6 мин.

Победа Ферстаппена как насмешка над Квятом

Легко быть проницательным задним числом, но большой успех Ферстаппена я ожидал. Начал было писать эту статью еще позавчера, и там про победу Ферстаппена ничего не было, но раз публикую только сейчас - трудно этот факт обойти. Макс большой молодец, что не дрогнул ни разу за гонку, даже под атаками вялого Райкконена, хотя влитая как в рельсы задняя часть болида РБ очень помогала ему на выходах из поворотов.

Про эту победу и выдающиеся качества Ферстаппена напишут и без меня, но я пока вижу что он очень везучий парень. Уступил в квалификации 0,4 десятых напарнику, а в гонке Мерседесы самоустранились, а Ред Булл и Феррари какую-то абсолютно глупую тактику выбрали для Феттеля и Риккардо. Показалось, что Райкконен и Ферст собираются доезжать на медиуме, а их команды решили для первых своих номеров выбрать тактику "жарим на софте, отрываемся от вторых пилотов, едем на пит, жарим на софте опять", но они просто банально затянули пит-стопы Феттелю и Риккардо. Особенно глупо это смотрелось в отношении Феттеля. Полный слив.

Так или иначе, детали забудутся, а победа Макса Ферстаппена в Гран-При Испании 2016 останется навсегда. А его репутация будет безупречна и выигрышна до конца года тоже. И ее хватит и на весь следующий год, как бы он не ехал.

Но вернемся на неделю назад. Уже очень много написано на тему этого обмена Квят-Ферстаппен. Хотелось бы расставить все точки на "ё" на холодную голову.

Чего стратегически хочет "Ред Булл"?

Только одного - побед своих пилотов на своей самовозке, но не так как это у Хэмилтона и Росберга случается последние пару лет, а как у Сенны с Простом было - чтобы ни у кого не было сомнений в том, что за РБ выступают два лучших пилота Формулы-1, а не два самовозника, которым просто повезло больше других - пилотировать болид Ньюи.

Чего стратегически хотят Ферстаппены?

Тут еще проще. Выступать за топ-команду, и одерживать победы, как сегодня.

Каков был расклад еще на конец прошлого года?

Для "Ред Булл" предстоял непростой сезон. Мотор "Рено" не предвещал побед и для Хельмута Марко весь интерес составлял в том, как проведет второй сезон в основной команде Квят, и кто окажется сильнее в паре "Торо Россо". Вполне вероятно, этой четверкой они собирались бы начать и сезон 2017, так как в молодежной программе сейчас проходит такой цикл, что все лучшие кадры уже собраны в Формуле-1, а на подходе один только Пьер Гасли и надо еще посмотреть как он проедет сезон в Гран-При 2.

Для Ферстаппенов задача была следующая: так как ожидалось, что за счет даже прошлогоднего двигателя "Феррари" команда будет смотреть быстрее "Ред Булл", его нужно было свести ошибки к минимуму, опережать напарника по очкам и квалификациям, выдать пару сильных запоминающихся выступлений а-ля США и Венгрия прошлого года, может где-то зацепить даже подиум, что было вполне реально учитывая то, что даже после предсезонных тестов в феврале "Торо Россо" выглядела третьей по силе машиной.

Со всем этим необходимо было вступить в начинающийся в августе глупый сезон и искать себе хороший кокпит на сезон 2017 с позиции силы.

Какие перспективы были у Ферстаппена в глупый сезон?

Йос Ферстаппен прекрасно понимаел, что есть всего три кокпита, где Макс может бороться за победы сейчас или в ближайшей перспективе: "Мерседес", "Феррари" и "Ред Булл". В первой команде все относительно стабильно, но Нико Росберг мог и дальше ездить так невыразительно как большую часть сезона 2015, плюс у него нет контракта на сезон 2017. В стане Скудерии очень плохо выглядел Кими Райкконен и все уже были уверены, что на сезон 2017 "красные" будут искать ему замену. 

Консервативный же вариант предполагал, что в паре "Ред Булл" Риккардо может уничтожить Квята, сам Ферстаппен будет выглядеть быстрее Сайнса и припугнуть доктора Марко возможным уходом в "Феррари" и "Мерседес" Йос всегда мог. Еще проще для Ферстаппенов был бы расклад, при котором в "Феррари" уходил бы Дэн Риккардо, уставший ждать чуда от силовой установки "Рено".

Что кардинальным образом изменил для Ферстаппенов начавшийся сезон?

Во-первых, поехали Росберг и Райкконен. Уже сейчас после пяти гонок нет никаких причин почему бы их руководителям не оставить их на следующий сезон.

Во-вторых, прибавил мотор "Рено" и заводская команда еще до серьезных обновлений стала заезжать на 3-4-е места, а "Торо Россо" наоборот безнадежно отстает со своим прошлогодним двигателем. При таком раскладе Квят и Риккардо боролись бы за околоподиумные места, а Ферстаппен с Сайнсом за очковую зону. И каких-то серьезных вистов к репутации Ферстаппен не прибавил бы. Да, приехал пару раз 7-м, да может быть одолел бы напарника, но с учетом отсутствия вакансий в "Феррари" и "Мерседесе", никто бы не удивился, предложи Марко остаться Ферстаппену в "Торо Россо" на третий год.

Все эти расклады матерый Йос наверняка понял уже к Бахрейну, поэтому действовать надо было здесь и сейчас и в идеале до Барселоны где болид РБ очень эффективен аэродинамически, Монако где двигатель не играет серьезной роли и Канады, где "Рено" собирается привезти на 30 л.с. более быструю силовую установку. 

Почему в "Ред Булл" пошли на эту рокировку, которую так хотел Йос именно сейчас?

Во-первых, действительно чтобы "убрать Макса с рынка пилотов". Интерес "Мерседеса" в 2014-м и постоянные слухи насчет "Феррари" в 2015-м Гельмут Марко очень хорошо запомнил. 

Во-вторых, Квят действительно традиционно для себя начал сезон несколько неровно. Да, машина сломалась в Австралии. Да, были просчеты со стороны команды. Но нельзя не заметить что упала квалификационная скорость. А для Марко скорость в квалах - это всегда основной маркер. Именно поэтому в свое время в Квят и Риккардо оказались в "Ред Булл", а Жан-Эрик Вернь - вне Формулы-1.

Возможно, Марко потребовал от Квята решить проблему и в кратчайшие сроки. Едва ли он называл какую-то конкретную дату или гонку. Но именно с этим, на мой взгляд, связаны старты в Китае и России, проведенные в более агрессивной, чем обычно бывает у Квята, манере.

И катастрофа в Сочи попросту развязала Марко руки. Довольно тяжело убирать гонщика, который едет нормально. Для "Ред Булл" общественное мнение очень важно с точки зрения маркетинга (по этой же причине Квят и получил место в "Торо Росси" - выглядить совсем уж конченными сволочами в австрийском концерне не захотели), совсем другое переводить в младшую команду молодого парня, не справившегося с давлением.

Каковы перспективы Квята далее?

Очень простые. Возможности вернуться в "Ред Булл" в 2017-м году почти нет. Для этого нужно, чтобы Кими Райкконен завершил карьеру, "Феррари" не взяла Грожана, а Дэн Риккардо ушел бы к красным. Помимо этого, Квяту необходимо с большим преимуществом укатывать Карлоса Сайнса. Если же он будет слегка быстрее/вровень или тем более медленнее напарника, то шанс в "Ред Булл" получит испанец. Но даже второй шанс получит Квят, это уже будет команда Ферстаппена, которая будет лепить очередного самого молодого чемпиона в истории, а Квят в лучшем случае сможет рассчитывать на статус Марка Уэббера, пока не найдется очередного голодного молодого парня в системе РБ.

Здесь даже вероятен вариант остаться вовсе без Формулы-1. Если Гасли выиграет ГП2, а Квят будет медленнее Сайнса, его спасет разве что покупка "Заубера" Ротенбергом.

Заключение

Очень обидно, что Даниил Квят попал в топ-команду в худшие полтора года в ее истории. Очень обидно, что дал возможность себя убрать, не дотянув совсем чуть-чуть до подходящих его болиду трасс. Фарт в спорте, наверное, самая несправедливая штука. Опасаюсь еще, как бы Квят не поплыл психологически. Это нервное "Мне все равно" в поповском интервью, да и понимание того, что это он сегодня мог победить может убить изнутри.