9 мин.

«Все разумное в манифесте – в жизнь. Расизм и гомофобию – на помойку»

Исполком РФС

Несмотря на то, что зима уже вовсю вступила в свои права, жизнь в российском футболе по-прежнему бьет ключом. Комментируя последние высказывания главы РФС Николая Толстых, обозреватель «Спорт-Экспресса» Евгений Дзичковский акцентирует внимание на самом громком решении исполкома – роспуске экспертного совета по договорным матчам.

«Образы самых заметных членов совета – правдоруба Бубнова и коммуникабельного председателя Кавазашвили как-то расходились с решениями, которые принимал их орган. Речь сейчас не о коррумпированности или лености спецбригады по договорнякам, а о том, что многочисленный вроде бы позитив на выходе давал ноль. С момента создания совета в России железно был сыгран не один странный матч. Но ни одну причастную к этому тушку на копья так и не подняли. Хотя хотели, конечно, и связанными руками тянулись к договорным глоткам, и возмущались, и яростно «экспертировали». Если КПД невысок, стоило ли и дальше содержать такую структуру?

Очевидно и другое. Роспуск комитета не мог быть не связан с матчем «Амкар» – «Анжи» и отсутствием его внятного расследования. В последние дни довелось услышать много мнений, оценок, радиопередач, затрагивающих тему так или иначе, но факт остается фактом: с 26 ноября, то есть со дня самого матча, по 14 декабря, то есть две с половиной недели, гладь пруда оставалась тихой. Не шли по ней круги, хоть тресни. Вопреки желанию и возможностям совета или в соответствии с ними – не суть важно, правда у всех своя. Главное, что причины провести расследование имелись. Не было видимой реакции на них. В ответ последовала реакция Толстых», – констатирует автор.

Обозреватель Sportbox.ru Андрей Колесников отмечает здравый подход президента РФС против внесения поправок в правила текущих соревнований, которые будут рассматриваться только в исключительных случаях.

«За нашими клубами давно замечено пренебрежительное, какое-то верхоглядское отношение к регламенту. В большинстве своем они его знают весьма относительно. Вспомним хотя бы прошлогоднюю историю доморощенного поражения: «Зенит» тогда был уверен, что отсутствие в протоколе матча юного воспитанника клуба наказывается штрафом, а не техническим результатом. Так что сейчас Толстых словно дает клубам сигнал: приняли регламент – по нему и живите. Чтобы когда придет время следующего чемпионата, руководители и тренеры читали проект документа не по диагонали, как обычно, а с пристрастием, и все замечания высказывали до принятия регламента, а не после. Похоже, президент РФС намерен привить клубам уважение к собственной конституции, и это явно не самое пустое из желаний.

Балаганных сюжетов вроде того, что три года назад разворачивался вокруг все того же «Зенита», сейчас уже вряд ли дождешься. Вспомним, как в апреле 2009-го развивались события после промашки питерцев, выпустивших на поле в матче с «Локомотивом» сверхлимитного легионера. Сославшись на отсутствие в регламенте прямой нормы, КДК наказал тогда «Зенит» не техническим поражением, как все ожидали, а банальным штрафом. А через два дня экстренно собравшийся исполком РФС внес поправку в регламент, согласно которой подобного рода прегрешения впредь должны наказываться поражением 0:3. Говоря иначе, власти исхитрились решить вопрос так, что одно и то же нарушение, совершенное в соседних турах, предполагало совершенно разную форму возмездия. Судя по всему, Толстых ту историю запомнил хорошо и смешить народ, как тогдашний президент РФС, не имеет никакого желания», – заключает Колесников.

Обозреватель «Советского спорта» Юрий Цыбанев тем временем обеспокоен тем, что Толстых, по его мнению, обходит острые углы, оставляя многоточие.

«Прослеживается новая (или несколько забытая старая) политическая линия РФС. Теперь вся война идет за кулисами. И уже сложилась логическая цепочка. Принял КДК странное решение об амнистии Дзагоева – вскоре его председатель Катков отправился в отставку, дав характерный комментарий: «О многом сегодня еще нельзя говорить». Дали пресс-конференцию с претензией на громкость инициаторы лиги СНГ, которую украсил глянцевым обаянием полномочный представитель махачкалинского клуба, – в ответ произошла утечка имен авторов запредельных ставок на матч с участием «Анжи». Не обнаружил комитет Кавазашвили в этом матче «бизнес-примет» – комитет распущен.

Оно бы и ладно, что у Николая Александровича манера вести дела, больше характерная для политиков зрелых советских времен. Был бы полезный для футбола результат – с манерой как-нибудь смиримся. <…> Но загвоздка-то в том, что уж слишком многое у футбола нашего нынче болит. А по исполкому судя – он здоров практически. Между тем главная боль, похожая уже на злокачественную опухоль, – никто никому нынче в российском футболе не нужен. Болельщики – клубам. Футбол – фанатам-бесам. А если еще и руководящий футбольный орган отгородится глухой стеной от широкой аудитории – на выходе получится самая натуральная феодально-раздробленная Русь. Та самая, которую покорили и долго потом дербанили монголо-татары.

Грустно все это. И пусто на душе. Российский футбол превратился в Бермудский треугольник, поглощающий идеи и новации, мысли и аргументы. Что ни пресс-конференция, что ни собрание, что ни интервью – никто ничего не в силах высказать по существу. В лучшем случае вокруг да около. Те же пиарщики лиги СНГ – чего они пошумели-то? Хоть эскизик проекта можно было показать?

А теперь и президент РФС подхватил вирус немоты. Разумеется, уполномоченному – воля. Да только накатывает чувство, что футбол российский безвозвратно от нас уходит куда-то в себя», – резюмирует автор.

Николай Толстых: «Продолжим изучение обстоятельств матча «Амкар» – «Анжи»

Манифест фанатов «Зенита»

Реагируя на программное заявление болельщиков питерского клуба, в котором продекларирован целый ряд трансферных табу, обозреватель «Невского времени» Кира Донская предлагает свой рецепт борьбы с экстремизмом.

«В такой ситуации действительно нужно что-то предпринимать. Например, компетентным органам внести сайт, где опубликован «манифест», в черные списки (по совокупности – поскольку даже беглого знакомства с этим ресурсом достаточно, чтобы сделать вывод: здесь собираются именно националисты, а многие статьи и комментарии на форуме подпадают не только под статью «разжигание национальной розни», но и прямо призывают к насилию). А депутатам, принимающим закон о болельщиках, и РФС все же прислушаться к руководству футбольных клубов и разрешить дисквалифицировать не весь стадион, а фанатские трибуны, откуда и исходят все неприятности того же «Зенита».

Уверена, стоит на пару матчей этим любителям нецензурных речевок, оскорбительных баннеров и петард показать «красную карточку» – и у авторов «манифеста» сильно уменьшится группа поддержки. И сразу станет ясно, кто ходит на стадион смотреть футбол, а кто – пиариться и пропагандировать свои политические взгляды», – уверяет Донская.

Обозреватель «Новой газеты» Алексей Поликовский между тем воспринимает манифест «Ландскроны» не как текст про негров и геев, а как диагноз российскому футболу.

«Петербургские фанаты настойчиво и упорно говорят в своем манифесте о том, что не хотят видеть в своем клубе ведущих игроков «Спартака» и «Динамо». Правильно, и я не хочу видеть в «Спартаке» ведущих игроков «Зенита»! Быстров, бегающий из клуба в клуб, Жирков, выбравший «Анжи», а не ЦСКА, — им свистели с трибун не потому, что они плохие игроки, а потому, что люди хотят видеть в футболе и в игроках честь и характер, а видят готовых продаться куда угодно наемников.

Все это написали в своем манифесте питерские фанаты, у которых дурная слава. Это они, питерские, вывесили баннер с непотребными словами в адрес Яшина. Это они швырнули петардой в глаз Шунину. Это их подруги таскают огневые заряды на трибуны в тех местах, которые нормальным женщинам служат совсем для другого. Это они общими усилиями превращают футбол из чистой и красивой игры в кровавый, матерный, похабный зверинец. Это невозможно забыть, читая манифест «Ландскроны», в котором наряду со словами о неграх и геях есть и какие-то странно-вежливые и на удивление рассудительные слова о том, что это не ультиматум, а приглашение к дискуссии.

Надо принять приглашение и говорить. Г-н Мутко, Вам есть что сказать? Г-да Гинер, Миллер и Федун, так и будем молча сидеть на своем финансовом олимпе? Не пора ли начать разговор о социальных корнях наших команд, о поиске талантов прежде всего в России, о потолке зарплат, о прекращении всего этого угара и надрыва, в котором живет наш футбол. Все настоящие, стабильные, полезные вещи имеют в своей основе гласный или негласный общественный договор — такой договор между всеми заинтересованными сторонами нужен и для футбола. Но договору всегда предшествует разговор. Отчего бы его не начать в зимнюю паузу? Но прежде нужен скальпель, разрез и небольшое медицинское вмешательство. Все разумное в манифесте «Ландскроны» — в жизнь. Расизм и гомофобию — на помойку», – указывает автор.

Новые цвета «Зенита». Василий Уткин о манифесте «Зенита»

«Весь мир смеется над вами, маленькие, недалекие идиоты». Реакция зарубежной прессы

«Это отголоски Киевской Руси». Джонатан Уилсон – о манифесте фанатов «Зенита»

Чемпионат СНГ

В то время как идея организации турнира среди клубов из постсоветских стран встречает растущее неприятие, обозреватель «СЭ» Борис Левин приводит аргументы в пользу наднационального первенства.

«Не знаю, как вы, а я, учитывая уровень соперников, с гораздо большим удовольствием посмотрю матчи ЦСКА, «Зенита» и «Спартака» с «Днепром», «Металлистом» и киевским «Динамо» (не говоря уже о «Шахтере»), нежели «битвы» тех же наших флагманов с «Мордовией», «Волгой» или «Амкаром», при всем уважении к последним. Да, в новом турнире останутся и какие-то проходные для меня и вас встречи, но их же будет в несколько раз меньше, чем сейчас!

<…> При этом вопрос с каким-то обязательным участием российских и украинских футболистов в составах команд суперлиги, к которому сейчас активно апеллируют противники проекта, тоже ведь решаем! Для этого нужно только правильное взаимодействие клубов со своими федерациями. Если и одни, и другие перейдут от клинча к взаимодействию на общее благо, то взамен на лоббирование нового проекта в УЕФА и ФИФА (а это заметно облегчит его продвижение) РФС и ФФУ могут, скажем, поставить обязательное условие по лимиту на легионеров.

А стимул для тех клубов, которые не попадут в первый набор суперлиги, тоже понятен: первых лиг должно быть две, они должны функционировать по национальному принципу и бороться, соответственно, за путевки в главный турнир. Скорее всего, с худшими соотечественниками в нем, но это уже детали.

И последнее: даже если «чемпионат СНГ» потеряет на первых порах в европредставительстве, то через несколько сезонов он наверняка поднимет свой рейтинг на уровень первой пятерки (а я верю, что и тройки) стран УЕФА. И вернет себе четыре места в Лиге чемпионов. Но это уже будут те четыре места, которые займут команды, реально претендующие на выход в плей-офф, а не просто осчастливленные участием в главном клубном турнире Европы. Чувствуете разницу?» – подводит черту Левин.