В «Ф-1» готовят новый трансферный блокбастер: Феттель – в «Ред Булл» к Ферстаппену. Место Квята в Гран-при теперь под угрозой
Нашему гонщику некуда податься.
Трансферное безумие «Формулы-1» раскручивается все сильнее с каждым днем: после майского развода Себастьяна Феттеля и «Феррари» Скудерия подписала на замену Карлоса Сайнса. Исход испанца из «Макларена» вызвал сделку Даниэля Риккардо из «Рено» с английской командой, а французы всего через полтора месяца взорвали медиапространство возвращением Фернандо Алонсо.
Но, кажется, главный трансферный блокбастер еще впереди. По данным немецкого журналиста Кристиана Ниммерфоля (первым сообщил об уходе Феттеля из «Феррари» и анонсировал точное время объявления Алонсо в «Рено»), на рынке «Ф-1» готовятся взорвать совсем уж царь-бомбу.
«Полагаю (и у меня есть конкретная информация), что Дитрих Матешиц (глава концерна «Ред Булл» – Sports.ru) поручил Гельмуту Марко вернуть «заблудшего сына» домой не позднее 2021 года. Алекс Албон в таком случае перейдет в «Альфа Таури», а Даниил Квят потеряет свое место, – написал Нимерфоль в колонке на Motorport-Total. – Но что для этого должно произойти:
Во-первых, скорость Албона должна резко упасть в сравнении с Максом Ферстаппеном. Да, таец мог выиграть первую гонку в Шпильберге, но по чистой скорости он отстает от нидерландца.
Во-вторых, Матешиц должен убедить тайскую семью Йювидья – ей принадлежит 51 процент акций компании «Ред Булл» – что это хорошая идея.
В-третьих, этого должен захотеть Феттель. Ему потребуются яйца, чтобы после Шарля Леклера перейти в напарники к чрезвычайно талантливому и молодому Максу Ферстаппену.
Только при выполнении всех трех условий трансферу ничто не помешает».
Кажется, пора прекращать мечтать о паре Хэмилтон-Феттель в «Мерседесе». Расклад Нимерфоля выглядит намного конкретнее.
Инсайду можно верить?
В последние месяцы главный редактор Motorport-Total в самом деле отметился как очень осведомленный журналист с весьма неплохими источниками. Естественно, он даже не собирается их разглашать – а потому нам остается только оценивать изложенные данные.
Судя по информации Нимерфоля, главным двигателем идеи возвращения четырехкратного чемпиона мира в «Ред Булл» стал именно руководитель и совладелец концерна Дитрих Матешиц. «Формула-1» – огромная личная любовь бизнесмена: он смотрит Гран-при с детства и даже купил рекламное место на шлеме Герхарда Бергера еще в 1984-м (одновременно с запуском компании). Он основывал первые рекламные кампании именно на гонках, и потому успехи Феттеля для него – как первая любовь. Он отлично помнит первую победу компании в «Формуле-1», одержанную силами Себастьяна на Гран-при Италии в 2008-м (еще за «Торо Россо») и все четыре титула – с другими пилотами австрийская организация и близко не добиралась до подобного успеха. Поэтому мысль о некрасивом расставании с «Феррари» и перспективой завершения карьеры Феттеля на спаде и под шквалом критики глубоко печалит бизнесмена – он хочет вернуть бывшего протеже, чтобы дать шанс на мощный завершающий аккорд в «Формуле-1».
Тем временем сам Себ в последние годы сблизился с Матешицем еще сильнее: даже купил небольшой домик в горах Штирии – родной области Дитриха (владелец «Ред Булл» живет неподалеку, тут же располагается трасса «Ред Булл Ринг»). Похоже, личная связь решает намного больше результатов на трассе.
Тем не менее, команда «Ф-1» обычно управляется исходя из здравого смысла, а не одних лишь сантиментов. И потому перед сторонами встает закономерный вопрос: если Феттеля хотят так проводить на пенсию – то на сколько же лет тогда заключат сделку? Для «Ред Булл» идеально годовое соглашение – но Себ пойдет на него только в случае новых возможностей в 2022-м. Недаром же и Гельмут Марко (которому №5 сразу же позвонил за советом после оповещения о разрыве от «Феррари») продолжает повторять о сезоне перерыва с возвращением через год.
С другой стороны, Феттель любит трехлетние контракты, но заключать столь длинную сделку с пилотом на явном спаде – не самое разумное решение, а «Ред Булл» не замечали в опрометчивых ходах примерно никогда. Себ все-таки за зиму, весну и часть лета так и не вернул былую гоночную форму и на недавнем Гран-при Австрии допустил новую результативную ошибку с пируэтом.
К тому же, долгосрочное подписание 33-летнего немца снова убьет логику существования молодежной программы, ввергнув ее в хаос. Сейчас в основной команде «Ред Булл» постепенно прогрессирует Албон, а в «Формуле-2» амбиции уже обозначают Джехан Дарувала и Юки Цунода (последний – вообще протеже «Хонды»). В «Ф-3» в свою очередь мощно начал сезон юный гений Лиам Лоусон и там же сезон проведет сверхперспективный 17-летний Деннис Хаугер – даже если убрать Квята (да и Гасли), к 2024-му мест на всех в программе просто не хватит. Нарушится главный принцип всей системы «Ред Булл» – «выживает и получает повышение сильнейший».
Два гарантированных года – тоже слишком много для запланированных «проводов» Себа на пенсию. И здесь неуместны сравнения с недавним контрактом Алонсо с «Рено»: Фернандо явно торговался на рынке покупателя с альтернативами в виде «Рейсинг Пойнт» и сам мог диктовать условия, а №5 застрял на рынке продавца.
Похоже, самым логичным выходом стал бы контракт по системе 1+1 с опцией команды – в случае прекращения разворотов и прочих ошибок. Если представить, что Феттелю и правда будет комфортно работать на таких условиях – инсайду от Ниммерфоля можно однозначно верить. По крайней мере, Себ определенно не против.
«У «Ред Булл» есть машина, способная побеждать – я так считаю, – рассказал немец. – У них очень сильная команда, я знаю это по прошлому опыту. Да, конечно, наполовину команда с тех пор уже изменилась, но не изменились ее цели. Я здесь, чтобы соревноваться, бороться за победы – поэтому да, вероятно, я бы согласился».
Но раньше «Ред Булл» вообще не рассматривал Феттеля из-за требований по зарплате?
Все верно: с самого объявления о разводе №5 и «Феррари» журналисты раз за разом спрашивали у Марко насчет будущего Себа – и постоянно получали один и тот же ответ: австрийская организация не может позволить себе двух топ-пилотов с именем чисто по финансовым соображениям.
«Мы не можем и не хотим позволить себе такой альянс с точки зрения денег, – твердил консультант программы «Ред Булл». – Контракт Феттеля будет стоить очень дорого».
Однако в понедельник Себ пришел на интервью ServusTV – «дочке» австрийской компании – и рассуждал о своем положении в «Формуле-1» в присутствии доктора Марко, босса основной команды Кристиана Хорнера, Ферстаппена и Гасли. И при всех основных боссах «Ред Булл» (за исключением Матешица – но он явно наблюдал за шоу по телевизору) Феттель открыто и понятно отмел все возможные преграды с финансовой точки зрения.
«Деньги – вообще не основа для моих решений, – заявил четырехкратный чемпион мира. – Когда ты гоняешься в «Ф-1» достаточно долго – как я – и ты достаточно успешен, то получаешь определенную финансовую независимость. Так что [деньги] не стали бы препятствием».
Других препятствий шефы «Ред Булл» пока не высказывали – а Макс Ферстаппен вообще не увидел каких-либо проблем в возможном напарничестве с Феттелем.
«Два пилота-победителя в одной команде – это может сработать, – признал №33 в эфире все того же шоу на ServusTV. – У меня не было бы проблем с Себом в качестве напарника. Это не должно стать проблемой. Каждый пилот хочет побеждать».
Возможно, слова Макса – выражение нового мнения концерна, которое предложили озвучить именно гонщику, чтобы обстоятельства не выглядели как поиск замены Алексу Албону уже после первого Гран-при. Дополнительное давление на тайца сейчас команде совершенно ни к чему – потому и Гельмут Марко как бы опроверг возможность трансфера, напомнив о наличии тайского пилота на контракте. Но старый австриец точно так же год назад обещал Гасли весь сезон в основной команде – а после летнего перерыва Пьер отправился обратно в «Торо Россо».
Причем тут второй акционер «Ред Булл», ведь раньше Матешиц запросто решал такие вопросы в одиночку?
Да, ранее Дитрих как СЕО концерна управлял всеми активами по своему усмотрению, но теперь ситуация усложнилась.
Дело в национальности Албона: Алекс – наполовину таец и выступает под флагом азиатской страны. Министерство спорта Таиланда настолько впечатлилось взлетом №23 в прошлом году, что даже запустило особую программу по повышению узнаваемости пилота среди всего населения: о гонщике рассказывают в школах и по местному ТВ. В планах – охват 80 процентов жителей.
Естественно, тайским совладельцам «Ред Булл» (с контрольным пакетом акций, на минуточку) абсолютно точно нравится поворот дел в «Формуле-1»: благодаря гонкам мнение об их бизнесе на родине стремительно улучшается, а государство фактически проводит бесплатную рекламную кампанию продукта. На трассе Албон тоже пока намного лучше прошлогоднего пилота «Ред Булл» Пьера Гасли – он меньше проигрывает Ферстаппену и не боится атаковать именитых соперников. Формально понижать его обратно в «Альфа Таури» пока нет причин – либо Алекс и правда должен резко сдать, либо у Матешица должны найтись аргументы посерьезнее.
Прежде всего нужно понимать: «Ред Булл» – не чисто гоночная организация. Она занимается производством и продажей энергетиков, а все остальные активности для них – лишь реклама, маркетинг и пиар. Любое событие внутри австрийской спортивной империи делается и рассматривается исключительно с точки зрения медийной отдачи – будет ли бренд мелькать рядом с одобрительной или негативной реакцией.
Однако понижение Албона без веских гоночных причин вряд ли получит одобрение среди болельщиков и зрителей. Хотя нежелательную реакцию может перекрыть грандиозный и громкий трансфер Феттеля. Здесь потери не выглядят катастрофическими.
С другой стороны, рекламный потенциал Таиланда – 70 миллионов человек против сотни миллионов в зоне «Германия-Австрия-Швейцария». В Европе живут более обеспеченные потребители, да и перевод Албона в «Альфа Таури» не значит одномоментную потерю азиатского рынка: скорее благодаря Феттелю «Ред Булл» может вернуть интерес к себе в германоязычной области – ведь больше в пелотоне гонщиков из этого региона нет.
Особенно сбалансированно выглядело бы решение дать Алексу всего год без давления топ-команды для наработки наката: после года с Себом возвращение тайца в основу и (возможные) более качественные результаты от №23 выглядели бы настоящим триумфом и еще одной медийной бомбой. С точки зрения бизнеса подобные перестановки точно имеют смысл.
Квят тогда, похоже, и правда все. У него вообще не осталось альтернативных вариантов в «Формуле-1»
Похоже, главным проигравшим от грядущей многоходовочки окажется именно российский пилот: именно его Ниммерфоль называет однозначным претендентом на потерю места гоночной программе.
Почему именно №26, а не его напарник? Вряд ли из-за выступлений на треке: все-таки Даниил пока провел слишком мало совместных гонок с Пьером Гасли, чтобы определить однозначно лучшего. Пока понятно только одно: француз быстрее на одном квалификационном круге, а россиянин лучше обгоняет и управляется с шинами на длинных отрезках.
Возможно, выбор между ними продиктует новая сущность «Альфа Таури»: теперь дочерняя команда «Ред Булл» рекламирует бренд модной одежды – и Гасли все-таки намного больше подходит на роль стильной модели. У него многие фото из инстаграма – и так словно с профессиональных фотосессий, и №10 смотрится намного фотогеничнее.
Вне зависимости от причины вылета из «Альфа Таури» Квята ждет тупик: в «Формуле-1» просто нет свободных мест. В «Мерседесе» – и так трое претендентов на два кокпита, в «Феррари», «Макларене», «Рейсинг Пойнт» и «Рено» все занятно как минимум на два сезона, «Хаас» и «Уильямс», похоже, займутся поисками рента-драйвера, а в «Альфа Ромео» пока не определились с Райккореном и Джовинацци – и в случае появления места туда скорее возьмут Мика Шумахера или Роберта Шварцмана из «Ф-2».
Еще два месяца назад лучшим (да и единственным) вариантом победа из «Ред Булл» для Квята виделась именно «Рено», однако опция закрылась с возвращением Алонсо. Теперь у Даниила остается лишь одна дорога по сохранению места в «Формуле-1» (впрочем, она никогда не теряла и не потеряет актуальности): собраться и порвать Гасли во всех ближайших гонках, чтобы начисто уничтожить саму идею выбора между ними. В противном же случае №26 ждет второй вылет из Гран-при – но только если вся остальная многоходовочка с трансферами сработает как надо.
Фото: globallookpress.com/Hoch Zwei/ZUMAPRESS.com, Pool/COLOMBO IMAGES, s04/ZUMAPRESS.com
Ну во-первых Ниммерфольд, очевидно, говорит то, что ему передает сам Себ. А Себ сейчас явно выпрашивает место. Вы как-то обошли стороной тот момент, что Феттель и к розовым готов пойти. Далее, вы забыли упомянуть, что вообще-то Макс потом уже сказал что-то в духе: "Ну Себастьян сидел рядом, я сказал это из вежливости, но меня вполне устраивает Алекс".
Ну и аргумент, что Гасли более фотогеничен, конечно, эпичен)
Гхм. Да, о чём бишь статья?
Думаю, Феттель не настолько выгодный с медийной точки зрения пилот, чтобы его приглашение в РБ было выгодно. Да, четырёхкратный чемпион, но со стремящейся к нулю харизмой. Это не Хэм, не Макс, даже не Алонсо, приглашение которого в "Рено", пусть и глупость несусветная с точки зрения будущего команды при наличии сверхталантов в молодёжной программе, всё же куда более громкая новость.
В Германии сейчас интерес к гонкам невелик; гран-при пропал из календаря, толковых молодых пилотов (если не считать переоценённого Мика, албанца Зендели и привлекающую только своим полом Флёрш) - нет. Это не тот рынок, за который нужно бороться. А ЮВА не ограничивается одним Таиландом. Будет гран-при Вьетнама, где Албон наверняка получит сумасшедшую поддержку, да и в прочих странах региона тоже можно продвигать тайца.
Ну, это ж Таиланд... Если понимаете, о чем я)))
Он и по гоночным меркам достойный пилот, без такого давления, как у быков, может он бы и расцвел еще больше. Мне кажется, что его проблемы можно исправить работой с опытным в прошлом гонщиком вроде Кими. Там больше боязни ошибиться и психологии, чем пробелы в мастерстве.
- Я от Матешица, теперь я тут главный!
А Макс в ответку:
- А мне по#
Бац-бац, и 2 болида всмятку. Занавес! =))
Нагнуть тайскую семью будет сложнее, но тоже реально. Может, им даже понравится (кто бывал в Таиланде - меня поймёт)))). Отправить тайца в хвост пелетона - дело техники (буквально!). Мы прекрасно помним, как именно Росберг получил чемпионский Титул.
Да и сами Быки в таком мутном болоте чувствуют себя, как рыба в воде. Достаточно посмотреть на разительные перемены с Гасли. Когда нужно было освободить место в РБ для земляка владельцев 51% акций, он пас задних. Теперь Пьеро "вдруг" полетел.
И Даня Квят уже не раз проходил через подобные финты. Стоило ему уступить место Ферсу, как у болида резко и напрочь исчезли проблемы.
Но всё же, всё же .... В паддоке уже давно и неприкрыто смеются над Быками: и над их кадровой политикой с их же молодёжной программой, и над их способностью "соблюдать" собственные же контракты, и особенно над их умением "держать слово купеческое".
Я как-то сильно сомневаюсь, что обадва - и Марко, и Хорнер, - сильно горят желанием в очередной (!) раз выставить себя безвольными балаболами, от которых в конюшне не зависит ровным счётом ничего.
А это значит .... Походу, вся эта шумиха - лишь дымовая завеса, основной целью которой является привлечение внимания сразу к 2м (!) брендам. Ну, а заодно и проводить восвояси Фитиля, со слезами и по-отечески. И 51% здесь железобетонный аргумент.
Потому что 2й вариант - устроить раздрай в команде, и запустить процесс на сворачивание программы в Ф1 - видится мне совсем уж сюрреалистичным.
имхо))))
Просто в голос)) Рубанков, хватить чушь нести!
То есть я верю, что персофан Фитиля - Матешиц хочет провернуть такой трюк, но сомнительно, что ему это позволят тайцы и Макс.
Утверждается, что Матешиц априори не мог предложить Тефтелю вернуться, т.к. деда сильно разозлил уход Тефтеля в Скудерию. Бегство, если называть вещи своими именами.
Нелишним будет вспомнить детали той громкой рокировки. Бергер открытым текстом пишет, что Тефтель мог сам, специально слить Дэну Рикьярдо, чтобы активировать нужный пункт контракта, предусматривающий его расторжение (или непродление, это уже детали)
Тогда такой финт Тефтеля застал врасплох стойло Быков, а Хорнеру и Марко пришлось в срочном порядке решать кадровые вопросы. О спешке свидетельствует и то, что из пилотов, сменивших Риккардо и Тефтеля, сегодня в РБ не осталось никого.
Но всё же, любопытно будет посмотреть, чем закончатся такие прыжки с пируэтами в Большом Цирке :))
А может Дане на пользу эти разговоры о его потере места в системе быков? Квят совсем молод, моложе Джовинацци, а уже имеет огромный опыт. Может ему нужно подумать заранее про другие варианты, поискать спонсоров? Взять консультации у опытного стабильного пилота вроде Кими или Массы, как держать себя в руках, бороться с недостатками? В конце концов вспомнить, что его менеджер далеко не последний чел? Провести работу по повышению узнаваемости среди публики и в русскоязычных странах?
-------------------
Картина маслом:
Меняем Албона на условного Роберта Шварцмана. Представим себе, что Шварцман имеет поддержку крутого олигарха, доехал до Ред Булла а по России 1 и Первому Шварцмана раскручивают по самый диппёрпл.
Крутой олигарх владеет 51% Ред Булла (компании, не команды). И вот освободился Феттель. Приходит, значит, Матешиц к условному Ротенбергу и говорит: "Мужик, тут такое дело, надо Феттеля подписать, а твоего парня мы возвращаем в Торо Россо. Я знаю, ты у нас главный акционер, но ты же не будешь возражать?".
Внимание, вопрос: что же ответит олигарх?) Памятка: помним, что на сайте работает модерация!
И, так как Албон уже показал практически весь свой потенциал, пора задуматься о переходе в Индикар, Формулу-Е, гонки на выносливость итд. итп. И освободить место для действительно талантливого пилота.