14 мин.

«Три четверти игроков не так преданы клубу, как Гари Невилл», — Луи Саа о том, что происходит в «Юнайтед»

Луи Саа с удовольствием ответил на несколько вопросов, кто в составе «Манчестер Юнайтед» обычно показывают себя самыми умными в викторинах, которые сэр Алекс Фергюсон устраивал для разгрузки своих игроков, и вспомнил славные годы в МЮ.

Джон О’Ши, — говорит Саа. — И Даррен Флетчер. О, и, конечно, Гари Невилл. Он не называет себя, хотя мог бы.

41-летний Саа, несомненно, умный человек. Он написал наводящую на размышления книгу «Thinking Inside the Box», в которой исследуется целый ряд вопросов, связанных с футболом.

Он посвящает «25 часов в день» AxisStars, социальной медиа-платформе, которую он основал; и он способен красноречиво справляться с различными проблемами, с которыми сталкивается «Манчестер Юнайтед».

Карьера Саа была скомкана из-за травм, но он все равно внес большой вклад на «Олд Траффорд» в течение четырех с половиной сезонов, выиграв два титула Премьер-лиги, Лигу Чемпионов и Кубок Лиги в командах, в которых играли Рууд ван Нистелрой, Криштиану Роналду, Уэйн Руни, Карлос Тевес и Оле Гуннар Сульшер.

Только вчитайтесь в эти имена, согласитесь, нынешняя линия атаки с Маркусом Рэшфордом и Антони Марсиалем бледнеет в сравнении с былым величием имен клуба на острие атаки.

Не поймите меня неправильно, у этих ребят есть талант и все такое — мне действительно нравится их потенциал, он огромен, — говорит он в кафе, наклонившись вперед в своем кресле, и делая пару глотков своего двойного эспрессо. — Но они играют в схеме, где нет возможности выразить себя. Вокруг меня были большие игроки. Если бы я не играл хорошо, люди могли обвинить команду и тактику, но и меня заодно. «Криштиану не забил? Мы не играли хорошо. Ван Нистелрой не забил? У него не было возможностей, «но ведь ты нападающий»!

Саа уверен, что Поль Погба очень верит в то, что он может полностью раскрыть свой потенциал под руководством Сульшера.

Погба слишком много критикуют, особенно если команда не играет удачно, во всем виноват только он. Но посмотрите сейчас. Погба давно не играет, он травмирован, а у клуба все также плохо на футбольном поле. И кого теперь вы будете обвинять? Рэшфорда, Марсиаля, новичков клуба или его старожилов? Это несправедливо всегда и во всем винить только Погба.

Вы можете сказать, хорошо, Сульшер не должен был позволить [Ромелу] Лукаку и [Алексису] Санчесу уйти, но ущерб клубу уже был нанесен, потому что эти парни не хотели оставаться. Так что Сульшер все правильно сделал и сохранил уважение к себе в первую очередь.

К сожалению, Рэшфорд, похоже, немного застрял в зыбучих песках. Ворвавшись в эту кампанию в отличной форме, 21-летний футболист был поглощен отсутствием Марсиаля и Погба, и, похоже, нуждался в отдыхе или просто в более качественной игре своих партнеров по команде.

Пол Скоулз — игрок, который мне больше всего нравился, потому что мне не нужно было разговаривать с ним и поднимать руку для передачи, — говорит Саа. — Если бы я сделал умный забег, я бы получил мяч!

«Когда вы пытаетесь играть в футбол, а у вас нет плана игры, вы не знаете, куда вам бежать и что делать. Это то, что я вижу сейчас на поле с игроками МЮ. Я вижу игроков, спрашивающих, что делает их напарник. И нет понимания. [Джесси] Лингард войдет внутрь штрафной или навесит или отдаст пас назад. Все просто двигаются. Как будто без всякой цели.

Нет никаких признаков того, что что-то должно происходить в определенное время в игре, но будем справедливы, для менеджера сложно реализовать это по мановению руки. Потребуется один год, чтобы это все наладить и все игровые связи стали понятны и заиграли. Это действительно сложно.

Это требует времени. Дайте ему бюджет, который должен иметь каждый менеджер, чтобы найти подходящих игроков. Вы должны потратить все, что вам нужно потратить. Я бы сказал, что он отважился отпустить Лукаку и Санчеса. Он подверг себя опасности, а вокруг уже летят стрелы критики. Но это был правильный ход.

За шесть лет совет директоров МЮ изменил стратегию, сменил менеджеров. Теперь они решили строить молодую команду. Раньше их стратегия полагалась на приглашение «проверенных» игроков. Но вы теряете место в Лиге Чемпионов, и к вам уже отказываются идти такие парни, как Пауло Дибала.

Эти парни хотят Лигу Чемпионов, потому что хотят играть за свою национальную команду. Это порочный круг.

Я не хочу казаться вам диванным аналитиком, я помню все еще, что такое футбол, но признаю, что все поменялось. Некоторые игры я мог провести не очень хорошо, другие отлично, я мог пройти с мячом, мог получить пас, длинный, короткий, точный и мог забить.

То есть все, что мне было нужно, это мяч в ногах. Но (тут Луи щелкает пальцами), если у вас нет вдохновения, все это просто не имеет значения.

Саа расстроен, что у Юнайтед сейчас нет настоящего лидера на поле, и он считает, что это просто огромная проблема для Сульшера.

Когда сам француз был в команде, у Юнайтед было много лидеров, и каких!

— Вы видите, как Гари Невилл просыпается в шесть утра и просматривает все перед матчем и обвиняет всех, размер мяча, да что угодно; Вы можете видеть, что он парень страстный, — говорит Саа. — Вы как бы понимаете его точку зрения, он лидер, он горит этим клубом. Извините, но я думаю, что три четверти игроков не так преданы клубу теперь, как Гари Невилл тогда.

Невилл определенно установил высокую планку для игроков МЮ.

— Это целая эпоха, — добавляет Саха. — Речь идет не только о составе« Юнайтед. У игроков теперь есть чувство индивидуальности. Они ищут для себя немного больше, чем просто игра. А сейчас с развитием социальных сетей все вышло из-под контроля.

У игроков больше подписчиков и почитателей, чем у клубов!

Мы обязаны ориентироваться на игроков, которые действительно могут понять ответственность за команду.

Ты учишься своими глазами – есть такое выражение. Я не думаю, что у современных игроков МЮ есть неуважении к клубу, они все талантливы. Но иногда, чтобы вас подтолкнули, вам нужно увидеть кого-то, кто делает что-то нестандартное. «Ух, этот парень работает в два раза больше, чем обычно»…и вы тоже начинаете стремиться к чему-то большему.

Во главе с Фергюсоном Саа была окружена именно такими идеями в «Юнайтед».

Был Рой Кин: — У нас были очень честные, уважительные отношения. Он был силен, но у него большое чувство юмора.

Был Райан Гиггз: — Гиггзи был мастером доминирования над своим противником. Дайте ему мяч, и он попытается свести с ума правого защитника.

Был Уэйн Руни: — Wazza был самым умным игроком, с которым я играл на поле.

Затем был Роналду, который в сознании Саа был единственным игроком, кто мог сочетать свой природный талант и практическую пользу на поле.

— Этот парень безумен, — смеется Саа. — Если бы тренировка была в 10 утра, я мог бы приехать в 9 утра, но Криштиану будет там в 8:30! С утра он уже занимается профилактикой [травм] и всей этими упражнениями.

Однажды утром Саа подумал, что он будет следить за рутиной Роналду и после тренировки.  — Это были наблюдения за тем, как Роналду остается и продолжает работать над дриблингом, над ускорениями и рывками.

— Я не мог не отставать. Через два или три рывка у меня перехватило дыхание. А Роналду оставался таким естественным, но, помимо таланта, у него было еще и огромное желание много работать.  Я уверен, что он делает то же самое и сегодня.

Другим бывшим коллегой, у которого была безжалостная статистика голов, был Ван Нистелрой, который изначально был партнером француза, но в конечном итоге был выведен из состава МЮ, когда Фергюсон стремился к более гибкой тактике атаки.

Во второй игре Саа он и Ван Нистелрой разорвали «Эвертон» на Гудисон-парке в захватывающем матче, где каждый из них забил дважды.

Но в финале Кубка Лиги в феврале 2006 года отношения Ван Нистелроя с Фергюсоном ухудшились. Голландец остался на скамейке запасных, а Саа, Руни и Роналду помогли команде одержать победу со счетом 4:0 над Уиганом. Ван Нистелрой выразил свое недовольство и был продан «Реалу» тем летом.

— Я возвращался из-за травмы, поэтому Фергюсон поставил меня в матчи Кубка Лиги, и я забивал каждый раунд, поэтому он был очень лоялен ко мне и выпустил меня в финале, — говорит Саа.  — Именно тогда он, возможно, начал видеть плохую сторону Рууда. Нрав. Они поговорили принял решение, основанное больше на личном качестве игрока, чем на его футбольных плюсах.

— Рууд удивительный нападающий, определенно лучший нападающий, чем я. Я мог забить, но я был больше для того, чтобы связывать атаку. А у него был другой стиль. Возможно, это помогло Криштиану и Руни развиваться (продажа голландца), потому что я не был тем, кто хотел быть в центре внимания.

— Рууд — настоящий нападающий. Он прекрасный игрок в команде, если вы хотите выиграть титулы. Между нами была хорошая конкуренция за место в основе. Я сейчас говорю и об эго, потому что нападающие хотят играть и забивать голы. Но разница в том, что я хочу забить больше голов, чем Ван Нистелрой, а Ван Нистелрой хочет забить больше голов, чем любой нападающий в мире!

Хотя Ван Нистелрой помог Юнайтед выиграть АПЛ, он ушел, что помогло Роналду и Руни расцвести. В первом матче сезона без Рууда эти двое молодых игроков, а также Саа, одержали победу со счетом 5:1 над «Фулхэмом», и «Юнайтед» никогда больше не оглядывался назад, в прошлое с голландцем.

Третий славный период Фергюсона завершился триумфом Лиги Чемпионов 2008 года. Саа сыграл в пяти из шести групповых матчей в том сезоне, но не в одной игре на вылет, и он не играл в финале против «Челси» в Москве.

Он также пропустил финал чемпионата мира 2006 года из-за дисквалификации, Саа назвал свою карьеру «парадоксальной».

— Это трудно, потому что я всегда говорю, что у меня нет абсолютно никаких сожалений, — размышляет он. — Больше разочарования. Вы хотите играть больше, побеждать больше, забивать больше голов. Станьте частью того, что выигрывает трофеи. Да, это эгоизм!

— Менеджер вселил в меня уверенность, потому что он хотел, чтобы я был нападающим, помогающим команде — а я не мог, потому что тело подводило меня.

— Это было действительно тяжело, потому что я ничего не мог сделать. Криштиану было даровано прекрасное тело. Он мог быстро восстановиться. Мое тело было немного более хрупким. Мне приходилось очень усердно работать на тренировках, чтобы возвращаться каждый раз в игру.

— Люди не понимают, что после трех, четырех месяцев вне состава, когда вы вернетесь, вы должны выступать еще лучше, чем прежде, потому что другие игроки забили, может быть, 10 голов, когда вас не было. Вы должны доказать свою необходимость клубу!

Саа всегда хвалит и восторгается Фергюсоном —  Он был невероятным, — говорит француз. — У меня был один сложный период, когда я был в конце своей карьеры в«Юнайтед и Сэр Алекс чувствовал, что я боюсь, или что-то в этом роде.

— Но он поддержал меня, и я не думаю, что какой-либо клуб в мире сделал бы это для меня. Я помню историю, которая подводит итог менталитета его и клуба.

У меня была очередная пятая или шестая травма.  Я был действительно потрясен и раздавлен,  я подошел к его кабинету, вошел и сказал: — «Пожалуйста, позвольте мне закончить мое восстановление, но когда я вернусь, позвольте мне войти в процесс, как игрок академии».

— Я не хотел, чтобы меня считали игроком первой команды. Я хотел проявить себя снова.

— Но Фергюсон сказал: — «Нет, ты игрок первой команды. Ты будешь тренироваться с нами и усердно работать. Когда кто-то такой большой дает вам этот импульс, когда вы чувствуете это …это было просто невероятно. Тогда ты возвращаешься и делаешь свое дело. У меня был шанс стать частью истории — потому что этот состав был особенным.

Саа признает, что мечтал играть за «Юнайтед», находясь в аренде в «Ньюкасле», и играя вместе с Аланом Ширером в сезоне 1998-99 годов.

— Я был на скамейке, когда они играли в финале Кубка Англии», — говорит он. — Мне удалось увидеть своими глазами Дуайта Йорка и Энди Коула, поэтому я стал большим поклонником этого клуба. Это вдохновило меня. Это заставило меня так сильно увлечься своей мечтой, что однажды я смог сыграть за «Манчестер Юнайтед».

Его игра в Фулхэме помогла реализации его мечтаний. Он хорошо сыграл в матче Кубка Англии 2001 года на Крэйвен Коттедж, а затем дважды забил в своем дебюте в Премьер-лиге на «Олд Траффорд» семь месяцев спустя. Он снова выступил впечатляюще, когда «Фулхэм» под руководством Криса Коулмана отправился к «Юнайтед» и выиграл 3: 1 в октябре 2003 года.

Коулман всегда вносит Саа в список своих своих любимых игроков, которых он тренировал, но говорит, что общение было немного напряженным, ведь сначала Саа мог говорить только на минимальном английском.

Я нанёс достаточно урона клубам АПЛ, чтобы меня заметили, и я получил несколько звонков от Микаэля Сильвестра, — вспоминает Саа. Он сказал, что «Босс» был заинтересован во мне.

Затем Фергюсон лично взялся за дело и согласился заплатить требуемые деньги, которые помогли Фулхэму отремонтировать Крэйвен Коттедж.

Саа покинул «Юнайтед», перейдя в «Эвертон» в 2008 году, затем играл за «Тоттенхэм», «Сандерленд» и «Лацио». Во время игры в Италии, в 2013 году, Саа рассказал о проблемах расизма в стране, появившись на 4-м канале News.

Он опечален, увидев, что эти проблемы не исчезли: чернокожие игроки из Англии подвергались постоянному шуму и оскорблениям в Софии в недавнем матче между Англией и Болгарией, Лукаку стал жертвой одиозных насмешек в «Интере», а Рэшфорд и Погба — среди тех, кто подвергся оскорблениям в Интернете.

Но он также воодушевлен тем, как эти игроки, используя позицию, инициированную Рахимом Стерлингом, активно участвуют в борьбе с расизмом.

— Очень важно то, как они об этом говорят, — продолжает Саа. — Они очень умные, очень красноречивые. Они знают, как обратиться к людям.

Потому что, насколько ты умён, настолько ты против расизма. То, что делает Рахим Стерлинг,  очень хорошо.

Собственные заботы Саа в эти дни сосредоточены на AxisStars.  — Это цифровая платформа, которая объединяет звезд индустрии спорта и развлечений напрямую с заинтересованными поставщиками услуг и брендами, — говорит он.

Саа в Личфилде, выглядит элегантно-повседневно в черном пиджаке, джинсах и черной кепке.

— Речь идет о том, чтобы быть ближе к предпринимательству, иметь вторую карьеру. Это беспроигрышная платформа. Партнеры получают выгоду от легитимации. Это очень нишевый рынок.

Таким образом, игрок может войти в систему и найти агента по недвижимости, который приходит с одобрения команды Саа или может стать экспертом в Sky Sports. — У нас есть сеть, и звезды извлекают выгоду из нашей информации, а мы следим за тем, чтобы они вовремя встретились только с нужными партнерами, — добавляет он. — У нас есть шанс оказаться в очень привилегированной отрасли, но вы всегда должны быть под защитой, ведь каждая ваша встреча может быть опасной, в конце концов, вы не знаете парня перед вами.

Саа стал свидетелем силы социальных сетей благодаря своим трем детям, двум мальчикам и девочке. Его старший сын любит баскетбол, его дочь танцует, а его второй сын, которому 12 лет, играет в футбол.

— Теперь он в своем городе, и я рад видеть его прогресс и улыбку на лице, потому что все дело в наивности, — говорит Саа.  — Я не хочу, чтобы он находился в среде, где он уже конкурентоспособен. Я просто хочу, чтобы он развивался в детстве, и тогда, возможно, когда ему будет 15, 16 лет, он может стать серьезным.

Саа размышляет о том, как футбол изменился за эти годы. Это уже не та игра, как 20 лет назад.

— Может быть, одна, две игры в неделю были на телевидении. Это не так, как сегодня, когда речь идет о каждой социальной сети, где вас рассматривают почти под микроскопом.

Теперь каждый родитель толкает своего ребенка в футболе вперед и действительно дает им понять, что есть возможность спасти свою семью. Это немного стыдно, но сейчас это реальность футбола.

— У нас только что была история о спортивном агентстве, где родители выдвигали определенные меры для собственной безопасности, прежде чем даже думать о сыне. Такое случается. Мы не можем плюнуть в суп.

Извините, плевать в суп? Саа смеется — это французская поговорка. Это значит, что футбол кормит меня, и теперь мы не можем сказать: «Нет, нет, это не то, что нужно для жизни».

Футбол, безусловно, оставил Саа полной индивидуальностью…

*******

Ждем вас у нас на сайте - Redband.Site - объединение фанатов МЮ и просто хорошем месте для разговоров о футболе.