Это вина тех, кому в строчке «I Believe In…», всегда чего-то не хватает.

«-…и в конце, хотел бы поблагодарить тех, для кого я играл - хоккейных болельщиков города Квебек,  Колорадо и всего мира», Джо Сакик, Торонто, Зал хоккейной славы.

А что остаётся у них? Мифы? Интриги? Истории?.. Этого  мало. Для них остаётся игра.

Скачать журнал:

.pdf в хорошом качестве

flash-версия

Полистать онлайн: