4 мин.

Контракты «Ак Барса» в сравнении с НХЛ

Сейчас идёт очень бурное обсуждение, насколько оправданны контракты, которые "Ак Барс" выдаёт тем или иным игрокам. Будем считать что цифры, озвучиваемые "Спорт-Экспрессом" и анонимными телеграм-каналами, соответствуют действительности, и попробуем проанализировать ситуацию в сравнении с реалиями НХЛ.

Для этого будем оценивать контракты по их доле в зарплатной ведомости. Потолок зарплат в КХЛ составляет 900 млн рублей, соответственно 40-миллионный контракт Михаила Глухова отнимает 4.4% от общего бюджета. В НХЛ потолок зарплат составляет 81.5 млн долларов. 4.4% от этой суммы - это 3.62 млн. долларов. Адекватная ли это сумма?

Давайте сравним с контрактами чемпионов НХЛ трёх последних лет. Это Сент-Луис, Вашингтон и Питтсбург. В таблице ниже - контракты игроков Сент-Луиса 2019 года, Вашингтона 2018 года и Питтсбурга 2017 года. И соответственно ориентировочные контракты игроков Ак Барса:

На примере Владимира Тарасенко покажем, как рассчитывался кэпхит игрока по стандартам КХЛ. Зарплата Тарасенко в НХЛ - 7.5 млн долларов, это 9.4% от потолка зарплат НХЛ в год чемпионства Сент-Луиса. Далее берём те же 9.4% от потолка зарплат КХЛ и получаем что Тарасенко в КХЛ мог бы рассчитывать на 900 * 9.4 / 100 = 85 млн рублей.

Сразу видим принципиально иное распределение окладов по пятёркам. В НХЛ 5 самых высокооплачиваемых игроков получают 45-50% зарплатного бюджета. В КХЛ такое соотношение существует наверное только в московском Динамо, где Шипачёв и Яшкин на двоих получают 23% бюджета. Для КХЛ нормально платить пятёрке самых высокооплачиваемых игроков 35-40% бюджета, просто потому что во всей лиге слишком мало игроков, которые стоили бы больших денег.

Игроки 4-5 звеньев в НХЛ играют за небольшие (по меркам КХЛ) деньги. Но так происходит не по инициативе клубов, а из-за правил НХЛ, которуе обязывают игроков заключать первый профессиональный контракт сроком сразу на три года и в размере не более 925 тыс. долларов. И это очень сильно сбивает цену на игроков нижних звеньев. Биннингтон, Генцель, Конноли в 23-25-летнем не играли бы за пачку чипсов и банку колы, если бы не целенаправленная политика лиги. Но если в НХЛ сложившиеся условия способствуют занижению зарплат игроков 3-4 звеньев, то в КХЛ те же самые условия способствуют завышению зарплат, потому что ни один игрок, способный получить контракт новичка в НХЛ, не останется играть в КХЛ за 20 млн.

При этом нельзя сказать что 40 млн игроку 3 пятёрки КХЛ - это неадекватная цена. В Авангарде или Металлурге Глухову и Фисенко легко дадут те же 40 млн. Виктор Тихонов играл бы в Северстали за те же 35 млн. Эмилю Галимову в Спартаке запросто дадут 40 млн. Рукавишников устроится за 40 млн в ММГ или Салават. Это игроки с хорошими данными, без явных слабых мест, командные, поработавшие у лучших тренеров лиги.

Подбор игроков в Ак Барсе сейчас ориентирован на минимизацию рисков. На самом деле вполне можно было бы пойти на риск и предпринять такие шаги:

- Не продлевать Адама Рейдеборна. Именно так поступает ЦСКА, где бригада вратарей выглядит так: Ларс Юханссон - Александр Шарыченков - Максим Третьяк. Ак Барс тоже мог бы начать следующий сезон с бригадой Тимур Билялов - Андрей Макаров - Амир Мифтахов. Но отсутствие сильного второго вратаря может привести к полному провалу, Ак Барс уже обжёгся на этом после травмы Гарипова в сезоне 2018/19.

- Отказаться от Даниса Зарипова и поставить вместо него того же Владислава Кару. Но Даниса рано списывать со счетов, потому что он прививает молодым игрокам (Ворoнкову, Артёму Галимову) навыки комбинационной игры, а легионеры этого делать точно не будут.

- Вести агрессивные переговоры и попытаться сбить цену нападающих 3-4 звеньев до 30 млн. Но давление на игроков с целью снижения контрактов ухудшит репутацию клуба в игроцкой среде. В условиях дефицита игроков этот фактор также очень важен.

- Не продлевать кого-то из тех, кто не согласен играть за предложенные деньги (Педан, Эмиль Галимов) и направить освободившиеся средства на других игроков. Но отказ от длинной скамейки может подорвать квартальновскую систему игры, с поддержанием высокого темпа и заменой подуставших игроков.

У Ак Барса сейчас есть две возможности усилить состав:

1) "Ступенчатые" контракты с выплатой тому же Зарипову 130 млн в сезоне 2019/20 и (например) 20 млн в сезоне 2020/21. Такие же контракты можно было заключить с Лукояновым (65 млн в сезоне 2019/20 и 20 млн в сезоне 2020/21) и Петровым. Но мы пока не знаем, воспользовались ли в клубе такой возможностью. Понятно, что закладывать такие схемы выплаты надо было в предыдущие сезоны.

2) Использование внутренних резервов. Если с игроком заключается 40-миллионный контракт, он должен быть двусторонним, т.е. давать возможность отправить игрока в ВХЛ (с небольшим сокращением зарплаты). Процедура отправки в ВХЛ простая и в отличие от НХЛ даёт возможность в любой момент облегчить платёжку. Соответственно взамен игроков, отправленных в ВХЛ, надо поднимать ребят из "Барса", а выкроенный финансовый резерв можно потратить на усиление состава.