12 мин.

Итоги года. «Лотус-Рено», «Форс-Индия»

«Лотус-Рено» (5-е место)

Цели

Сразу после предсезонных тестов руководитель «Лотус-Рено» Эрик Булье сказал следующее:

«Пока рано говорить о том, сможем ли мы выигрывать гонки. Добиться этого будет сложно, ведь в «Формуле-1» выступают «Ред Булл» и «Феррари». Но нашими основными конкурентами будут именно эти команды.

Очень уважаю Росса Брауна, «Мерседес» и «Макларен», знаю, что у них огромные ресурсы. Если сможем быть впереди них, то это станет для нас огромным успехом».

Однако громкие слова так и остались словами.

Перед чемпионатом «Лотус-Рено» ставил перед собой задачу попасть в элиту «Формулы-1», начать бороться с топ-командами, и, по правде говоря, в середине марта эта задача не выглядела невыполнимой: предсезонные испытания для черно-золотистых болидов прошли довольно удачно, а инновационная идея с направленной вперед выхлопной системой удивила даже Эдриана Ньюи. Однако гонщики команды смогли добиться подиумов и побороться с лидерами лишь на первых этапах, а дальше – за исключением редких проблесков – команда покатилась по нисходящей...

Причин такому спаду много – это и травма Роберта Кубицы, и перестройка аэродинамической трубы по ходу сезона, и неспособность конюшни развивать свою инновационную идею, и глобальная слепота стратегов «Лотус-Рено». Ну и, несомненно, присутствовали ошибки пилотов.

Лучшая гонка

Гран-при Австралии стал для «Лотус-Рено» и многих российских болельщиков «Формулы-1» самым счастливым моментом в 2011 году. Начинавший гонку с шестой позиции Виталий Петров после реактивного старта прорвался на четвертое место, а затем за счет грамотной (!) тактики пит-стопов отыграл еще одну позицию и финишировал третьим, сумев оставить позади стремительно настигавшего его Фернандо Алонсо. Виталий грамотно провел гонку, не допустив ни единой ошибки, а «Формула-1» впервые увидела на подиуме русского гонщика.

Такой успех оказался возможен благодаря отличной готовности команды в начале чемпионата (в то время как соперники еще дорабатывали свою технику), а также грамотной стратегии и работе с резиной – да-да, на фоне проблем многих соперников с чрезмерным износом или слабой загрузкой шин, болид R31 казался «золотой серединой».

Стоит отметить и последующий Гран-при Малайзии – он также стал триумфальным для «Лотус-Рено», однако на этот раз третье место Хайдфельда было не таким безоговорочным, как Петрова в предыдущий гоночный уик-энд, так отчасти немец оказался на пьедестале благодаря проблемам соперников. Но справедливости ради нужно отметить, что столь высокая позиция стала для немца своего рода наградой за ошибку команды – на первом пит-стопе гонщика передержали в боксах, и он уступил отыгранное на старте второе место «Макларену».

Эту гонку можно было бы назвать лучшей для команды в сезоне, если бы не злополучная кочка, на которую наехал Виталий Петров. Не случись в День космонавтики того злосчастного полета, «Лотус-Рено» мог получить в свою копилку дополнительные 6 очков за седьмое место россиянина.

Худшая гонка

Бесконечные медленные 90-градусные повороты на трассе в Сингапуре стали квинтэссенцией того, что меньше всего подходило болиду R31. Направленная вперед выхлопная система, которую команда к тому же никак не смогла усовершенствовать в этой стадии сезона, оказалась совершенно бесполезной на городском треке «Марина-Бэй».

В связи с этим на сингапурской трассе вылезли наружу все слабости команды – машина, у которой наблюдался явный недостаток сцепления, выглядела на трассе как корова на льду, что, конечно, вызвало и проблемы с износом покрышек.

Пилотам «Лотус-Рено» пришлось бороться даже не за попадание в Топ-10, – сражение шло с одним из новичков чемпионата – с «Лотусом» Тони Фернандеса. Причем Хейкки Ковалайнен в итоге пришел на финиш впереди Виталия Петрова (россиянин стал 17-м). Недалеко от них уехал и Бруно Сенна, занявший по итогам гонки 15-е место.

«Медленные повороты, требующие прохождения на скорости в диапазоне 60-100 км/час просто не подходят R31. Данная проблема, если так можно выразиться, заложена в его ДНК», – слова Эрика Булье об итогах Гран-при Сингапура.

Пилоты

Как бы ни ругали команду болельщики, сейчас, глядя на сухие цифры, видно, что гонщики «Лотус-Рено» провели сезон так же нестабильно, как и весь коллектив. Что можно сказать, когда один спортсмен заканчивает Гран-при на 3-м месте, а другой финиширует далеко за пределами очковой зоны, а в следующий уик-энд все происходит наоборот? По крайней мере, когда машины Петрова и Хайдфельда были очень быстры, спортсмены были обязаны добиваться высоких результатов.

Из-за ошибок пилотов «Лотус-Рено» потерял достаточно весомое количество очков. Конечно, эти баллы не позволили бы команде оказаться на более высокой позиции в Кубке конструкторов, но, к слову сказать, возможно, обеспечили бы кое-кому перспективы и место в «Формуле-1».

Тем не менее, нельзя не выделить прогресс Виталия. Россиянин в этом году допустил на порядок меньше ошибок, чем в дебютный сезон, и в целом проявил себя как крепкий середняк. Однако при этом осталось впечатление, что временами Петров выступал несколько беззубо, часто избегая риска, и опережать соперников предпочитал только в зонах DRS. Впрочем, неудивительно – болид Виталия был быстр только в высокоскоростных поворотах, в которых сильно не наобгоняешься.

От Ника Хайдфельда в этом году ожидали более сильных выступлений. Немец оказался медленнее напарника в квалификациях и, возможно, чуть постабильнее в гонках, благодаря чему после одинакового количества проведенных Гран-при опережал Петрова по очкам, хотя совсем ненамного. Но команде не понравилось, что Ник не стал лидером коллектива и не повел его за собой к успеху, и руководство решило заменить ветерана на Бруно Сенну. Если судить со стороны, то, видимо, зря – после ухода опытного Хайдфельда прогресс конюшни остановился окончательно, и концовку сезона она уже просто доезжала.

Бруно Сенна на волне эмоций после возвращения в пелотон сильно выступил в первой для себя квалификации в году и неплохо провел второй Гран-при, заняв в подходящей болиду Монце девятое место. Но далее на гонщика навалился груз ответственности, связанный с ожиданиями, что он продолжит в том же духе. Увы, Бруно не продолжил. Остаток чемпионата бразилец занимал места далеко за пределами очковой зоны – во многом из-за собственных ошибок.

Развитие болида

Трудно сказать, насколько часто в этом году «Лотус-Рено» проводил обновления своей машины. Наблюдателю может показаться, что и не проводил их вовсе. Да, коллектив привозил какие-то новые детали на каждый Гран-при, но большинство из них не давало весомой пользы или совсем не работало.

По словам руководства конюшни, техническая база команды находится на стадии активной перестройки, и именно этот процесс помешал конюшне прогрессировать на трассе в сезоне-2011 – некоторое время коллектив модернизировал аэродинамическую трубу и потому не мог пользоваться ей для проведения расчетов, связанных с новыми компонентами машины.

Кроме того, по ходу сезона выяснилось, что для того, чтобы выжать дополнительные десятые и сотые доли секунды из направленной вперед выхлопной системы, необходимо приложить очень большие усилия. Однако после истории с запретом на выдувные диффузоры делать это оказалось уже нецелесообразно. Дополнительным фактором стало то, что в целом болид команды оказался крайне чувствительным к малейшим изменениям и неточностям, будь то новое антикрыло или неправильно затянутый болт на кожухе двигателя, в связи с чем попытки хоть как-то улучшить эффективность машины сводились на нет.

А если ко всему этому добавить слова Виталия Петрова о том, что команда не проводила никаких улучшений во второй части чемпионата, то в итоге вырисовывается картина, что весь сезон «Лотус-Рено» провел на багаже, набранном во время предсезонной подготовки, показывая относительно неплохие результаты на быстрых трассах и после прогресса соперников все хуже и хуже выступая на медленных.

Общее впечатление

За 2011 год «Лотус-Рено» в глазах многих российских болельщиков сумел превратиться из перспективной и амбициозной команды в напыщенную и многими ненавидимую конюшню. Этому поспособствовала неспособность представителей коллектива подтверждать свои слова делом, не самая красивая политика в отношении пилотов, ужасающая невнимательность в тактических расчетах и некоторая доля лицемерия. Все это было дополнительно приправлено разрывом контракта с Петровым.

Остается только надеяться, что в 2012 году все изменится, и теперь уже под именем «Лотус» и с новыми гонщиками конюшня сможет по-настоящему претендовать на право считаться продолжателем традиций Колина Чепмена.

«Форс-Индия» (6-е место)

Цели

Понять, почему «Форс-Индии» так и не удалось догнать «Лотус-Рено» в чемпионате, можно, узнав о том, что в начале сезона команда ставила перед собой достаточно скромные цели, которых ей, тем не менее, удалось добиться, и в принципе по ходу года они у нее и не менялись. В отличие от планов команды из Энстоуна начать борьбу с лидерами, индийская конюшня мечтала о попадании в гонках в очковую зону, и своими конкурентами видела «Заубер», «Уильямс» и «Торо Россо». В дальнейшем с развитием чемпионата задача попадания в первую десятку так и осталась для нее актуальной, однако на фоне ослабления соперников аппетит вырос, и «Форс-Индии» уже было интересно попробовать завоевать пятое место в Кубке конструкторов, до которого в итоге не хватило всего четырех очков.

Лучшая гонка

Гран-при Сингапура стал прекрасным примером того, какое направление развития выбрала команда в сезоне-2011. В 2010 году «Марина-Бэй» совсем не подошла «Форс-Индии» – раньше главным оружием конюшни всегда была высокая максимальная скорость, а разогнаться на таком треке попросту негде. Однако в минувшем чемпионате коллектив сумел достичь хорошего прогресса с точки зрения прижимной силы.

Большой пакет обновлений, привезенный в Сингапур, позволил команде на сложнейшем этапе выступить очень сильно. Адриан Сутиль и Пол ди Реста продемонстрировали, что их машина вполне может совладать с жарким климатом, расходуя не слишком много резины. По ходу гонки оба пилота смогли ограничиться двумя пит-стопами, причем на вторых комплектах покрышек проехали ровно половину всей дистанции. Благодаря этому по итогам уик-энда 9-ю и 10-ю позиции, завоеванные в квалификации, Сутилю и ди Ресте удалось улучшить до 8-й и 6-й соответственно. При этом Пол на одинаковых шинах регулярно показывал времена на круге лучше, чем конкуренты из «Мерседеса».

Сутиль тоже выступил достаточно хорошо, однако после аварии Шумахера и выезда на трассу машины безопасности уступил позицию Росбергу – в тот момент все поехали на пит-лейн, и механикам «Форс-Индии» пришлось придержать Адриана в боксах. Но в любом случае, после этого Гран-при и опережения более именитых соперников в лице четвертого по силе коллектива в пелотоне команда получила стимул начать борьбу за пятое место в Кубке конструкторов.

Худшая гонка

Эпическая дождевая канадская гонка сложилась не в пользу «Форс-Индии». Именно в Монреале подопечные Виджая Малльи заработали половину всех сходов за сезон, оба пилота команды получили по штрафу в виде проезда по пит-лейн, и здесь Сутиль и ди Реста столкнулись с соперниками.

Пилоты

Чемпион ДТМ 2010 года Пол ди Реста в дебютный сезон в «Формуле-1» сумел доказать, что не зря получил место в «Форс-Индии». Разгромив напарника в квалификациях в первой половине сезона со счетом 7-2, британец неожиданно предстал в глазах общественности в качестве замены Адриану Сутилю, в качестве лидера команды. Последний оказался в центре скандала, и в прессе появились слухи о том, что индийская конюшня с немцем может расстаться.

Однако сам Сутиль не ударил в грязь лицом, и во второй части чемпионата сумел здорово повысить свою репутацию в паддоке, вырвав победу в споре лучшего квалифайера команды со счетом 10-9. По гонкам Сутиль также выиграл – в совместных финишах счет 11-8 в пользу немца, хотя большую часть сезона напарники шли вровень. При этом по итогам чемпионата Адриан заработал 42 очка и занял 9-е место – это лучший для него результат в карьере.

В целом оба пилота в 2011 году росли вместе с командой, демонстрируя хорошую стабильность и лишь по два раза не добравшись до финиша, хотя ди Ресту, несмотря на успехи в квалификациях, можно поругать за длинную безочковую серию, состоящую из восьми гонок.

Развитие болида

В начале 2011 года болид «Форс-Индии» выглядел как прямой наследник машины сезона-2010. Команда построила автомобиль, который, как и прежний, был быстр на прямых, но не слишком хорош в поворотах. Однако к Гран-при Испании технический штаб конюшни сумел подготовить целый пакет аэродинамических новинок, добившись от машины эффективности в медленных виражах. Кроме того, в отличие от некоторых конкурентов в середине пелотона, «Форс-Индия» сумела понять и реализовать на практике выдувной диффузор, а мотор «Мерседес» – лучший двигатель сезона – стал отличной прибавкой в скорости на прямых. В результате стараний конюшни во второй половине сезона «Форс-Индия» набрала 57 из общих 69 очков Кубка конструкторов.

Общее впечатление

Сезон для индийской команды получился сложным, но позитивным. В 2011 году «Форс-Индия» продемонстрировала желание развиваться и умение бороться с более сильными соперниками. Что характерно, при этом на коллектив не оказывало давление необходимость во что бы то ни стало добиться каких-то высоких результатов. Команда выполнила поставленные в начале года задачи и спокойно работала, продолжая потихоньку шагать вперед.