2 мин.

Пушкаш и одна скрытая интрига финала ЧМ-1954

Любопытной скрытой интригой финала чемпионата мира 1954 (Венгрия — ФРГ, если кто не знает) было этническое происхождение главных игроков атаки венгерской сборной — Ференц Пушкаш, Нандор Хидекгути и Шандор Кочиш все были дунайскими швабами, то есть тем, что в нацистской Германии называли Volksdeutsche: «люди, не имеющие немецкого гражданства, но чей язык и культура имеют немецкое происхождение». Более того, их имена, данные им при рождении, звучали сильно по-другому: Пушкаш был Пурцзельдом (но, вроде, Ференцем, а не Францем), Нандора Хидекгути звали Фердинанд Кальтенбруннер, а Шандора Кочиша — Александр Вагнер. Самое интересное имеобразование у Хидекгути. Его немецкая фамилия разбивалась на два корня: kalt (холодный) и brunnen (фонтан или источник); Хидекгути же составляется из венгерских hideg (холодный) и kút (колодец) — почти буквальный перевод.

Зачем они переделывали свои имена на венгерский лад? Дело в том, что их юность пришлась на послевоенный период. Пришедшие к власти в Венгрии коммунисты массово выселяли этнических немцев (преимущественно тех самых дунайских швабов) из страны, видя в них пособников проигравшего нацистского режима. Уже в декабре 1945 года вышло постановление, что каждый венгерский гражданин «назвавший себя немцем, поменявший свою фамилию на немецкую или служивший в СС» будет выдворен из страны и перемещен на аннексированные территории Германии. Порядка 30,000 забрали в советские лагеря (преимущественно бывших солдат), более 200,000 (из чуть менее полумиллиона, проживавшего на территории до войны) были вывезены в Германию. 

Талантливым футболистам предложили выбор — уехать или мадьяризироваться. Пурцзельд, Кальтенбруннер и Вагнер выбрали второе и сделали Венгрию одной из сильнейших сборных в истории. К слову, несколько лет спустя, в 1949 году, из страны бежал родившийся в Будапеште Ласлао Кубала — признанный впоследствии болельщиками клуба величайшим игроком Барселоны ХХ века. Немцем он, конечно, не был (у него словацко-венгерско-польские корни), но с новой политикой был категорически не согласен. Кто знает, играл бы он справа в золотом венгерском поколении (его оптимальная позиция правого инсайда дублировалась с Кочишем, но в Барселоне он иногда играл и правого вингера, а там в сборной не то чтобы блистал довольно средний игрок Будаи), не выиграли ли бы они чемпионат мира…

Пушкаш и Кочиш из Венгрии все же уехали, но позже — уже в 1956 году, после неудавшегося антикоммунистического восстания. Из золотого состава с ними поехал и Золтан Цибор — его с Кочишем в Барселоне приютил Кубала, а Пушкаш поехал завоевывать Европу в Мадрид.

Мой телеграм-канал