8 мин.

Премия «Оскар» за лучшую мужскую роль второго плана

Летняя трансфертная компания «Арсенала», проведённая клубом на старте юбилейного сезона 2011/2012 получилась довольно-таки сумбурной и нелогичной. Для поклонников коллектива из северного Лондона, которые привыкли к трансферам совершенно иного рода, уж точно. Команду пополнила когорта достаточно опытных игроков, в числе которых оказался и бывший центральный полузащитник «Эвертона» Микель Артета, о котором сегодня и пойдёт речь.

Во все времена были личности, которые вели за собой людей и своими яркими действиями вдохновляли на великие деяния своё окружение. Данное утверждение можно применить практически ко всем сферам жизни, футбол – не исключение. Практически в каждой современной команде, будете вы отрицать это или нет, есть лидер, который своей игрой приковывает к своей персоне всеобщее внимание. Однако при всём при этом большинство людей вполне естественно оставляют в тени тех, кто выступают верными оруженосцами своих более ярких и популярных партнёров.

Это поколение испанских футболистов, возможно, самое талантливое за всю историю национального футбола этой страны. Линия полузащиты, в которой наблюдается бешеная конкуренция даже за попадание в заявку на матч, наводит страх на любого из соперников. Что и говорить, если Чемпионат Мира и Чемпионат Европы  испанцы выиграли, напрочь проигнорировав такого талантливого маэстро, как Микель Артета. Хотя тот страстно желает хотя бы раз сыграть за сборную своей страны. Хотя бы раз…

Его выступления за «Эвертон» просто не могли рано или поздно не привлечь внимание одного больших клубов. Судить о том, с какой целью приобретали летом испанца, не входит в мои планы, однако странным образом получилось именно так, что юный Джек Уилшир, который проявил себя во всей красе в минувшем сезоне, травмировался и выбыл на весь юбилейный для клуба сезон, а новоиспечённый «канонир» Микель Артета заиграл на его позиции так, что вынудил болельщиков и футбольных экспертов поломать головы над тем, какой облик примет полузащита «Арсенала» после окончательного возвращения английского вундеркинда.

Позицию как Уилшира, так и Артеты можно охарактеризовать как моторное и ключевое звено между обороной и атакой. Оба этих футболиста играют ниже атакующих полузащитников, но выше опорных хавбеков. При этом стоит учитывать их сильные стороны, как в созидании, так и в разрушении, и не стоит упускать из виду их выносливость и работоспособность. Именно в таких полузащитниках нуждается любой тренер, который прибегает к схеме 4-4-2 (4-4-1-1), в которой на двух центральных хавов, особенно если они противостоят 3 центральным полузащитникам соперника, который играет по тактической расстановке 4-3-3, ложится огромная беговая нагрузка.

Схема передвижений игроков в центре полузащиты «Эвертона» в сезоне 2010/2011 годов

Схема передвижений игроков в центре полузащиты «Арсенала» в сезоне 2010/2011 годов

Как мы с вами видим из выше представленных схем, Артета в этом сезоне является прямой заменой травмированному Уилширу. Даже если вынести за скобки Робина ван Перси, который проводит свой лучший год с хвостиком за всё своё время пребывания в северном Лондоне, в команде Арсена Венгера остаются всё ещё прогрессирующий Уолкотт, неожиданно эффективный Сонг и выстреливший очередной молодой талант Окслейд-Чемберлен. Однако на второе место после фантастического капитана «пушкарей» я намерен поставить ни кого иного кроме Артеты.

В предыдущем сезоне нити игры в центре поля в своих руках держала пара Уилшир-Фабрегас, однако серьёзная травма первого и переход в «Барселону» второго вынудили французского специалиста практически с нуля построить к новому сезону треугольник полузащитников. Сперва под нападающим играл Рэмзи, а позже его место занял Росицки, у которого неожиданно открылось второе дыхание. Микель отличается потрясающим видением поля, умением быстро мыслить и грамотно распоряжаться мячом. Не зря он стал одним из немногих игроков в этом розыгрыше английской Премьер-лиги, который отдал на один отдельно взятый матч более 100 передач.

Если проводить аналогии с другими командами и другими чемпионатами, то нам ум сразу же приходят два футбольных гранда с родины нашего сегодняшнего героя – «Реала» и «Барселоны», Хаби Алонсо и Хави. У каждого из этих футболистов функции на поле практически идентичны, за одним небольшим исключением: Хави благодаря грамотной игре Бускетса в опорной зоне полностью освобождён от оборонительных функций. Хаби Алонсо и Микель Артета всё-таки больше внимания уделяют защите собственных ворот. Стоит отметить, что у этих футболистов процент точных передач превышает заоблачных 90% (лишь у Алонсо он составляет 88%, что, согласитесь, также немало).

Каждый из этих футболистов также внёс немалую лепту в создание голевых моментов для партнёров, что и отражено в графиках, приведённых ниже.

Атакующие действия футболистов

Оборонительные действия футболистов

Комбинационная игра футболистов

Статистика лишь подтверждает сказанное выше: Хави обладает выдающимися показателями по части созидания, однако в оборонительной игре он даже близко не приблизился к показателям своих соотечественников. Всё это вполне логично и уже было мною объяснено. В остальном же, как вы и сами прекрасно видите, в этих клубах очень и очень многое зависит от этого своеобразного сердца, которое качает кровь по футбольному организму при помощи передач и полного контроля над ходом встречи. Разумеется, можно провести параллели сравнения и с другими футболистами схожего амплуа – Яя Туре, Антонио Ночерино, Андреа Пирло и многие другие представители сильнейших клубов Старого Света.

Актёров второго плана редко кто сможет оценить по достоинству, редко кто бросит букет алых роз в сторону незаметного невысокого паренька, который блистает лишь эпизодично, редко кто отдаст должное незаметному, но такому изящному в обращении с мячом маэстро. Ещё полвека тому назад Золотой мяч получали вратари и защитники, футболом жили и его любили, сейчас же игра по большей части превращается в фарс и бизнес, что, конечно, не ново для вас. Когда, вне всяких сомнений, гениальный Месси получает очередной Золотой мяч, а я вижу выражение лица Хави, то понимаю, что актёрам второго плана нужен свой «Оскар».