4 мин.

Псих Сопровождение.. продолжение)

итак, моя рекомендация по организации отечественной системы Психологического Сопровождения (далее ПС) №

3. Для реализации системного подхода следует создать условия для психологической подготовки на протяжении всего соревновательного цикла, потому как нервная система - это СЛОЖНЕЙШАЯ система организма!

Это означает, что психолог должен быть активным участником на всех этапах подготовки - от базового периода до восстановительного, а не только на кануне соревнований, когда уже бывает поздно что-либо изменять. Особенно актуально это условиеп подготвки Олимпийского резерва, т.е. при долгосрочном планировании тренировочного процесса.

4. Перед психологом нужно ставить конкретные задачи и добиваться внедрения в тренировочный процесс его предложений, за которые он, естественно, несет ответственность. Психолог должен быть полноправным членом тренерского штаба.

К сожалению, сегодня некоторые тренеры, даже допустив психолога к спортсмену, игнорируют его рекомендации. Конечно, не всегда уровень квалификации приглашенного специалиста,соответствует поставленной задаче, но это повод для замены психолога, а не отказа от псих подготовки!!

Типичными задачами психолога, которые перед ним ставит тренер, могут быть следующие: снижение уровня тревожности, освоение методов психорегуляции, оценка готовности к соревнованияям, развитие конкретных псих качеств - внимания, реакци и т.п.(подробнее приведу ниже)

5. Обязательно (!!) следует организовать обратную связь с тренерами и спорстменами для оценки эффективности ПС. Критерий работы  спортивного психолога - выступление спортсмена на соревнованиях. 

Без доверия со стороны тренеров и спортсменов эффективной работы психолога не получится, а это возможно только в том случае, когда конкретный специалист будет не навязан решением чиновника, а выбран и поэтому востребован самими участниками тренировочного процесса.

Психологические проблемы, возникающие при подготовке спортсменов, требует различных форм своего решения - от групповых обсуждений до конфеденциальных бесед на самые интимные темы. Далеко не вся информация, полученная психологом от спортсмена, может быть передана другим людям, но учет ее в процессе подготовки и выступленния порой имеет принципиальное значение.

6. Важно организовать систематический обмен опытом и оперативное распространение инноваций. Любой специалист обязан развиваться сам и готовить учеников!

На современном этапе развития техники квалифицированную консультацию можно получить из любой точки мира и ничем нельзя оправдать нежелание совершенствовать проф мастерство. В "большом" спорте остановка сегодня - это отставание завтра.

Мастерство в любом деле приходит с опытом работы, но с опытом приходит и шаблонность мышления, т.е. у специалиста "замыливается глаз". Для подготовки спортсмена в условиях повышенной конфликтности и непредсказуемости соревновательной борьбы нет мелочей, игнорирование внешне незначительного фактора может стать причиной поражения. Поэтому творческий поиск новых методов и решений в спорте жизненно необходим, а постоянное экспериментирование должно осталвять право на ошибку, что, впрочем, не снимает ответственности за нее. Ответственность за результат выступления - это многогранная проблема, которая требует отдельного обсуждения, но в любом случае она должна распределиться между всеми участниками подготовки. А передать основы мастерства спортивного психолога можно только в сочетании теории и практики, обучая будущих специалистов в тесном контакте с юными спортсменами ДЮСШ, УОР, клубов и т.д..

7. При долгорочном планировании тренировочного процессаважно предусмотреть преемственность специалистов, чтобы переход на новый уровень (клуб, сборную команду, возрастную категория и т.п.) не нарушал системы ПС конкретного спортсмена.

Такая преемственность может быть обеспечена единообразием требований специалистов. В сфере психологии - это диагностические процедуры, методы регуляции психических состояний, развития качества и т.д.

 

При существующем разнообразии псих подходов для реализации преемственности в псих подготовке необходим координирующий центр, но созданный не по административному, а по профессиональному признаку. Таким центром могла бы стать ассоциация спортивных психологов, исследовательская лаборатория при НИИ, ИФК или отдельной федерации, но сегодня ни в Росии, ни в Беларуси ее фактически нет. В идеальном варианте у каждого спорсмтена должна быть индивидуальная психологическая карта спортсмена (по аналогии с мед картой), где отмечались бы, например, результаты диагностики, хронология вытсуплений, динамика псих состояния и т.п.

 

с Позиции методики ПС не отличается от любой другой подготовки - физической, технической, функциональной и т.д., ее основные закономерности изучены и многократно подверждены еще в советский период. Но псих подготовка имеет свои формы и средства, а так же способы и критерии оценки, которые далеко не всегда так очевидны, как в других направлениях тренировки. Привожу основные виды деятельности психолога в процессе псих подготовки:  

1. Оценка текущего уровня психологической подготовленности (базовая психодиагностика).

2. Разработка индивидуальной программы воздействий (программирование подготовки).

3. Организация обратной связи о состоянии (мониторинг и оперативная диагностика).

4. Применение при необходимости дополнительных мероприятий (коррекция).

5. Создания адекватного психичесого состояния (настройка).

6. Управление психическим состоянием спортсмена в соревнованиях (секундирование).

7. Компенсация негативных последствий (восстановление).

Сегодня в некоторых видах спорта идет работа по отдельным направлениям, но только целостная система позволит в полной мере реализовать потенциал спортсменов и современных научных достижений. Это, как мне кажется, задача первостепенной  важности, на решение которой следует обратить самое пристальное внимание.