14 мин.

Руслан Педан: «Результат всегда зависит только от тебя»

21-летний защитник ХК «Сочи» Руслан Педан поделился впечатлениями о жизни и хоккее в США, возвращении в Россию, своем первом опыте в качестве нападающего и «химии» с партнерами.

Воспитанник «Крыльев советов» провел пять лет в Северной Америке. За три годав команде Государственного университета Бемиджи в NCAA он стал одним из ключевых игроков «Биверс» и лучшим защитником клуба с 32 очками в 115 матчах и показателем полезности +10. Этим летом Руслан понял, что готов играть в профессиональной лиге и подписал двусторонний однолетний контракт с ХК «Сочи». За 18 матчей в КХЛ на его счету 3 результативные передачи и больше всего заблокированных бросков (33) в команде.  

- Вы воспитанник «Крыльев Советов», почему решили уехать и продолжить свое профессиональное становление в США?

- Брат уезжал в то время. Пообщались с агентом, и решили, что для моего развития будет лучше уехать, чем оставаться в России и играть в молодежной лиге. Там больше потенциала.

- Вы стали первым игроком «Бемиджи Стэйт Биверс» из России за 57 лет. Языковой барьер и разница в менталитете сказывались?

- Перед приездом в Бемиджи я уже отыграл два года в юниорской лиге. Там я немного выучил язык и в «Биверс» было проще. Понятное дело, что менталитет все равно другой, там все немножко по-другому. Но меня приняли хорошо и мне там всё очень нравилось.

- В Бемиджи любят хоккей? На матчи приходит много людей?

- Сам стадион вмещает пять тысяч человек. К нам приходило в среднем, наверное, тысячи четыре.

- В туристическом плане, успели что-то посмотреть? Ходили на матчи НХЛ?

- Да, у меня как раз брат играл один раз с «Миннесотой» в Миннеаполисе. Это в 3 часах от Бемиджи, и я сходил на игру. Володя Тарасенко тоже приезжал играть, и я ходил на его игры. В принципе удалось посмотреть многие матчи. Посетил много городов.

- В прошлом сезоне «Биверс» одержали победу во всех матчах (6-0-0), в которых Вы сделали результативную передачу. Вы верите в приметы или, по-вашему, это просто удачное совпадение? 

- Даже не знаю (смеется). Думаю, это просто совпадение, но в то же время хотелось бы верить и в то, что моя доля в этом тоже есть.

- Вы суеверный? Есть предматчевый ритуал?

- Не сказал бы, что я суеверный на счет очков, но свои приметы тоже есть. Допустим, какой должна быть разминка и какой щиток первым надевать. У каждого хоккеиста есть свои приметы и у меня в том числе.

- За три года в «Бемиджи» Вы не пропустили ни одного матча и неоднократно попадали в символические сборные лиги. По окончанию первого сезона Вы были признаны одним из лучших новичков и заняли первое место по количеству баллов среди защитников. Почему все-таки решили вернуться в Россию?

- Поговорил с агентом, родителям и братом. Мы посоветовались и решили, что из всех возможных на данный момент вариантов этот самый лучший для моего развития, несмотря на то, что у меня остался еще один год учебы в Америке.  Я решил, что смогу закончить обучение онлайн и при этом начать играть уже профессионально.

- В США Вас дважды включали в символическую сборную лучших студентов спортсменов. Сложно было совмещать учебу со спортом?

- Понятное дело, баланс нужно соблюдать. Конечно, хочется показать свою самую лучшую игру, но в то же время нужно и учиться достойно, потому что если ты не будешь хорошо учиться, то тебя и на игры не будут ставить. У них с этим всё очень просто. Я совмещаю две специализации: «Бизнес менеджмент» и «Предпринимательство». Нам очень помогали профессоры. Они понимали нас, всегда уделяли дополнительное время, подсказывали и всегда были рады помочь.

- Как в Бемиджи восприняли новость о Вашем отъезде?

- Думаю, тренер был не доволен.  Он сказал, что рассчитывал на меня в следующем году. Но в то же время он сказал, что понимает мое решение и, наверное, для меня так будет лучше. Все друзья меня поддержали, тренер по защитникам тоже был очень рад и сказал, что будет смотреть матчи, следить за мной. Так что я бы сказал, что все отнеслись с пониманием.

- Перед отъездом в КХЛ Вы сказали, что, играя за «Биверс» узнали свои слабые места и с помощью тренеров улучшили свои навыки и выросли в игровом плане. Чего Вы ждете от КХЛ?

- Таких же результатов, ведь не важно, сколько тебе лет и сколько лет ты уже отыграл. Все равно каждый день ты учишься чему-то новому. У нас в тренерском штабе «Сочи» работают очень хорошие специалисты. Думаю, мне очень повезло, что я попал сюда. Алексей Васильевич Гусаров очень титулованный, каждый день подсказывает что-то.  Ведь всегда хочется прогрессировать, а для этого нужно учиться, учиться и еще раз учиться.

- Были предложения от других клубов КХЛ? Почему выбрали именно «Сочи»?

- У меня появилась возможность приехать сюда на просмотр. После мне предложили полноценный контракт, и я решил остаться здесь. У меня не было даже мыслей ехать куда-то еще. Очень понравилось в Сочи.

- Вы ознакомились с историей клуба и города прежде чем принять решение о переезде?

- Если честно нет, почти ничего не знал. Конечно, кроме того, что команда будет третий год играть в лиге. Знал, кто это такие, потому что бывал пару раз на их матчах в Москве против ЦСКА, когда прилетал на перерыв из Америки.  Но когда я приехал, меня очень сильно впечатлил этот город, каток, команда и организация. Я даже не задумывался, когда мне предложили контракт, мой ответ был сразу: «Да». 

- Как Вам погода в Сочи? Наверное, сильно отличается от Бемиджи.

- Да, два года назад в Бемиджи был месяц, когда температура упала до –30, а здесь в октябре люди выходят на улицы в шортах и футболке. Это конечно радует, жить на море круглый год - просто что-то нереальное.

- Такая теплая погода не сказывается на качестве льда?

- Конечно, в начале лета у нас были проблемы. Во время турнира Sochi Hockey Open лед оставлял желать лучшего, но в данный момент я думаю, что работники справляются. Стало намного лучше, хотя на улице сейчас еще довольно-таки тепло. 

- В «Бемиджи» Вы играли под номером 25, а в «Сочи» под 73. С чем это связано?

- Всегда хотел выбрать большой номер и в этому году я смотрел, думал и решил остановится на годе рождения мамы.

- Скажите, чем отличаются тренировочные процессы в США и России?

- Я бы сказал, что больше всего они отличаются из-за того, что в университете всего две игры в неделю: в пятницу и субботу.  В результате у тебя есть целая неделя подготовится, а если есть какие-то микротравмы и нужно отдохнуть, на это тоже есть пара дней. И потом тренировки, допустим, стандартно по полтора часа, а здесь у тебя нет такой возможности, все время идет игровой процесс. Например, сейчас у нас семь игр через день и нет возможности слишком сильно тренироваться. Понятно, что тренировки нужны и тактически, где-то нам что-то подсказывают. Но в то же время нужно всегда оставаться свежим и держать себя в игровой форме, чтоб быть готовым к каждой игре.

- Как быстро прошла адаптация к игре на новых площадках и другому стилю?

- Сначала было непривычно после приезда из Северной Америки, ведь там площадка маленькая и совсем другой хоккей. Помогли предсезонные турниры. Привыкал какое-то время, но я думаю, что привыкать после Америки приезжая в Россию полегче, чем наоборот. Потому что принимать решения там надо намного быстрее и силовой борьбы намного больше. 

- После Кубка Мира разгорелись споры о целесообразности введения североамериканских площадок в КХЛ. По словам Игоря Ларионова «КХЛ однозначно приобретет в зрелищности и эмоциональности, когда перейдет на маленькие площадки». Вы согласны с этим утверждением?

- Если честно, я полностью с этим согласен. Я считаю для болельщиков намного интересней, когда в матче больше силовой борьбы и соответственно больше бросков. Когда площадка меньше, создается больше голевых моментов, больше голов. Я думаю, что это интересно, но в то же время понимаю, что даже если лига решит все переделать на это уйдет очень много времени и денег.

- И в «Джейнсвилль Джетс», и в «Беджими» Вы часто выходили на лед в составе спецотрядов. В «Сочи» уже удалось завоевать доверие тренерского штаба? Часто выпускают в неравных составах?

- В неравных составах пока в основном только в меньшинстве выхожу. В большинстве, конечно, тоже бывало, выходил пару раз, но играл мало. Нужно работать над этим и дай Бог, в будущем я буду показывать свою игру и заработаю доверие.

- Почему команда так много играет в меньшинстве? В матче с «Амуром» сопернику удалось дважды сравнять счет используя численное преимущество.

- Я думаю, игра на игру не приходится. Бывают, конечно, неоправданные удаления, бывает, что в каких-то моментах эмоции захлестывают. Но как я уже сказал, игра на игру не приходится, и порой мы удаляемся мало, а соперник много и почти весь матч мы играем в большинстве, а бывает наоборот.

- Какая игра в КХЛ запомнилась Вам больше всего?

- Было очень много интересных игр. Понравился матч с «Салаватом Юлаевым», потому что там много известных мне игроков. Предсезонная игра была очень интересная. Это был один из моих первых матчей против команд КХЛ, мы играли со «СКА» и понятное дело, когда выходишь на лед после университета против Ковальчука и Дацюка захлестывают эмоции, это интересно. Когда ты был маленький ты смотрел, как они играют за сборную России, болел за них и вдруг выходишь играть против них. Это очень интересно.

- Ваш брат играет за «Ванкувер Кэнакс» в НХЛ. Вы вместе пришли в хоккей?

- Да. Мы с братом пришли в «Крылья Советов» в один день. Это был мамин день рождения.

- Почему решили стать защитником? Не было желания попробовать себя в качестве вратаря или нападающего?

- Если честно, я даже не выбирал, просто так получилось и с тех пор играю в защите. Кстати, когда мы летели в Китай, у нас очень много было травм и мне пришлось попробовать себя в качестве нападающего, потому что не хватало ребят. У кого-то травмы были, кому-то визу не успели сделать, после того как они перешли к нам в команду. В результате тренерский штаб решил, что я сыграю в нападении.

- Вы играли на этой позиции ранее?

- Нет, для меня это был первый раз. Вячеслав Геннадьевич поставил задачу перед игрой чтоб наша тройка не пропустила, навязывала больше силовой борьбы, чтоб выводили шайбу из зоны и допускали поменьше ошибок. В принципе, понятное дело, что в первый раз играть тяжело, потому что не совсем понимаешь тактически как правильно поступить, где надо подъехать, где подкатиться. Но в принципе, я считаю, что сыграли довольно-таки неплохо. К сожалению, мы проиграли тот матч, но эксперимент был интересный. 

- «Сочи» открыли счет в Шанхае, но в третьем периоде противник дважды поразил ворота Константина Барулина и одержал победу. Что можете сказать по поводу матча в целом? Возможно перелет сказался на результате?

- Конечно, очень жаль, когда в третьем периоде пропускаешь два гола и проигрываешь из-за этого матч. Возможно, и перелет сказался и акклиматизация, но все команды приезжают туда на равных условиях. «Куньлунь» за два дня до этого играл в Москве против «Спартака», так что их состояние было не на много лучше нашего. Я думаю, мы просто не очень хорошо провели матч.

- Теперь, когда Вы дебютировали в качестве нападающего, можно сказать, что Вы защитник атакующего плана? Или все же «домосед»?

- Не могу сказать однозначно, что я атакующий или, что «домосед». Да, я люблю подключиться к атаке, но в тот же момент люблю поиграть, допустим, в меньшинстве, принять на себя шайбу, разрушить атаку. 

- На Кубке Мира Иван Телегин самоотверженно ложился под шайбы и заслужил любовь болельщиков сборной России. А в ХК «Сочи» именно Вы являетесь лидером по количеству заблокированных бросков. Ловить на себя шайбу несомненно довольно болезненное занятие, которое может привести к травмам. Случалось, что Вы жалели о том, что взяли удар на себя?

- Не сказал бы, что жалел. Ведь ты приносишь пользу, чувствуешь, что это нужно делать, потому что так ты помогаешь команде. Кто-то забивает голы, кто-то еще что-то делает, каждый выполняет свою работу. Когда выходишь в меньшинстве, когда тебе доверяют, ты должен делать всё что можешь, чтоб помочь команде, главное, чтоб не забили гол. Да, понятное дело, что это бывает больно, но, как я уже сказал, это необходимо и от этого тоже получаешь какой-то кайф. 

- У кого в КХЛ самый сильный бросок?

- Самый сильный у Андрея Костицына из нашей команды. Другого такого я пока еще не видел.

- Есть ли у Вас кумир, на которого Вы равняетесь, Ваш любимый защитник?

- Когда я был маленьким, мне очень нравился Сергей Зубов, который был защитником в «Далласе». В принципе, очень много хоккеистов нравится: Никлас Линдстрём, Хьялмарссон, который сейчас играет в «Чикаго». Когда играют на таком уровне, ты просто смотришь, и каждый раз восхищаешься. Понятное дело, что ты пытаешься равняться на них, что-то подсматриваешь каждый раз и пытаешься всё это добавить в свою в игру. 

- В матче с «Витязем» «Сочи» пропустили 4 шайбы в первом периоде, но после перерыва на площадку вышли игроки, настроенные на победу и в результате до «камбэка» не хватило всего одной шайбы. Что изменило команду в перерыве и помогло не опустить руки, не смотря на счет?

- Я думаю, во-первых, это гордость, потому что ты не хочешь упасть в грязь лицом и показать, что ты сдался, что тебе уже не интересно играть. Не смотря на счет, всё равно всегда есть мотивация выиграть. Ты знаешь, что это возможно. Конечно же, тренеры нас подбадривали в перерыве, сказали, что ни в коем случае нельзя опускать руки, что нужно играть до конца. Именно это мы и сделали. Мы могли сравнять счет, но, к сожалению, не удалось -  на последних секундах нам не засчитали гол. 

- Матч против «Автомобилиста» закончился с футбольным счетом 1:0, а единственная шайба была заброшена в серии послематчевых бросков. Недавний матч с «Адмиралом» завершился с аналогичным результатом. Команды играли от обороны или шайба просто не шла в ворота?

- В «Автомобилисте» любят играть, я бы сказал, по определенной стратегии. Они играют от обороны, строят её из средней зоны. Поэтому, наверное, было меньше возможностей забивать и создавать атаки. В то же время может быть где-то нам просто не повезло, и мы не забили свои голы, когда надо было забивать. В результате такой счет. 

- Когда матч идет с разницей в одну шайбу от каждого Вашего действия на льду может зависеть итоговый результат. Как удается побороть волнение в таких ситуациях?

- Я думаю, каждый, кто играет на этом уровне, и сыграл достаточно матчей, знает, как побороть волнение. У каждого это по-разному получается и каждый к этому подходит по-разному. Кто-то может, допустим, паниковать в этой ситуации, а кто-то, наоборот, при таком счете может сыграть еще лучше, зная свою ответственность.

- Выездная серия была не удачной, не удалось взять ни одного очка. С чем это связано? Вячеслав Буцаев сказал, что были проблемы с реализацией моментов.

- Я думаю, перелеты на это повлияли, конечно. Всем было тяжело и, к сожалению, не взяли ни одного очка. И с реализацией были проблемы как Вячеслав Геннадьевич сказал, не знаю, что еще могло на это повлиять. После таких долгих перелетов приехать без очков это, конечно, не самый лучший расклад, на который мы рассчитывали.

- В матче с новокузнецким «Металлургом» удалось прервать череду поражений. Это результат работы над ошибками? Помогла поддержка домашних трибун?

- Я думаю это совокупность всего. Играли дома и конечно, перед своими болельщиками никто не хочет проигрывать. Никто никогда не хочет проигрывать, особенно после трех поражений. Когда приехали домой, знали, что надо побеждать. Разобрали все три игры, поняли, что нам помешало в этих встречах и наконец-то забрали три очка дома.

- Первую половину сезона Вы провели в паре с Оскаром Фантенбергом, потом выходили вместе с Ренатом Мамашевым. У вас всех левый хват, это как-то повлияло на игру?

- Я бы так не сказал. Тренеры ищут разные сочетания. Вчера мы, опять же, играли с Оскаром в паре. Не важно, с кем ты играешь результат всегда зависит только от тебя и нет разницы левый хват или правый. 

- С кем из партнеров удалось создать «химию»?

- Думаю, с Окаром больше всего получается. Хорошо общаемся и вне льда, что, я считаю, тоже очень сильно помогает в игре, потому что когда ты хорошо общаешься с человеком, то и взаимопонимание на льду становится намного лучше.

Беседовала Екатерина Подгорная