7 мин.

Владимир Родионов считает, что он развивает российский баскетбол. Так ли это на самом деле?

Чтобы баскетбольное межсезонье не было скучным, президент «Автодора» Владимир Евстафьевич Родионов решил, что даже в 73 года можно быть в тренде – устроил интернет-баттл президенту РФБ Андрею Кириленко.

В последнем на данный момент публичном обращении президент саратовского клуба заявил, что делает ставку на молодежь, успех резервных сборных непрерывно связан с «Автодором», а добиваться результата клуб вынужден исключительно за счет легионеров.

Но это не совсем так.

«В «Автодоре» мы с удовольствием делали и продолжаем делать ставку на молодежь»

В чемпионате Сербии и в Адриатической Лиге участвует клуб «Мега», который славится тем, что делает ставку на молодежь и является буквально главным поставщиком талантов в топ-клубы Европы и команды НБА. За последнее десятилетие там успели поиграть Никола Йокич, Гога Битадзе, Ивица Зубац, Тимоте Луваву-Кабарро, Василие Мичич, Неманья Дангубич и многие другие игроки, которые были выбраны на драфте НБА и сегодня играют на самом высоком уровне.

При этом в каждом сезоне в составе команды было подавляющее число баскетболистов не старше 23 лет.

Сезон 2019/20 – 16 из 21. Их них 5 игроков проводили в чемпионате Сербии более 20 минут в среднем за матч.

Сезон 2018/19 – 17 из 19. Из них 7 игроков проводили в чемпионате Сербии более 20 минут в среднем за матч.

Сезон 2017/18 – 19 из 22. Из них 6 игроков проводили в чемпионате Сербии более 20 минут в среднем за матч.

Переносимся в наши реалии. «Автодор», команда, позиционирующая себя как лучший вариант для молодых игроков. Смотрим на количество молодых баскетболистов (до 23 лет) и в два раза снижаем планку по игровому времени.

Сезон 2019/20 – 6 из 18. Из них 2 игрока проводили в Единой Лиге ВТБ более 10 минут в среднем за матч.

Сезон 2018/19 – 7 из 18. Из них 1 игрок проводил в Единой Лиге ВТБ более 10 минут в среднем за матч.

Сезон 2017/18 – 9 из 19. Из них 1 игрок проводил в Единой Лиге ВТБ более 10 минут в среднем за матч.

Возможно, сравнивать «Автодор» с «Мегой» - то же самое, что пытаться сравнить Никиту Михайловского с Лукой Дончичем. Но даже при этом ясно, что никакой ставки на молодежь в Саратове нет.

Скорее наоборот, количество молодых игроков в команде уменьшается, кто-то уходит, кто-то преодолевает этот условный порог в 23 года. В сухом остатке – один лишь Никита Михайловский, которого в Саратове считают главной надеждой российского баскетбола.

«Говоря о перспективах Михайловского, Кириленко забыл упомянуть, что Никита находится в нашей системе подготовки»

Фраза «перспективы Никиты Михайловского» все ближе приближается к народному мему, чем к баскетбольным реалиям.

У главной надежды «Автодора» получился неплохим сезон-2018/19, но скорее, не вопреки, а благодаря.

Благодаря отсутствию реальных конкурентов он стал лучшим молодым игроком года в Единой Лиге ВТБ, набирая 5,5 очка за матч (ближайший преследователь - Георгий Жбанов из «Нижнего» с 4,1 очком за игру) .

Благодаря травме Шведа и решению Лиги он попал на Матч всех звезд Лиги ВТБ. Разумеется, это был большой аванс.

Мы даже поверили, что в российском баскетболе действительно появилась новая звезда. Не искусственная, а та, что будет сражаться со всеми этими Йокичами, Антетокунмпо и Порзингисами на площадках НБА через несколько лет.

Спустя год никаких ожиданий уже нет.

Михайловский отозвал свою кандидатуру с драфта НБА в прошлом году и не стал выставлять ее в этом. Вместо прогресса он вошел в период стагнации и в сезоне-2019/20 не удивил баскетбольную общественность ничем новым по сравнению с сезоном-2018/19.

Он стал лучше бросать трехочковые, но его общий процент попаданий с игры катастрофически упал – с 47,5% до 39,4%. Снизились показатели подборов, перехватов и процент штрафных, выросло количество фолов.

Упало и доверие к Михайловскому как к личности со стороны некоторых болельщиков и игроков. Молчаливый и стеснительный с прессой Никита выдал вот такую сторис в Инстаграме после неудачного Финала восьми молодежной Лиги ВТБ в прошлом году:

«Все успехи резервных команд последних лет неразрывно связаны с воспитанниками «Автодора»

Финал восьми молодежного чемпионата – еще один показатель, по которому можно судить об успехах команды в плане развития молодежи. На решающий этап все клубы (особенно «Автодор») привозят сильнейшие составы и сражаются за звание лучшей команды Единой молодежной Лиги ВТБ.

Смотрим результаты за последние 5 лет. У ЦСКА-2 – 4 победы, у «Химок-2» - 1 победа, у «Автодора-2» - 0 побед.

В 2016 году на финальный этап в Самару «Автодор-2» приехал в максимально боевом составе. Из основы подтянули Артема Клименко, из Суперлиги вернулись на финальный этап Алексей Точилкин и Виктор Кашин, а возглавил всю эту банду лично Владимир Родионов. Но даже наличие вроде бы доминирующего центрового не спасло саратовский клуб от поражения в финале. Армейцы выиграли с преимуществом в 2 очка (67:65) за счет Михаила Кулагина и Антона Астапковича, которые тогда и так проводили больше матчей в молодежном, чем в основном первенстве.

В 2019 году история повторилась. На Финале восьми в составе «Автодора-2» была троица Михайловский-Квитковских-Петенев, но этого оказалось недостаточно даже для выхода в финал. В полуфинале саратовцы уступили «Химкам-2» (78:94), а в матче за 3-е место были разгромлены «Самарой-2» (65:91).

Отсюда можно перейти к успехам резервных сборных, которых в последние годы было два: 4-е место на U18 в 2018 году и 4-е место на U16 в 2019 году.

На U16 в 2019 году не было ни одного баскетболиста из Саратова.

На U18 в 2018 году Никита Михайловский действительно был лучшим игроком того состава и заслуженно попал в символическую сборную турнира, Антон Квитковских выполнял много черновой работы, но в числе важных и значимых баскетболистов того состава также были Александр Ершов (ЦСКА), Александр Щербенев («Локо»), Дмитрий Кадошников («Химки») и Макар Коновалов (ЦСКА). Тем не менее, президент «Автодора» приписал тот успех исключительно саратовскому клубу.

«Такого количества игрового времени молодежь не получает ни в одном другом клубе!»

Это правда. В остальных клубах есть свои талантливые баскетболисты, некоторые игроки уже имеют опыт выступлений в Евролиге и Еврокубке, но их игровое время ограничено. Тем не менее, это прикрытие того факта, что в саратовском клубе российские игроки получают меньше всего игрового времени.

В «Автодоре» молодежью являются почти все российские баскетболисты, в других клубах Лиги ВТБ многим игрокам с российским паспортом от 25 лет и больше. Они либо собираются выйти на пик карьеры, либо уже на нем находятся, получая достаточно игрового времени и имея существенную роль в команде.

Например, у «Нижнего Новгорода» в этом сезоне российские игроки провели на паркете 2297 минут, у «Химок» - 1587 минут, у «Пармы» - 1508 минут, у «Енисея» - 1394 минуты, у «Зенита» - 1340 минут, у ЦСКА (без учета Боломбоя) – 1279 минут, у «Локо» - 1175 минут, у УНИКСа – 1149 минут.

«Автодор» – единственная команда, не дотянувшая даже до 1000. Все российские баскетболисты сыграли в сумме 898 минут. Из них – 335 у Никиты Михайловского.

При этом во всех российских клубах – кроме «Автодора» - есть хотя бы один игрок, выступавший за сборную России на Кубке Мира 2019 или в отборочных матчах к Евробаскету 2021.

«Мы вынуждены добиваться результата за счет легионеров»

Отсутствие сборников и понимание того, что молодые игроки еще не способны стабильно давать желаемый результат, заставляют «Автодор» изменять своей же стратегии и делать ставку на иностранных баскетболистов.

Чтобы добиваться результата. Но «Автодор» последний раз был в плей-офф в 2018 году.

В сезоне-2018/19 саратовский клуб выиграл всего 9 матчей регулярного сезона (34,6% побед, 11-е место), в сезоне-2019/20 – 5 матчей (27,8% побед, 12-е место).

За эти два года в Саратове побывало множество невнятных легионеров. Многие из них не сыграли даже 5 матчей за клуб – Джеки Кармайкл (1), Мухаммад Фэй (2), Рэйвонте Райс (2), Каспарс Берзиньш (2), Тобин Карберри (3), Райан Боутрайт (4), Маккензи Мур (4).

При этом команда отпустила Артема Забелина и не подписала ни одного российского игрока из Единой Лиги ВТБ.

***

Владимир Родионов – действительно известная (для многих - одиозная) личность в российском баскетболе, который действительно пытается развивать его в регионе. Но факт-чекинг – тоже важная штука, и здесь цифры не на стороне «Автодора» уже последние несколько лет. 

Фото: Flickr Единой Лиги ВТБ.