8 мин.

Глушаковгейт: весь «Спартак» не прошел медные трубы

Я думаю, что саундтрек Глушакова слышали все. На самом деле он не про Карреру, а про «Спартак» вообще и Федуна в частности. И вот это короткое аудио наводит на достаточно много разных размышлений о современности красно-белых.

ЧЕМПИОНСТВО

«Спартак», наверное, самый яркий пример того, что чемпионство в РПЛ не выигрывается, а проигрывается конкурентами. И можно много говорить о силе российского первенства, спорить о ней, но факт остается фактом – к золоту «Спартак» привел главный тренер, который оказался на своем посту случайно.

На самом деле все очень хорошо совпало – везение, осечки конкурентов, лебединая песня Глушакова и ряда других игроков. Массимо Каррера в этом плане, конечно, удивительно фартовый. Приплюсуйте еще сюда безграничную любовь болельщиков.

Но чемпионство, которое проиграно другими, не решает проблемы, а создает новые.

КАРРЕРА

Давайте для начала просто разберемся, кто такой вообще главный тренер. Это – лидер, вожак, отец с жизненным опытом, умением разбираться в людях, стрессоустойчивостью и авторитетом. То есть мало уметь ставить игру и знать различные тактические схемы. Мало вообще иметь футбольный опыт и даже опыт помощника Антонио Конте.

Опять вернемся к тому, что Каррера удивительно фартовый. В своей первый и сразу чемпионский год работы во главе команды он не столкнулся ни с одним кризисом. И вот ровно поэтому болельщики его до сих пор готовы носить на руках, обвиняя в провалах кого угодно только не сеньора Массимо.

Множество кризисов случилось потом и Каррера с ними откровенно не справился. Начать хотя бы с появления в команде Марко Трабукки. Человек без всякой достойной «Спартака» истории успеха просто обаял главного тренера. Ну может не только обаял, однако факт заключается в том, что Каррера явно не предполагал, как его появление скажется на команде. Ведь совершенно очевидно, что будут случаться неоднозначные трансферы, когда купленные игроки должны приносить доход посредникам, а не усиливать команду. Потом ровно также в команде появился Рауль Рианчо, по мне так именно он стал последней каплей. Мне рассказывали, что выпуск видеоблога Василия Уткина про Глушака, Пиджака и му…, простите, Рианчо был, наверное, самым популярным видео в гаджетах игроков «Спартака». То есть совершенно очевидно, что Каррера не умеет разбираться в людях, что для главного тренера является обязательным. Он не умеет формировать команду и создавать микроклимат.

Кроме того, он не умеет управлять игроками вне поля и в первый же кризис у него посыпалось буквально все. Глушаков с Ещенко, отправленные в дубль за лайк, игроки, которые напрямую ходят к руководству обсуждать судьбу главного тренера, постоянные метания с составом, невозможность найти общий язык с легионерами (смотрите абсолютно демонстративное удаление Луиса Адриано в матче с ПАОКом).

Ну и, наверное, главное во всем этом – Каррера оказался не готов к медным трубам. Он вдруг почувствовал себя большим тренером и вершителем судеб не только игроков, но даже врачей с водителями. Собственно, это и есть первопричина и Трабукки, и Рианчо, и Глушакова.

Сейчас его жизнь буквально бросила на землю. Обсуждаются его тренерские перспективы не в Европе, а в Иране.

ГЛУШАКОВ

Он даже более противоречивая фигура, чем Каррера. И нужно понимать главное – никто не может заставить игрока уважать тренера, кроме самого тренера. Ни болельщики, ни руководство клуба, ни общественное мнение. Невозможно уважать того, кто, по твоему мнению, этого не заслуживает.

В конце концов Денис Глушаков вряд ли превратился в негодяя из мальчика-паиньки. Поменялся не он, а обстоятельства, в которых он тоже не прошел медные трубы. Ведь его после чемпионского сезона болельщики любили как минимум не меньше Карреры. Да и не сам он, а руководство повысило зарплату по новому контракту.

На фоне всего этого он стал заниматься не футболом, а своими любовными делами. В клубе же не оказалось того, кто бы его поставил на место. Не оказалось того Старостина, к которому можно пойти. Поэтому в жизни Глушакова появились девушки с пониженной социальной ответственностью, развод с женой, адвокаты-стервятники, слетевшиеся на шальные деньги, журналисты желтых изданий. Какой тут футбол? А тут еще Каррера… Ну и понеслось!

Однако надо отметить, что, судя по всем акциям команды в поддержку Глушакова, для футболистов он был большим авторитетом, чем главный тренер. Как минимум для большинства русской части команды. И не зря Наиль Измайлов именно через него пытался как-то влиять на команду. Потому что было совершенно очевидно, что он больший авторитет, чем Каррера.

В конце концов есть пример «Локомотива», где Игорь Денисов со сложным характером и выкрутасами просто пропал, а не пытался руководить командой через голову Юрия Семина. Потому что авторитет тренера в команде существенно выше, чем авторитет Денисова.

Если в чем и обвинять Глушакова, то только в том, что его золото снесло башню и он просто перестал играть в футбол. Но тут надо понимать, что сам себя выгнать из команды он не мог. У Карреры не хватило авторитета настоять, у Измайлова не было необходимости избавляться от игрока, а Федун просто почивал на лаврах, рассматривая золотую медаль.

ИЗМАЙЛОВ

Он, наверное, и сам не понимал, какие у него полномочия. Он не мог выгнать Карреру даже если видел то, что он не справляется с командой. Игроков покупать мог и Трабукки, кто принимал решение об изгнании игроков вообще загадка.

Да и по большому счету это все были функции спортивного директора. Задачи Измайлова были не спортивные, а управленческие и административные. Однако в организационном бардаке об этом как-то забывалось. В итоге, когда человек занимается не своим делом, он подрывает свою репутацию в общественном мнении.

Но он не мог решить вопрос даже с пресс-секретарем Леонидом Трахтенбергом. Я не представляю себе управленца, который бы считал нормальным, когда за современные коммуникации в футбольном клубе отвечал бы 70-летний советский журналист с кучей вредных привычек. Однако, как говорят, любимый журналист Леонида Федуна чувствовал себя неприкасаемым.

Не надо думать, что Измайлов жертва обстоятельств. Всегда довольно странно выглядит, когда человек держится за место, работа на котором не приносит никакого результата. Более того, когда ты даже не понимаешь, где твой фронт работы.

РОДИОНОВ

Самый бессмысленный человек в «Спартаке». Абсолютно пустое место. Никому ведь не пришло в голову просить Сергея Родионова решить вопрос о взаимоотношениях Карреры и Глушакова или вряд ли кто-то спрашивал его мнение, когда брали вторым тренером Рианчо. Ну просто потому, что где Родионов, а где функционал спортивного директора.

Вы вообще слышали когда-нибудь, чтобы Родионов нашел и подписал какого-то игрока? Этим занимались Измайлов, Трабукки, какие-то непонятные Тимур Гурцкая и Юхан Гераскин… Все, кроме спортивного директора.

Но ведь это не он себя назначил на эту должность. Почему-то Федуну пришло в голову, что в прошлом звездный футболист должен заниматься той работой, которая для него совершенно непригодна.

ФЕДУН

Леонид Арнольдович попал в классическую ловушку отечественного футбола. В России это игрушка, возможность получить под стадион землю, чтобы рядом построить дома, да и вообще все, что угодно только не бизнес, приносящий основной доход.

Нельзя сказать, что Федун не любит футбол. Но футбол для него компьютерная игра. Вот сижу я играю, надоело, вытащил диск и ушел спать, вспомнил через неделю, опять поиграл. Собственно, ровно так он и управляет «Спартаком». Более того, так появился и Каррера, как главный тренер, мог и Рианчо избавиться от приставки и.о., потому что просто шефу было некогда… Хотя тут в чем-то повезло, что Федун захотел видеть у себя Олега Кононова, но опять же совершенно не понимая, зачем он нужен.

Просто если бы футбол был его профильным бизнесом, он бы и менеджмент подбирал так, чтобы получать прибыль. Когда же ты просто тратишь свои деньги, то совершенно логично, что ты будешь их выплачивать приятным для себя людям. Их мы уже знаем – Измайлов, Родионов, Трахтенберг. И Федун прекрасно понимал, что нельзя Родинову делегировать полномочия по поиску главного тренера или по снятию с контрактов ненужных игроков.

Наверное, это и есть самая главная беда «Спартака»… Он не является коммерческим проектом. Соответственно, он не зависит от болельщиков, которые ходят на стадион. Могут не ходить, вряд ли это станет трагедией для владельца. Ориентироваться ему не надо ни на общественное мнение, ни на планы доходности, достаточно всего лишь личных предпочтений.

В этом смысле нечего ждать и от прихода предполагаемого сына главы РПЛ Сергея Прядкина Томаса Цорна. Вы же прекрасно видите его биографию. Просто лично приятный Федуну человек. В конце концов он сам выбирает кому платить свои собственные деньги.