8 мин.

«Локомотив» снова в групповом этапе ЛЧ - матч с «ЦСКА» оказался решающим

«Локомотив» после поражения «Краснодара» от «Динамо» в 3-й раз подряд напрямую выходит в групповой этап Лиги чемпионов. До прихода Сёмина в 2016-ом болельщики «железнодорожников» могли только мечтать об этом, но теперь участие в главном европейском турнире воспринимается ими как должное (в этом сезоне заслуга Сёмина также велика). 2-е место «Локомотив» оформил победой над прямым конкурентом - «ЦСКА» остаётся лишь бороться за квалификацию ЛЧ.

Николич выставил 4-3-3 с широкой ролью восьмёрок и опорой на фланговые взаимодействия, и это помогло заработать первый пенальти (второй - благодаря стандарту)

При владении Магкеев располагался над центральными защитниками и помогал в продвижении мяча, а Баринов и Крыховяк располагались выше в полуфлангах и имели вариативные роли. Восьмёрки хозяев могли как оставаться ближе к центру и открываться под пас из глубины, так и отходить на фланг и участвовать в комбинациях, формировать треугольники для дальнейшего вывода игрока под навес или прострел, а также попыток входа в штрафную на рывке. Нередко и вовсе Крыховяк или Баринов оказывались на противоположном фланге и уже там предлагали дополнительный вариант для паса или формировали численное преимущество. 

Первый пенальти был заработан как раз в результате смещения Баринова на фланг - Миранчук после паса Игнатьева отдал вперёд по бровке, Дмитрий отыграл Щенникова благодаря умному движению, и после прохода Алексея и его паса в штрафную Эдер получил по ногам от Дивеева. Действия восьмёрок «Локомотива» в этом матче при владении играли ключевую роль. 

Атакующая группа при контроле в центре поля располагалась узко, Мариу и Миранчук, если не были задействованы во фланговых взаимодействиях, находились в полуфланге перед штрафной. Алексей также часто смещался в центр для создания численного преимущества. Это важно, потому что «ЦСКА» без мяча в средней трети жертвовал свободой Чорлуки и Мурило ради перекрытия центра поля «Локомотива» - нападающий ориентировался по Магкееву, Марадишвили и Обляков встречали Крыховяка и Баринова, а крайние нападающие находились в полупозиции между центральным и крайним защитником на своём фланге. Открывания Миранчука могли помочь в продвижении мяча, но он не смог ими воспользоваться в полной мере. 

Во втором тайме Николич выпустил вместо Эдера Жемалетдинова,и тот остался впереди, несмотря на то, что Рифат чаще выходил на фланге, а в нападении мог сыграть Миранчук. Жемалетдинов переместился на более привычное место слева после выхода Фарфана в середине тайма. Остальные замены пришлись на конец игры и мало на что повлияли, да и появления Жемалетдинова и Фарфана не изменили игру в нападении - «Локомотив» большую часть тайма оборонялся и редко выбегал в контратаки. 

Не стоит забывать и про стандарты - хозяева создали голевой момент после подачи Мариу с непрямого штрафного на 5-ой минуте, когда Марадишвили смотрел на мяч и упустил Мурило, Набабкин и Марио ориентировались по Чорлуке, в итоге бразилец остался свободен, но пробил мимо, а решающий пенальти «Локомотив» заработал благодаря той же подаче с непрямого штрафного, и Набабкин сыграл рукой в неочевидной ситуации. Но здесь не было каких-то наигранных комбинаций - обе команды полагались скорее на проверенные подачи в насыщенную игроками зону. 

Без мяча «Локомотив» давал свободу центральным защитникам «ЦСКА», но плотно встречал полузащитников и группу атаки

В начале игры при розыгрыше соперника от ворот «Локомотив» встречал 1-в-1, и Акинфеев вынужден был выбивать мяч вперед, но типичной такую ситуацию не назовёшь (тем более после первого забитого мяча). Хозяева в основном встречали владение «ЦСКА» в средней трети и ориентировались по схеме «армейцев». В привычной 3-4-2-1 у «ЦСКА» Эдер периодически оказывал давление на Дивеева, Мариу и Миранчук находились в полупозиции между латералем и крайним центральным защитником, но не встречали их активно. Баринов и Крыховяк ориентировались по Облякову и Марадишвили, а ниже Магкеев страховал оборонительную структуру (и если кто-то из нападающих «ЦСКА» приходил в его зону, то он играл по нему). Но у гостей было довольно гибкое построение, периодически изменяющееся на 3-5-2 благодаря смещениям ниже одного из крайних нападающих. В таком случае задачи Мариу и Миранчука не сильно менялись, но Эдеру приходилось помимо Дивеева учитывать находившегося за спиной Облякова. Баринов и Крыховяк встречали Марадишвили и одного из крайних нападающих (чаще Влашича) в своём полуфланге, а Магкеев ориентировался по Дзагоеву или Чалову в его зоне. 

На своей половине при более глубокой обороне «Локомотив» выстраивался в 4-1-4-1 с Магкеевым, страхующим полузащиту при проникновении соперника между линиями. В обороне хозяева провели большую часть матча, после первого забитого Миранчуком мяча «Локомотив» и вовсе переключился на игру вторым номером. Несмотря на пропущенный мяч, «железнодорожники» неплохо справились с атакой «ЦСКА», но здесь есть и негативная сторона - контратаки проходили редко, что накладывает отпечаток на впечатление от игры «Локомотива».

«ЦСКА» впереди предложил «Локомотиву» гибкую структуру, активное вовлечение в игру латералей и индивидуальные действия игроков атаки, но до ничьей не хватило совсем немного

При разговоре об игре «Локомотива» в защите нужно затронуть и действия «ЦСКА» в атаке. Я уже говорил о гибкой структуре «армейцев» - основная схема 3-4-2-1, с Обляковым и Марадишвили в центре над защитниками и группой атаки, располагавшейся узко перед штрафной, могла превратиться в 3-5-2 с Влашичем и Марадишвили в роли восьмёрок и вариативной ролью Дзагоева (из-за его движения можно описать схему как 3-5-1-1). Всё это хорошо тем, что хозяевам приходилось периодически перестраиваться и ориентироваться по текущей расстановке соперника. Также подобная вариативность только поощряет индивидуальные действия креативных игроков - Влашич и Дзагоев могли перемещаться по всей финальной трети, отходить ниже для помощи в продвижении мяча и искать свободное пространство, задействуя дриблинг или помогая партнёрам найти более выгодную позицию.

Отдельно стоит выделить влияние латералей на атаку «ЦСКА». Марио Фернандес и Щенников исполняли разные роли при владении, но все они были связаны с игрой в финальной трети. Марио на правом фланге открывался под переводы слева или пас по флангу и через розыгрыши старался выйти на пространство для подачи или прострела, а также сам выводил партнёров на удобную позицию для их исполнения. На фланге Фернандеса часто разыгрывались треугольники и туда смещалась внушительная группа игроков, при этом роль Щенникова во многом зависела от взаимодействия справа. Оборонительная структура «Локомотива» смещалась левее из-за скопления игроков соперника, Игнатьев также играл узко и часто при навесах или прострелах ориентировался по мячу. Этим пользовался Щенников, открывавшийся у него спиной под забросы. В первом тайме было 2 момента с подключением Георгия за спину правому защитнику хозяев, но они не закончились моментами. Всё это позволяет говорить о важности латералей в позиционке «армейцев».

«Локомотив» добыл важнейшие 3 очка в трудном матче с прямым конкурентом и заслуженно напрямую отправился в группу ЛЧ. Но перспективы выступления там в следующем году пока туманны - руководство команды взяло новый курс развития и в межсезонье расстанется со многими игроками основной обоймы, а слухи по новичкам пока очень противоречивы. Николичу предстоит тяжёлый первый полноценный сезон в «Локомотиве», но по нему мы и сможем оценить его тренерские качества. 

Заглавное фото: https://www.sovsport.ru/; фото: пресс-служба ФК «Локомотив».

Подписывайтесь на мой телеграм канал «Футбольное обозрение», где я каждый день пишу небольшие рецензии на актуальные события.

P.S. Извиняюсь за долгое отсутствие, это связано с тем, что в этом году сдаю ЕГЭ , на подготовку к которому уходит почти всё время. Надеюсь, сейчас ситуация изменится и я смогу снова в привычном режиме писать в блог.