12 мин.

Красивые города ждут «Формулу-1»

Гонки могут стать главной достопримечательностью.

Новые американские владельцы «Формулы-1» не зря сравнивают крупные городские Гран-при с Супербоулом. Ведь привлечение местной и туристической публики на заезды по известным на весь мир улицам выглядит намного интереснее, чем вояж в чистое поле на стационарные трассы. Так просто удобнее с точки зрения инфраструктуры и логистики, можно получить больше прибыли и оставить более глубокое впечатление. Последние успехи Баку доказывают, что за гонками в городах — будущее.

Неудивительно, что за полгода работы нового руководства во главе с Чэйзом Кэри появилась куча слухов и планов о проведении Гран-при «Формулы-1» в различных мегаполисах.

Лондон

Еще Берни Экклстоун считал, что гонка в столице Великобритании может стать самой прибыльной в истории Королевы автоспорта и затмить посещаемость Монако, Сингапура и уж тем более любой стационарной трассы. Доход от проведения каждого лондонского Гран-при теоретически способен превысить 500 млн долларов и стать одним из самых финансово успешных спортивных событий в мире.

До недавнего времени любые гонки по столице Объединенного Королевства запрещал Закон о городском движении, но промоутеры электрической «Формулы-Е» смогли протолкнуть поправки к нему и организовать несколько своих этапов под сенью Биг Бена. Эти же изменения помогли боссам «Ф-1» устроить шоу F1 Live в июле текущего года — что позволяет надеяться на дальнейшие законодательные инициативы, направленные на снятие барьеров перед гонками. Содействие со стороны городских властей возможно: мэр Лондона во всеуслышание заявил о готовности к переговорам. Момент выбран удачный – «Сильверстоун» прервал действие контракта на проведение Гран-при Великобритании с 2019 года в надежде получить более выгодные условия, так что дирекция «Формулы-1» теперь вольна выбирать.

Существует ли план трассы?

Банк «Сантандер»уже выражал желание быть спонсором гонки и даже сделал промо-видео.

Копенгаген

Как оказалось, лаврам неожиданного успеха последней гонки в Баку позавидовали в красивой и вроде бы туристически успешной Дании. Да-да, в той самой стране, где несколько лет назад ни единая компания не нашла спонсорской поддержки для выступлений Кевина Магнуссена в «Формуле-1». Теперь они хотят свой Гран-при, и о чудо — даже королевская семья и бизнес-сообщество выразили первичное согласие.

Главным драйвером проекта стал Ларс Кристенсен, бывший глава и акционер Saxo Bank. Он уже успел встретиться с Чейзом Кэри, после чего выбрал в качестве ориентира 2020 год и обещал найти инвесторов в течение полугода. Поддерживают проект и оба Магнуссена — самые успешные датские пилоты «Формулы-1».

В целом из-за популярности Копенгагена среди туристов про него можно сказать почти все то же самое, что и про Лондон — если правильно привлечь внимание аудитории, доходы выйдут знаменательными. Проблема заключается в местной публике, которая не особо заинтересована в гонках — что и показал безуспешный поиск спонсоров для КейМага. Мэр Копенгагена на данный момент тоже не разделяет энтузиазма банкира и еще не выразил поддержки проекту — сперва муниципалитет хочет рассмотреть перспективы со всех сторон.

Существует ли план трассы?

Разработал эскиз трека известный гоночный архитектор Герман Тильке.

Нью-Джерси

Единственный этап, который теоретически способен затмить любой другой по доходам и посещаемости. Неудивительно, что Берни Экклстоун несколько раз включал Нью-Джерси в предварительный календарь «Формулы-1» – но все сорвалось из-за местного промоутера, который так и не довел подготовку трассы до конца.

Конечно, новые американские владельцы гоночной серии просто не могли не попробовать устроить заезд в одной из туристических столиц мира. Логичное решение: трудно представить более подходящий способ активировать местный рынок и привлечь фанатов, потому среди всех возможных хозяев Гран-при Америки приоритетным называют именно Нью-Джерси. Возможное препятствие только одно: проект требует огромных инвестиций, которые в условиях отсутствия исторических прецедентов могут оказаться рискованными. При этом десятилетний контракт с властями штата подписан еще в 2013 году, и губернатор положительно отзывается о мероприятии, прогнозируя посещаемость в районе ста тысяч человек.

Существует ли план трассы?

Герман Тильке приложил руку и к этому проекту. Но главная проблема автодрома не имеет к немцу никакого отношения: если внимательно посмотреть на план, можно увидеть трибуны, которые расположены на территории залива Гудзон. Для их возведения необходимы уникальные дорогостоящие понтоны — и здесь-то и таятся главные финансовые риски проведения Гран-при.

Бангкок

Ночная гонка в столице Таиланда должна была пройти в 2014 или 2015 году, собрать те же сто тысяч человек и затмить собой соседний Гран-при Сингапура. Все взносы перечислили, трасса согласовали, нашли спонсоров и даже начали рекламную кампанию, но вмешалось правительство страны. Оно приняло закон, запрещающий автогонки по историческому центру города, Гран-при отложили и предлагали перенести либо на остров Пхукет, либо на трассу «Чанг» в Бурираме, но инвесторы не выразили заинтересованности.

Вопрос снова поднял в интервью исполнительный директор «Макларена» Зак Браун (которого прочат в будущем на управляющую должность всей «Формулы-1»). По его словам, такие шоу в Азии, как Гран-при Бангкока, могут принести серьезный коммерческий успех гоночной серии и бесконечную любовь местной публики. Слова Зака стоит воспринять всерьез — если он в самом деле перейдет на работу в «Ф-1», то вполне может вернуться к реализации интересных ему проектов. К тому же, календарь с 2018 года потерял соседнюю Малайзию, а значит, освободилось место под гонку в Юго-Восточной Азии – возвращение к тайскому варианту выглядит вполне логично.

Существует ли план трассы?

Разработана (а потом и забанена) Министерством спорта Таиланда совместно с ФИА и местной Королевской автомобильной ассоциацией.

Лонг-Бич

Еще один город, попавший в пул возможных претендентов на новый американский Гран-при — с тем лишь отличием, что «Формула-1» здесь уже проходила, как раз в свой«золотой период» (с 1976 года по 1983-й). После трасса тоже не простаивала: на Лонг-Бич приходилось много классных этапов «Индикара», а однажды сюда заглянула даже «Формуле-Е» – так что крупных инфраструктурных инвестиций трек не требует, все готово.

Теперь же муниципалитету нужно решить, какие гонки выбрать – «Формулу-1» или «Индикар». Контракт с американской серией истекает в следующем году, потому городские власти заказали исследование, которое должно определить степень выгоды от проведения Гран-при каждого из чемпионатов. Так что судьбу калифорнийского этапа решит не вкусовщина, а экономика с математикой.

Существует ли план трассы?

Лас-Вегас

Именно «город грехов» занимает второе место (после Нью-Джерси) в шорт-листе Liberty Media для проведения Гран-при Америки. Поддерживают идею и боссы команд. Все выглядит логично: в Лас-Вегас каждый день приезжает огромное количество туристов, а спортивных объектов практически нет (лишь в этом году появился клуб НХЛ «Голден Найтс»). Потому ночная гонка высшего уровня может стать настоящим пиршеством фанатов, маркетологов и прибыли. Дирекция «Формулы-1» ведет переговоры с муниципалитетом города, но там не в восторге от идеи.

Вся философия Вегаса построена на легком перемещении внутри города между достопримечательностями и казино. Гран-при же заблокирует половину главных дорог и вряд ли привлечет достаточно посетителей, чтобы компенсировать финансовые потери (скорее сами гонки хотят воспользоваться текучкой публики, чтобы продать билеты). Вегас не нужно продвигать по всему миру — о нем и так знает почти каждый человек на планете. При этом предыдущие Гран-при в 80-х получились так себе: трек сравнивали с картодромом, а ужасная жара не лучшим образом сказалась на пилотах, болидах и болельщиках.

Существует ли план трассы?

И правда, какой-то картодром.

Майами

Еще один крупный американский город, с которым ведут переговоры владельцы «Формулы-1». Но, сказать по правде, выглядит этот вариант даже сомнительнее всех остальных: Гран-при сюда никогда не добиралась, никаких контрактов или соглашений не подписано, да и мнение муниципалитета не очень понятно. Только в 2015 году сюда заглянула «Формула-Е», да и то лишь на разок.

Существует ли план трассы?

Главная мистерия возможного проекта. В городе есть автодром-овал, на котором проводятся заезды «Индикара», и он может немного трансформироваться, благодаря чему станет похожа на старые этапы «Ф-1» в Индианаполисе – то есть потеряется уникальность обстановки и всякий смысл в красивых декорациях. А трасса электросерии не особо подойдет Королеве автоспорта — слишком много прямых и узких поворотов.

Рио

Автодром имени Нельсона Пике с непроизносимым названием «Жакарепагуа» уже принимал десять Гран-при «Формулы-1» в 70-80-х гг. (и бразильский чемпион дважды на них побеждал, кстати говоря). В данный момент трасса частично демонтирована (ради олимпийских объектов), но даже в таком состоянии у нее есть шансы получить гонку после истечения контракта «Ф-1» с «Интерлагосом» в 2020 году. Финансовые дела Гран-при Бразилии уже давно оставляют желать лучшего, и трек в Сан-Паулу может просто обанкротиться. Мэр города не горит желанием допускать приватизацию трассы, но и финансовые перспективы при муниципальном владении крайне туманны.

В таком случае единственный город, проявивший заинтересованность в «Формуле-1» – Рио.

Хошимин

После ухода Малайзии из календаря взор дирекции «Ф-1» может пасть не только на Таиланд. Например, крупнейший спонсор гоночной серии «Хайнекен» заявил о желании привезти Гран-при во Вьетнам — где как раз осчастливили Хошимин первым треком в истории страны. Причем наличие возможных партнеров для заезда уже на стадии обсуждения идеи подтолкнули Чейза Кэри к диалогу с Ханоем — ведь в Южно-азиатском регионе действительно наблюдается повышенный спрос на «Формулу-1», и такой шанс было бы глупо упускать.

Берни Экклстоун рассказывал, что уже отклонял предложение вьетнамцев о проведении Гран-при, но тогда в календаре и так был полный комплект азиатских гонок, а в инициативе не было никакой конкретики. Теперь же в восьмимиллионном Хошимине есть свой автодром, потому отсутствие гоночных традиций легко восполнится ажиотажным спросом.

Существует ли план трассы?

За месяц до открытия трек выглядел вот так, но конфигурация кажется слишком компактной, и, по заявлениям ФИА, не подходит для «Формулы-1». Вряд ли его будут дорабатывать, так что по ходу продвижения переговоров, скорее всего, проложат новую трассу по улицам мегаполиса.

Фото: Global Look Press/l94/ZUMAPRESS.com, Gilles Barbier, Carsten Reisinger; populous.com; jyllands-posten.dk; thanhniennews.com; Global Look Press/l94/ZUMAPRESS.com, Gilles Barbier, Carsten Reisinger, Christian Zappel, Jochen Tack, eyeclick; jyllands-posten.dkthanhniennews.com; REUTERS/Eduardo Munoz; Gettyimages.ruRobert Laberge