9 мин.

Новые «Феррари» и «Форс-Индия». Блеск и нищета «королевских гонок»

Поезд презентаций гоночных автомобилей, отправившийся в понедельник из Энстоуна, потихоньку набирает обороты: следом за «Лотусом» и «Маклареном» болиды образца 2013 года представили «Феррари» и «Форс-Индия».

Для команды, находящейся в финансовом затруднении, пожалуй, нет ничего хуже, чем праздник в соседнем «гараже» – все внимание прессы, болельщиков и важных персон приковано к популярной Скудерии, в то время как в гости к «индийцам», кажется, наведались только случайные прохожие. Полярность «двух миров» подчеркивало практически все: небольшое шоу в Италии и спартанская обстановка в Англии, полный набор всевозможных действующих лиц Скудерии и одинокий Пол ди Реста – в качестве единственного подтвержденного гонщика – у «Форс-Индии».

Имя напарника шотландца будет объявлено позднее, но понятно, что выбор тут будет небольшой: Адриан Сутиль или Бруно Сенна.

На самом деле, надобности в помпезном представлении болида нет, и это прекрасно понимают и в Маранелло, и в Сильверстоуне. Просто для «Феррари» красивая церемония – вопрос чести и имиджа, а для более скромной конюшни – возможность не переплачивать. Настоящее шоу, как мы знаем, начнется весной.

Единственное, что по-настоящему объединило и тех, и других – новые машины. Вроде бы разные внешне, однако схожие между собой тем, что в процессе их создания инженеры постарались внедрить все главные технические инновации.

«Феррари»

Модное нынче у всех в «Формуле-1» слово «эволюция» вполне применимо и к F138 – новой модели итальянской конюшни. «Феррари» серьезно проработала машину, однако изменений по сравнению с прошлогодним автомобилем у новинки заметно меньше, чем, например, у вчерашнего «Макларена». Возможно, это и правильно – консервативный подход в тихий год перед серьезными испытаниями регламентом напрашивался сам собой, но с другой стороны, за счет незначительных изменений техники «Феррари» будет трудно догнать «Ред Булл» и разошедшийся на финише сезона-2012 «Макларен». И как тут снова не вспомнить о том, что уокингцы провели в межсезонье более серьезную модернизацию своей гоночной модели.

Впрочем, мы не спешим критиковать Скудерию за консерватизм – до Гран-при Австралии еще больше месяца, а, как известно, главные новинки появляются незадолго до старта чемпионата. Более того, нужно отметить и тот факт, что в это межсезонье в «Феррари» не было такого раздрая, как год назад – F138 обдувалась в Кельне, что должно снизить вероятность ошибок в расчетах инженеров. Наконец, некоторые важные технологии, вроде передней подвески на тягах, уже прошли «боевое крещение» – бригада Пэта Фрая выявила все минусы прошлогодней конструкции и внесла соответствующие изменения.

В этом обзоре мы также намерены поставить твердую и жирную промежуточную точку в деле «горбатых носов». Мы по-прежнему убеждены, что зрители увидят горбатый нос в двух основных случаях: во-первых, на тех машинах, которые изначально не планировали использование декоративной панели; во-вторых – у всех остальных машин во время аварий, в которых пострадает носовая часть. Все остальное – почти невероятный форс-мажор, например, если какой механик уронит этот съемный узел на пит-лейн и стукнет его носом об асфальт.

О чем это мы? Ах, да, представленный публике новый боевой конь «Феррари» имеет ламинатную заглушку. Именно с кончика носа мы и будем внимательно рассматривать эту удивительную машину, презентованную с чисто итальянской лукавостью.

Скажем сразу – устроители презентации затратили гораздо больше усилий на создание дизайнерского цветового изыска, чем на саму машину. Многие компоненты плавно перекочевали с прошлогоднего болида, а собственно само гоночное оружие в это время активно обдувается в Кельне и готовится ко второй сессии тестов.

Поэтому в передней части этого шоу-кара мы видим немного изменений – в первую очередь это стойки крыла. В принципе, они повторяют прошлогоднее решение «Феррари», но за счет небольших «наплывов» вперед в верхней части стоек, при взгляде сбоку, нос больше не кажется тонким, хотя если смотреть спереди, это ощущение теряется – он кажется очень тонким. Увиденное наводит на мысль, что на плоскую пластину карбона налепили пресловутую пластиковую заглушку – носовой обтекатель очень высокий, будто бы выше разрешенного регламентом.

Переднее антикрыло в целом повторяет конфигурацию прошлого года и выглядит «незнакомо» только лишь за счет перекраски в новые цвета.

В передней подвеске, как и в прошлом году, использованы тяги. Логично предположить, что механическая часть болида выступит на тестах именно в такой конфигурации, но с новым аэродинамическим «обвесом», так что тут изменений не будет – и подвеска и тормозные диски дебютировали в прошлом сезоне и уже не вызовут нареканий.

На месте присутствуют и отклоняющие закрылки под кокпитом, чего не наблюдалось на MP4-28. Либо у англичан это революционная новинка, которую покажут позднее, либо «Макларен» вовсе обойдется без нее.

Однако вернемся к презентации «Феррари». Гораздо больше изменений заметно в задней части машины, куда мы скоро отправимся, поскольку в области кокпита особых инноваций также не слишком много.

Делая эти несколько шагов в сторону кормы, отметим лишь тонкую стойку, соединяющую сплиттер с кокпитом (возможно, это первый элемент, разделяющий воздушный поток, направленный под машину). Но поскольку это шоу-кар, то стойка может быть и куском крашенной арматуры, чтобы сплиттер не отвалился во время фотосессии.

Как и «Макларен», «Феррари» хорошо поработала с днищем над формированием воздушного потока, проходящего вдоль понтонов, однако нижняя часть этих корпусных элементов тут настолько широка, что на практике приведет к уменьшению струи воздуха, следующего к килю.

Вообще, компоновка боковых панелей хоть и претерпела изменения в двух третях своей длины, по-прежнему вызывает только вопросы. Дело в том, что «Феррари» испытывала значительные трудности в вопросах сознания прижимной силы в задней части автомобиля. Это связано с тем, что выхлопная система расположена слишком далеко от колес, и горячий воздух сложно отделить от холодного «вялого» потока, приходящего от бортов машины.

Вот и на этом экземпляре отчетливо видно прошлогоднее решение, хотя корпусный элемент с прорезью по системе Коанда и претерпел изменения, перестав быть трубой.

И только подойдя к задней подвеске мы начинаем радоваться, что хоть шасси перед нами новое.

Во-первых, изменилась геометрия стоек подвески. В этой версии они не параллельны земле, а крепятся к корпусу значительно ниже. Можно предполагать также, что в «Феррари» озаботились созданием еще более компактной коробки передач, так как над диффузором освободилось много места, а килевые панели моторного отсека сходятся буквально «на нет».

Сильно изменились и сами стойки заднего крыла, с интересными сепараторами снизу и сзади, а рабочие элементы антикрыла – это несомненно уже «гоночное» решение; изменения в них будут уже чисто косметическими.

В целом, описывая образ каждой из представленных машин, «Макларен» МР4-28 можно назвать «стильным», а «Феррари» F138 вполне заслуживает титула «агрессивная».

«Форс-Индия»

Чуть позже начала масштабной церемонии представления новой «Феррари» в Маранелло, в географически далеком Сильверстоуне скромно «увидел небо» болид «Форс-Индии» VJM06.

Световая иллюминация ограничилась лампами дневного света под потолком ангара, а весь звуковой ряд презентации пришелся на скромные голосовые связки ведущих специалистов и единственного «подписанного» пилота, который также присел на покрышку «Пирелли» и показал немногочисленным фотографам новую раскраску своего шлема.

Сам болид после этого выехал на трассу и прошел свой первый километр в новой аэродинамической «ливрее» этого года. «Индийцы» проявили весьма прагматичный подход, соединив саму презентацию с обкаткой новой техники.

Внешний вид болида вызвал у присутствующих два чувства: ностальгию по прошлому сезону и дежавю. Действительно, изменений столько, что их подробное описание легко поместится на небольшой лист бумаги.

Давайте совершим уже это небольшое путешествие вдоль VMJ06 и в очередной раз посочувствуем конюшне Виджая Малльи в ее нелегкой борьбе за выживание в «Формуле-1».

Носовой обтекатель. «Лотус» на данный момент остается единственным в пелотоне обладателем ступенчатого носа – «Форс-Индия» тоже поспешила исправить горбинку с помощью пластиковой заглушки.

Конструкторы сохранили компоновку передней подвески по схеме толкателей, поэтому все косметические изменения в этой части диктуются высоким креплением стоек.

Нос неизбежно поднялся и округлился сверху, а стойки антикрыла приобрели более строгие очертания. Непосредственно под обтекателем нашлось место для небольшой арки, увеличивающей площадь «окна» для потока воздуха, а за аркой разместились дополнительные рассекатели в стиле «Макларена» образца 2010-2011 годов.

Однако эта конструкция имеет совершенно небольшие формы и лишь слегка проглядывается даже сбоку.

Переднее антикрыло, установленное для обкатки машины, полностью повторяет прошлогоднее. Скорее всего, оно сильно изменится уже по ходу тестов, а пока такой конфигурации вполне достаточно для проверки техники на надежность и обкатки неизвестного еще второго пилота.

Дальнейшие видимые изменения начинаются уже за кокпитом – под верхним воздухозаборником пропала вторая пара рассекателей, которые скорее поднимали центр тяжести болида, чем приносили какую-то весомую аэродинамическую пользу.

Боковые воздухозаборники округлились и приобрели широкую треугольную форму. Также незначительно увеличились и сами понтоны, однако как и год назад конструкторы постарались сильное сузить их в нижней части ради обтекающего болид воздушного потока.

Днище пока лишено какого-либо профиля, но подобные изыски становятся трендом сезона и наверняка к этапу в Австралии «Форс-Индия» произведет в этой области изменения.

Пока на машине установлена не особо изощренная выхлопная система по схеме Коанда, и тут мы также ожидаем изменений, ведь выхлопная система значительно влияет на прижимную силу.

Следуя к корме, замечаем новые боковые каналы задних тормозов и «этажерку» крылышек на нижнем ребре жесткости.

Обзор новинок завершим, пожалуй, объединением вала привода и нижнего поперечного рычага подвески в одну структуру, что расширит возможности прохода воздуха в этой части болида.

В целом, стремление индусов лишь слегка «подретушировать» прошлогоднюю машину понятно – в завершающей гонке сезона–2012 они составляли грозную конкуренцию даже разогнавшимся «Макларенам». Стоит ли тратить много денег в «эволюционный» год?

По складывающейся традиции мы присваиваем этому болиду индекс «стремительный», и не спрашивайте нас почему!

Петровский пат. Что приобретет и потеряет «Формула-1» от ухода российского гонщика

Гламурное зазеркалье. Главные особенности нового «Макларена»

Праздничная обертка. Первый шоу-кар «Формулы-1» 2013 года