7 мин.

Берни Экклстоун: «Снимите розовые очки и затяните пояса. Хватит тратить больше, чем нужно»

- Берни, насколько длинный у вас рабочий день?

– Я встаю около семи утра и почти сразу начинаю работать – а заканчиваю по-разному! (смеется)

- Связана ли нынешняя рабочая нагрузка с тем, что некоторые команды не могут полностью собрать бюджет?

– Давайте скажем так: в «Формуле-1» по-прежнему много людей в розовых очках. Им нравится видеть мир таким, каким они хотят его видеть – прекрасным, солнечным и радостным, – но мир таким не является. Обратная сторона розовых очков заключается в том, что они искажают реальность.

- И что вы посоветуете этим мечтателям?

– Сменить цвет очков и затянуть пояса. Хватит тратить больше, чем нужно.

- Что вы имеете в виду?

– Команды должны научиться быть конкурентоспособными, не расходуя тонны денег. Им нужно сконцентрировать внимание на гонках, тратить деньги на спорт, а не на царские моторхоумы и развлечения.

- Но что насчет богатых команд: «Ред Булл», «Макларена», «Мерседеса» и «Феррари». Что вы говорите им? – Не тратьте деньги, которые у вас есть?

– Подобная проблема существует, ведь, действительно, они тратят то, что у них есть. Можно установить обязательное ограничение бюджета для всех команд, основываясь на бюджетах маленьких коллективов. Но большим командам это не нравится, и они этому отчаянно сопротивляются.

- Возможно ли введение такого ограничения в ближайшие несколько лет?

– Я бы поддержал эту идею. Да, думаю, это возможно.

- Можно ли осуществить эту идею в новом Договоре согласия? Как сейчас обстоят дела с продлением соглашения?

– Мы находимся в середине переговоров.

- О чем вы не можете договориться?

– О деньгах, конечно. Команды хотят больше денег, чтобы больше тратить!

- Вы не обеспокоены насчет единства «Формулы-1»? С одной стороны здесь выступают такие крупные игроки, как «Мерседес», «Феррари» и «Ред Булл», которых интересуют только победы, а с другой – команды, чьи цели не слишком ясны.

– Ответ на поверхности. Все хотят выигрывать, не так ли? Чем лучше ты выступаешь в гонках, тем круче твой имидж. Все участники должны это понимать.

- Стоит ли осуждать маленькие команды за привлечение рента-драйверов?

– Мне не нравится словосочетание «рента-драйвер». У таких гонщиков есть богатые спонсоры, которые их поддерживают. Что в этом плохого? Я никогда не видел пилотов, плативших из своего кармана за право выступать в гонках.

- Если бы вы были руководителем команды, а спонсор, обязавшийся поддерживать одного из ваших пилотов, не выполнил бы свое обещание? Что бы вы сделали?

– Это похоже на нарушение условий контракта – я предъявил бы иск.

- За последние 30 лет в «Формуле-1» сменилось много команд и их руководителей; ФОТА практически перестала существовать; ФИА, руководящий орган этого вида спорта, иногда исчезает из поля зрения. И только вы – единственная постоянная в «Формуле-1»?

– Я все еще здесь, это правда! (смеется) На самом деле все вовлеченные стороны трудно привести к компромиссу. Взять повседневную жизнь – даже двум людям сложно договориться. А теперь попробуйте добиться соглашения между двенадцатью руководителями команд! Что касается ФИА, то на каждой гонке можно увидеть представителей федерации в синих футболках, не так ли? Так что ФИА никуда не исчезает. Поверьте, я делаю все возможное для поддержания баланса между этими сторонами.

- Но разве у вас нет значительного преимущества перед всеми этими «временными» участниками «Формулы-1», так как вы в этой игре гораздо дольше?

– Я не играю ни в какие игры. Скорее, я стараюсь приглядывать за каждым, пытаясь понять, что им нужно, и что для них будет лучше.

- Давайте перейдем к другому вопросу. В этом году 12 из 20 гонок пройдут за пределами Европы. Действительно ли «Формула-1» должна идти по этому пути?

– Абсолютно. «Формула-1» – это чемпионат мира, а не Европы. Подумайте о том, сколько людей живет в Европе и сколько в Азии и Америке. Если бы в Европе было больше гонок, у нас бы возник дисбаланс.

- Что насчет Бахрейна?

– А что насчет Бахрейна? Организаторы сказали, что у них все под контролем, и, думаю, мы должны им верить.

- Следите ли вы за ситуацией с «Нюрбургрингом»? Местные власти разорвали контракт с организаторами Гран-при.

– Конечно, я слежу за ситуацией, но не знаю всех деталей и информации из-за кулис.

- Вернется ли туда «Формула-1» в 2013 году, как было запланировано? Что произойдет?

– Ничего особенного. Думаю, проблема в человеческом факторе – необходим человек, который договорится об условиях проведения гонки. Однако в данный момент его нет.

- Возвращаясь к гонкам – что вы хотите увидеть в предстоящем сезоне?

– Чтобы в чемпионате была более плотная борьба, а его исход решился в самой последней гонке. Если честно, думаю, теперь я надел розовые очки... (смеется)

- Это связано с Себастьяном Феттелем? Только Хуан-Мануэль Фанхио и Михаэль Шумахер выигрывали титул три раза подряд. В этом сезоне Себастьян может стать третьим человеком, кому это удалось.

– Это именно то, что я имел в виду, когда говорил о розовых очках! Полагаю, что он действительно может снова выиграть чемпионат. Думаю, любой другой результат станет сюрпризом. Предсезонные тесты довольно ясно показали, что «Ред Булл» опять сверхбыстр. А Себастьяну только 24, и у него еще огромный нереализованный потенциал. Если быть реалистом, все указывает на Себастьяна. У него есть все: талант, страсть, рвение, ясность ума. А также он ненавидит проигрывать. Я представляю, как он побьет рекорд Михаэля Шумахера. Ему нужно только потренироваться в нарды, но он учится с каждой игрой! (смеется)

Возвращаясь к моим надеждам насчет сезона-2012, я бы хотел, чтобы «Макларен» был быстрее, чем на старте прошлого чемпионата, и мог бороться за победы с самой первой гонки. «Мерседес» выглядит довольно конкурентоспособным, так что я добавлю его в свой список команд, за которыми буду следить. И у меня остается надежда, что вскоре «Феррари» догонит конкурентов. Но если бы мне сейчас нужно было сделать ставку, я бы сказал, что Себастьян станет чемпионом, Марк Уэббер займет второе место, а кто-то из «Макларена» окажется третьим – вероятно, Льюис Хэмилтон.

- Похоже, «Феррари» не может выбраться из колеи. Как вы думаете, почему это происходит? Может, Скудерии нужно начать все заново, чтобы вернуться на путь побед, как произошло в 1993 году с приходом Жана Тодта.

– Я так не считаю, потому что проблемы «Феррари» не связаны с руководством команды. Я полностью уверен в этом. На мой взгляд, их проблемы в технической области – в отделе аэродинамики. Но вместо того, чтобы кого-то увольнять, им стоит кого-то нанять – Эдриана Ньюи!

- Вряд ли кто-то будет отрицать способности Фернандо Алонсо, но что вы скажете о его напарнике Фелипе Массе?

– Одно ясно точно – Фелипе не слишком удачлив. Однако он быстр. Я считаю, что для «Феррари» это вопрос выбора альтернативы – кто из доступных пилотов быстрее, чем Фелипе? Я не вижу никого. Но я уверен, что Роберт Кубица сейчас бы выступал за «Феррари», если бы не попал в ужасную аварию в ралли.

- В этом сезоне в пелотоне шесть чемпионов...

– Это удивительно – и такого в истории «Формулы-1» никогда раньше не случалось.

- Давайте начнем с Кими Райкконена. Чего вы от него ожидаете?

– Он дополняет «Формулу-1» во всех отношениях. Думаю, многое будет зависеть от того, насколько быстра его машина, а также от того, сможет ли он поддерживать свою мотивацию на высоком уровне. В настоящий момент он выглядит очень мотивированным. Будем надеяться, что так будет и дальше.

- Что насчет Михаэля Шумахера? Станет ли для него третий год после возвращения в «Ф-1» прорывом?

– Если болид будет достаточно быстр, то да. Надеюсь, что так и будет. Он по-прежнему знаменит, и нам всем выгодно, чтобы Шумахер добивался успеха, а не проигрывал. Спросите в США – там его имя по-прежнему звучит громко.

- Одной из интересных особенностей предстоящего чемпионата будет внутреннее сражение в «Макларене» между Льюисом Хэмилтоном и Дженсоном Баттоном. Как вы думаете, как оно будет развиваться?

– Льюис – потрясающий талант, и этот факт остается неизменным. Но в прошлом году, похоже, он был психологически неустойчив, и это привело к тому, что пилот не раскрыл весь свой потенциал. С другой стороны Дженсон Баттон выжал максимум своего потенциала и именно поэтому завершил сезон впереди Льюиса. Осмелюсь предсказать, что если оба смогут полностью продемонстрировать свои таланты, Льюис окажется впереди Дженсона, потому что в конечном счете он быстрее.