7 мин.

Что не так с Акимом Алиу, Эвандером Кейном и другими активистами чёрного движения

Этот пост посвящён спорту только на 20%. Остальное - рассуждения на "горячую" тему.

Сегодня появилась информация о том, что Альянс расового разнообразия под руководством Акима Алиу и Эвандера Кейна выступила с необычными инициативами:

• обеспечить расовое разнообразие в лиге – как среди персонала команд, так и среди и контрагентов. На закупки у темнокожих контрагентов лига должна тратить не менее 10% от своих расходов уже к сезону-2020/21;

• увеличить количество афроамериканцев в лиге: 8% персонала команд должны быть черными к концу сезона-2022/23, 10% персонала, не связанного с хоккеем, должны быть черными к концу сезона-2022/23, 3,5% черных на руководящих постах к сезону-2024/25;

• создать полную прозрачность информации, связанной с наймом меньшинств на работу в НХЛ;

• выделить 100 млн за 10 лет на антирасисткие программы, стипендии для молодежи и обучение руководителей и тренеров;

• изобразить на льду арен, где проводится плей-офф, социальную рекламу против расизма и логотип Альянса;

Хочется ехидно спросить - интересно, как Леброн Джеймс отнёсся бы к предложению сократить процентную долю афроамериканцев в НБА и НФЛ до 10% к концу сезона 2022/23 с целью обеспечения расового разнообразия в этих спортивных лигах?

Предложения Альянса напоминают законодательные инициативы арабских нефтяных монархий, которые требуют, чтобы предприятия на территории этих стран нанимали определённый процент местных граждан. В итоге сложилась своеобразная практика, когда местные граждане числятся в штате предприятий, но никакой работы не выполняют. Руководство предприятий рассматривает это требование как своего вида налог, который приходится платить местным гражданам. Если среди местных граждан нет достаточно количества подготовленных сотрудников, то проще платить им чтобы они ничего не делали, чем учить с нуля производственным премудростям. Предложения Алиу сотоварищи скопированы с арабских законов и вряд ли результат их внедрения будет лучше.

Профессиональный хоккей десятилетиями был важным социальным лифтом для жителей северных штатов США и провинций Канады, позволявшим простым ребятам из маленьких городков становиться миллионерами. Точно такую же социальную функцию для простых ребят из чёрных окраин выполняют профессиональный баскетбол и американский футбол. Теперь белым ребятам из канадских провинций, Миннесоты и Мичигана предлагают ужаться и пожертвовать своим будущим в пользу темнокожих. Понятно, что чёрные ребята при этом не собираются делиться своими "законными" рабочими местами в НБА. Это - классический пример позитивной дискриминации.

Если перенести позитивную дискриминацию в хоккейные реалии, то условная дагестанская школа хоккея должна потребовать, чтобы 1% мест в КХЛ были забронированы для дагестанских хоккеистов. Очевидно, что нормальные люди развивают местный хоккей по-другому: они открывают спортивные школы. Давайте спросим, собирается ли Эвандер Кейн финансировать хоккейную школу в каком-нибудь негритянском районе?

Когда речь заходит о расовых проблемах, обычно приводится довод, что темнокожим реально приходится сталкиваться с расовой дискриминацией, порой даже неосознанной. Однако упускается из виду, что с подобной дискриминацией сталкивались практически все этнические меньшинства американского континента. Когда-то выходцы из Ирландии были в положении "белых негров". Американские итальянцы, переехавшие из разорённой Италии, пережили период отчаянной нищеты в США 100-150 лет назад. Железные дороги в США были построены в тот же период руками китайских кули. Выходцы из Филиппин и Лаоса и сейчас находятся в США не в лучших условиях, чем темнокожие, но все эти меньшинства улучшали и улучшают свое положение через саморазвитие. Ни одно этническое меньшинство не пыталось улучшить своё социальное положение чужими руками, как этого сейчас добиваются темнокожие. Вместо этого они находили внутренние ресурсы. Алиу и Кейн сейчас могли бы указать чёрной общине на это обстоятельство, но они больше думают, как бы выбить бюджет на борьбу с расизмом.

Период рабства превратился для афроамериканцев в универсальный и беспроигрышный довод, так же как холокост для евреев. Но принцип "ныне живущие должны нести ответственность за своих предков" явно несправедлив. Если пройтись с этим принципом по всему миру, окажется что буквально каждый народ несёт историческую вину за что-либо. Кому-то можно припомнить рабовладение, кому-то - продажу своих соплеменников в рабство, кому-то геноцид, кому-то каннибализм..

Также обычно указывают, что белое население США пользуется преимуществами своего положения, потому что их предки нажили состояния и получили политическую власть благодаря эксплуатации рабов. С исторической точки зрения эта точка зрения не выдерживает критики: рабовладение в XVII-XIX веках уже было отсталой формой хозяйствования, приведшей к социально-экономическому отставанию тех штатов и государств, которые его применяли, рабство было американским аналогом крепостного права. То есть рабский труд не нёс ничего хорошего тем, кто его использовал, и поэтому не может считаться основной благосостояния верхушки американского общества. Благосостояние американской элиты было построено на эксплуатации природных ресурсов и достижений науки и техники, а не рабского труда. В то же время справедливо мнение, что рабское прошлое является одной из причин низкого социального статуса и низкого уровня жизни чёрного населения. Но это возвращает нас к обсуждению сомнительной "исторической вины ныне живущих людей за своих предков" (см. предыдущий абзац).

Американцы увлеклись странным стремлением поделиться на социальные группы и бороться с другими группами. Оказывается, женщины должны выступать единым фронтом против мужчин, афроамериканцы образуют отдельный "чёрный народ", оказывается геи имеют общие интересы и должны держаться заодно и даже трансгендеры должны вместе за что-то бороться (интересно, за что). Интересно, а понятие "чёрного народа", "чёрного сообщества" - оно не расистское?

Расизм основывается на идее, что якобы одни расы по каким-то фундаментальным биологическим причинам всегда уступали и будут уступать другим, поэтому должны подчиняться. 200-300 лет назад эта идея прижилась на американском континенте, потому что рабовладельцам требовалось моральное оправдание тому, как они обращаются с неграми. Им хотелось доказать, что казнить негров - не преступление и хотелось выглядеть после этого приличными людьми, поэтому они отрицали что негры обладают теми же человеческими правами, что и все остальные люди. Но вряд ли нынешние полицейские задумываются о какой-то идеологии. Они просто видят, что афроамериканцы ведут себя с полицией всё более дерзко, ни во что её не ставят, создают всё больше проблем рутинной полицейской деятельности и от них исходит всё большая угроза. Из-за чего это происходит - это уже за пределами компетенции полиции, это социальный и политический вопрос, полиция не решает такие вопросы. Причём такое поведение формируется ещё в школьном возрасте, где афроамериканские дети ни во что не ставят учителей, а их родители заявляют что афроамериканцам не дают возможности получить качественное образование, потому что школы в их районах не такие крутые. Интересно, а насколько крутыми должны быть афроамериканские школы, чтобы в них установилась нормальная учебная обстановка? Наверное они должны оснащаться как элитные.

Другой вопрос, что система платного высшего образования не позволяет представителям социальных низов получать высокооплачиваемые специальности. Но тут дискриминация идёт не по расовому признаку. Американское общество только выиграло бы, если бы BLM потребовало сделать образование в муниципальных колледжах бесплатным и повысить качество образования в них, чтобы выпускники муниципальных колледжей стали востребованы у работодателей. Но чёрные активисты по странному совпадению не предлагают каких-то мер, которые могли бы принести реальную пользу простым афроамериканцам. Они требуют пустить в руководство хоккейных школ 3,5% чёрных, перекрасить синюю линию в чёрный цвет и реформировать полицию таким образом чтобы оно перестало стрелять в чёрных, но не требуют обеспечить бесплатное и качественное высшее образование.

Предвзятое отношение к расе или народу имеет две стороны. Если это отношение негативное, то оно работает против представителей этой расы или народа. А если отношение позитивное, то оно работает на них, что-то вроде "сначала ты работаешь на репутацию, затем репутация работает на тебя". Когда-то отношение к евреям в США основывалось на антисемитизме из-за религиозной розни между христианами и иудеями, и было резко негативным, но со временем отношение к евреям поменяло знак на противоположный благодаря деятельности еврейских учёных и деятелей культуры. И тут возникает вопрос, является ли рабское прошлое причиной предвзятого отношения к темнокожим в США или же артефакты рабства уже изжиты и причины негатива куда более свежие, основанные на истории последних 50 лет? Не закладывают ли Алиу, Кейн и сотоварищи сейчас основу для куда большей неприязни к своей расе? Без саморазвития им не помогут никакие формальные привилегии, они просто не смогут воспользоваться этими привилегиями, как жители Гаити или Родезии не смогли извлечь пользу из изгнания белого населения. Очень трудно повысить социальный статус какой-то группы населения без положительных изменений в самой этой группе. Она сама должна захотеть стать лучше и начать работать в этом направлении. Мартин Лютер Кинг почему-то забыл об этом сказать.

Если есть возможность обратить расизм на пользу, изменив "знак" предвзятости с отрицательного на положительный, каким образом афроамериканцы могли бы сформировать положительный образ своего сообщества? Очевидно, когда рост численности афроамериканцев в каком-либо районе автоматически повышает уровень преступности и делает этот район депрессивным, это никак не может улучшить их реноме. Фактически положительный образ афроамериканцев сейчас формируют спортсмены и представители шоу-бизнеса, но этого как-то маловато. Над этим стоило бы подумать активистам чёрного движения, ну а пока их программа основывается на идее, что злое общество гнобит прекрасных афроамериканцев и что общество обязано стать добрым и сделать прекрасных афроамериканцев привилегированным классом. Так себе идея, если честно.

Если хочется добиться от других людей, каких-то уступок, можно использовать одну из двух противоположных стратегий:

- предложить взаимовыгодный обмен, услуга за уступку, то есть применить положительную мотивацию к действию.

- а можно доставлять проблемы и предложить от себя откупиться, это отрицательная мотивация. Например кричать на человека - это отрицательная мотивация, предполагается что человек пойдёт на уступки, чтобы перестать испытывать дискомфорт.

Чёрные активисты решили использовать отрицательную мотивацию. Такое решение выглядит более простым, но оно временное, поверхностное и возможно только усугубит проблему.