2 мин.

Как Михаил Бирюков перешёл в «Спартак»

Однажды на игре в Орехово-Зуеве был замечен семидесятипятилетний патриарх советского футбола Николай Петрович Старостин. Он любил приезжать в Орехово-Зуево на товарищеские игры своей команды, да и просто так, как будто без причины. На самом же деле он внимательно присматривался к молодой поросли подмосковной команды, стараясь подметить какого-либо игрока на перспективу для приглашения в московский «Спартак».

В 1928 году он был восхищен игрой вратаря «Красного текстильщика» Ивана Рыжова, и тот вскоре оказался в составе именитого клуба. Полвека спустя Николай Петрович увидел в «Знамени труда» игру запасного вратаря команды Михаила Бирюкова. Наметанный глаз опытного футбольного наставника сразу определил – у парня хорошее спортивное будущее. Про находку «спартачей» узнали в столичном «Динамо». У Михаила Бирюкова появился вариант продолжения карьеры в этом клубе. Но, как говорится, не сложилось. К тому же, спартаковцы были настойчивее.

В тот год команда выступала в первой лиге. Новый главный тренер Константин Иванович Бесков формировал коллектив под свое видение футбола. Был отчислен из команды второй вратарь Виктор Владющенков. Основному стражу ворот Александру Прохорову требовался дублер. Выбор пал на Михаила Бирюкова и Рината Дасаева. Первое время приходилось Михаилу каждый день добираться на тренировки в Тарасовку из Орехово-Зуева. Конец кочевой жизни положила поездка «Спартака» в Италию. Но тогда же просто так не выпускали — нужно было не одно собеседование пройти. В ЦК ВЛКСМ Михаил его благополучно прошел, а на более высоком, партийном уровне завалился — не смог перечислить всех генсеков ЦК КПСС.

Вот тогда-то Николай Петрович Старостин постановил: «Все, неделю живешь на базе. Каждый день буду приносить газету «Правда»: читай, повышай уровень политической грамотности».

Спор с Ринатом Дасаевым за право считаться в «Спартаке» вратарем №2 Михаил Бирюков проиграл. Но хотелось играть. Он и в Орехово-Зуеве за два года нахождения в «Знамени труда» насиделся на лавочке, когда в «рамке» играл Григорий Кузьмин. Уровень его мастерства и опыт устраивали Михаила Захарова, а Бирюкову всего лишь считанное количество раз представилось сыграть за родной клуб. В «Спартаке» у Дасаева все сразу стало великолепно получаться, и Михаил попросил отпустить его играть в футбол. Бесков контракт с Бирюковым все же заключил, но отправил его на стажировку в благовещенский «Амур» (подальше от глаз селекционеров).

Автор: Игорь Пелёвин