13 мин.

F1 для чайников. Глава 1: Только факты

Блог «Формула Перца» замахнулся на перевод целой книги. Дело это непростое, и если вы видели где-то в Интернете какие-либо другие переводы, скажите мне сразу, чтобы я дальше не мучалась, хорошо?

Итак, Formula One Racing for Dummies или Формула 1 для чайников. Обойдемся без предисловий и инструкций, глава немаленькая.

Поехали!

Просто факты о F1

Гонки Формулы 1, как следует из названия, - вершина славы мотоспорта всего мира. Детишки не мечтают о гонках в младших сериях, они хотят стать побеждающими пилотами F1.

В наши дни F1 – настоящее мировое зрелище. Практически на каждую запланированную гонку приходят более 120000 зрителей, чтобы хоть сидя, хоть стоя, но посмотреть на звездных миллионеров-гонщиков. Ровно в то же время в 150 странах мира более 300 миллионов человек включают телевизор, чтобы с комфортом понаблюдать за борьбой за славу.

Это именно тот вид глобального интереса, который привлек огромную спонсорскую поддержку и не оставил телекомпаниям иного выбора кроме как транслировать гонки. Большое маркетинговое влияние, оказываемое спонсорами, только накаляет страсти. В настоящее время только Олимпийские игры и ЧМ по футболу способны вызывать подобные взрывы зрительской и не только поддержки и интереса, которые есть у F1 – а ведь эти мероприятия проходят только раз в четыре года1.

F1: великий и мировой вид спорта

Часть фанатов F1 заявляют, что именно F1 является по-настоящему мировым видом спорта. Ведь дело ограничивается не только пилотами, борющимися за победу на трассе, но и лучшими машинами и двигателями всего мира, находящимися в их распоряжении. Например, испанец Фернандо Алонсо гоняется за французскую команду Рено под руководством итальянца Флавио Бриаторе*, хотя сами машины сконструированы и построены на заводе в Британии. Вау!

Но это еще не все доводы в пользу глобальности F1: не забывайте, что каждый сезон гонки проходят на уникальных трассах всего мира, каждая из которых по-своему интересна для гонщиков, команд и фанатов. F1 действительно напоминает путешествующий цирк: все болиды, команды и пилоты высаживаются в Австралии, на следующей неделе они уже в Малайзии, а потом они поедут в Бразилию, гран-при которой состоится еще через две недели.

Фанаты со всего мира также приходят на гонки. Какую трассу бы вы не взяли, там вы найдете не только местных болельщиков, но и тех энтузиастов, которые приехали на гонку из другой страны. Быстрый осмотр трибун гонок F1 неизбежно выявит несколько флагов разных стран.

Массовый интерес появился с самого начала, когда в 1950 году стартовал первый официальный чемпионат F1. Хотя гонки F1 проходили и ранее, до того момента не было официально оформленной борьбы за чемпионский титул.

Пилоты и другие важные люди

Как и другие весьма успешные виды спорта, F1 – коллектив звездных имен. Так же, как Дэвид Бекхэм в футболе или Тайгер Вудс в гольфе, пилоты F1 с большими именами могут похвастаться миллионами фанатов, разбросанных по всему миру, следящих за каждым их шагом и надеющихся, что их парень сможет побеждать в каждой гонке.

Но не только пилотами ограничивается список важных имен в F1. Многие из командных руководителей сами по себе весьма интересны. Некоторые из них, как босс Рено Флавио Бриаторе, почти так же хорошо известны еще и из-за постоянного пребывания в сплетнях о знаменитостях, как и из-за большой работы, которую они проворачивают для своих команд.

Однако и это еще не все известные люди – потому что даже начальники самих гонок тоже урвали свой кусок славы. Берни Экклстоун, управляющий коммерческой стороной F1, весьма известен и считается одним из самых богатых людей в Британии. Макс Мосли, президент управляющей всем автоспортом мира FIA, также далеко не безызвестный человек.

Пилоты

Гонщики, несомненно, являются центральными фигурами всей F1. Без пилотов не было бы и гонок, а без великих сражений, психологических войн и того, что некоторые из них просто не дружат между собой, не было бы никакого интереса в том, чтобы следить за каждым новым поворотом в гоночном сезоне F1.

Самые высокооплачиваемые гонщики в наши дни получают такие деньги, о которых многие из нас и мечтать не могут, но они еще и тяжело работают для этого. Мало того, что они подвергают себя огромному риску, управляя болидами F1 на скорости 200 миль в час, они также должны работать с командой для того, чтобы выжать из болида все до последней десятой секунды, общаться с медиа и посещать промо-мероприятия своих спонсоров (подробнее в главе 7).

Для некоторых гонщиков напряжение, в котором живет успешная звезда F1, оказывается невыносимым, они отворачиваются от королевских автогонок и находят что-то более расслабляющее. Но для тех, кто справляется с давлением и риском – и становится лучшим, регулярно побеждая в гонках, - награда может быть огромной.

Хотя деньги, внимание и волнение, сопровождающие управление быстрыми машинами уже сами по себе хорошие награды за то, что ты – хороший гонщик F1, нет ничего лучше побед. Некоторые профессионалы заявляют, что победы приводили их в наибольший восторг за всю их жизнь, но вы и сами можете над этим поразмыслить, дойдя до главы 11, которая расскажет вам о том, что случается после победы и как она не означает конец дня для гонщика.

Боссы команд

Говорят, что за каждым великим мужчиной стоит великая женщина. Для F1 нужно лишь немного перефразировать: за каждым великим гонщиком стоит по-настоящему великая команда. Команда делает все, чтобы у пилота была лучшая техника, которая правильно работает. Каждый пилот знает, что если бы не его команда, он бы никуда не приехал. Дэвид Култхард однажды произнес известную фразу о том, что он бы выглядел довольно глупо, усевшись на стартовой решетке без машины рядом.

Лидер команды – человек, который собирает вместе ресурсы и персонал – руководитель, босс команды. Нет единого описания работы босса команды, потому что у каждого есть свой путь управления. Глава BAR Дэвид Ричардс был нанят акционерами команды для управления ресурсами, а босс Минарди Пол Стоддарт владеет всеми 100% акций свой команды. У других могут быть некоторые доли в делею

Хотя пилот может добиться побед в гонках очень быстро, особенно если он выступает за лидирующую команду F1, руководителю команды требуется много, много лет для того, чтобы перевести свои ресурсы в быструю команду, задача, для выполнения которой, надо сделать следующее:

  • Нанимать лучших работников: если команда успешна, то очевидно, что лучшие рабочие со всего питлейна захотят прийти к вам. Каждая лидирующая команда F1 располагает штабом лучших инженеров, механиков и конструкторов. Однако борьба за славу настолько напряжена, что работники часто переходят от одного места к другому, соблазненные большими контрактами, и команды часто проходят по чередующимся фазам побед и спада формы.

  • Покупать последние компьютерные технологии: F1 – спорт высоких технологий, поэтому многие эксперты, получавшие образование в сферах изучения воздушно-космического пространства и компьютерной промышленности, нашли себе работу в F1. Сейчас целые машины можно отслеживать на экранах компьютеров, такая технология до этого использовалась только в военном деле. Команды больше не могут себе позволить идти путем проб и ошибок, когда им надо либо построить новую машину, либо улучшить действующую. Тесты должны проводиться с применением высокотехнологичных систем.

  • Построить машину, которая может собрать все самое лучшее: неважно, настолько хороши ваши сотрудники, как дорого стоят ваши компьютеры, ведь команды F1 всегда судят по скорости их машин. Разница между командами очень мала, борьба за победу напряжена, и именно поэтому команды выискивают даже малейшие преимущества в любом аспекте, касающемся их машин. Правила и рекомендации могут изменяться, давая некоторым командам преимущество, и когда команда находит какую-то новую технологию, увеличивающую скорость их болидов, она старается держать это в секрете так долго, как это только возможно.

  • Найти способ заплатить за все вышеописанное: это непростая задача. На самом деле, именно поэтому боссы нынешних команд должны уметь привлекать спонсорскую поддержку и управлять бизнесом, пока они возглавляют команды.

Высокая цена успеха в F1, включающая перспективу заработать миллионы на дополнительной спонсорской поддержке или телеправах, означает, что боссы должны уметь разбираться в невероятном объеме политики, сопровождающей F1. Постоянно идут споры вокруг денег, изменений в правилах и даже угрозами протестов против команд соперников. Некоторые соглашения держат все в рамках честной игры, а также все следуют сводам правил (или пытаются их обойти) для того, чтобы F1 была честным соревнованием.

Об обязанностях боссов команд читайте в главе 6, если же вам интереснее узнать о правилах, которым должны подчиняться команды, они описаны в главе 4.

Большие шишки: Экклстоун и Мосли

Но лидеры подчиняются не только боссам команд. Есть еще Макс Мосли, президент FIA, который смотрит за тем, правильно ли управляется F1. А рядом стоит спортивный диктатор Берни Экклстоун, который помог F1 вырасти из гонок, о которых в 1970х знали немногие, в то, что обсуждается почти в каждой семье мира сейчас. То, как Экклстоун распорядился коммерческими правами F1, принесло свои дивиденды каждой команде, а самого Берни сделало одним из  самых богатых людей в Британии.

Ракеты на колесах: машины, которыми они управляют

Когда вы спрашиваете людей о том, как выглядит гоночный болид, многие из них описывают усовершенствованный дорожный автомобиль с большим двигателем, массивными колесами и по-настоящему хорошей окраской. Некоторые из них даже воображают, что дверцы наглухо закрыты для того, чтобы повысить безопасность на трассе.

Однако, машина F1 – зверь другого рода, отличный от всего того, что вы видите на дорогах. Это машина, конструкцию, материалы и вид которой люди скорее ассоциируют с современными боевыми самолетами, а не с автомобилями.

Поскольку машины F1 не должны подчиняться законам дорожного движения, они развиваются иначе, чем обычные автомобили. Их конструкция больше направлена в погоде за скоростью, а не комфортом, и они практически буквально являются ракетами на колесах.

Ключевые элементы конструкции

Далее следует список элементов и характеристик, которые отличают болид F1 и придают ей абсолютно другой вид по сравнению с другими гоночными машинами:

  • Открытые колеса: в отличие от автомобиля, стоящего в вашем гараже, у болида F1 колеса ничем не прикрыты, и это одно из самых очевидных несовпадений. Машины F1 в этом плане больше схожи с Champ Car и Indy Racing League.

  • Центральный кокпит: конструкторы F1 не волнуются о комфорте пассажиров, да они и не должны. В болиде F1 есть место только для пилота. Кокпит закреплен в самом центре машины, что очень важно для центра масс болида.

  • Подвижность и легкость: хотите – верьте, хотите – не, но болид F1 весит меньше легковых автомобилей. Использование высокотехнологичных материалов, включая карбоновое волокно, сделало современные машины F1 супер-легкими, и, следовательно, очень быстрыми.

  • Отсутствие бамперов: F1 – неконтактные гонки, поэтому вы не найдете никаких бамперов безопасности ни спереди, ни сзади машины. Вместо них стоят аэродинамические крылья.

  • Аэродинамические крылья: передние и задние крылья болида F1, которые спроектированы для того, чтобы прижимать машину к земле, сильно выдаются – такими они и должны быть, если машину надо сделать быстрой (они также предоставляют прекрасные места для рекламы спонсоров). Эти крылья – результат месяцев исследований в высокотехнологичных аэродинамических трубах.

В целом, болид F1 – это одноместная гоночная машина с открытыми колесами. Вы можете найти похожие на вид конструкции в низших сериях, но они не могут сравняться по скорости на одном круге с болидом F1.

Подробнее о том, что определяет болид F1, в главе 5.

Готовя машину к максимальной отдаче

На высшем уровне автоспорта каждая команда должна использовать свое оборудование по максимуму. Если у машины есть всего лишь одна слабая сторона, все соперничающие команды приложат максимальные усилия для того, чтобы использовать чужой недосмотр в свою пользу. Машины готовят к выступлениям в гонках тремя способами:

  • Внесезонные тесты: напряженная борьба, существующая в F1, - причина, по которой команды проводят месяцы зимних тестов для того, чтобы усовершенствовать свои болиды. Во время этих тестов команды и гонщики оценят новую резину, новые части машины и, возможно, даже новую идею конструкции, учитывая, что нет никакого давления, обязывающего показывать ненормально быстрые времена на круге. Гоночные уикэнды проводят, основываясь на жестком принципе того, что команды приготовили болиды к гонкам максимально хорошо.

  • Свободные заезды: команды должны встряхнуть болиды за неделю перед гонкой, которую они проводят, настраивая электронику. Для того, чтобы понять, как команда проходит путь от появления на трассе в четверг до триумфа в воскресенье, смотрите главу 82.

  • Настройки во время гонки: даже во время гонки команды не могут уйти на трибуны и просто смотреть, на что способны их пилоты. Должны приниматься стратегические решения, даваться советы по радио, не говоря уже о необходимости проведения жизненно важных питстопов. Более о том, как эти действия влияют на итог гонки, читайте в главах 9 и 10.

Вверх, вниз и повсюду вокруг: трассы

Каждая гонка дает командам и пилотом новые испытания, и это из-за того, что каждая трасса в календаре уникальна. Вид трасс сильно изменился за долгие годы, хотя F1 традиционно не проводила гонки на овалах, даже если учитывать 500 миль Индианаполиса как часть чемпионатов мира с 1950 по 1960 года.

Некоторые трассы были в календаре с 1950х, как Сильверстоун и Монца, причем их конфигурации обновлялись с течением времени. А некоторые трассы появились недавно, как, например, Малайзия и Мельбурн. У каждой трассы свои характеристики, включая разные максимальные скорости, уникальные повороты и очень разные схемы.

Правильные вещи для бизнеса

F1 не создана для тех, у кого нет денег. Это не футбол, в который вы с приятелями можете поиграть, всего лишь купив мяч.

Нет, F1 просто пожирает деньги. Огромные цены разработок, использование космических технологий, экспертная помощь, необходимые для создания побеждающей машины, означают, что один круг по трассе обойдется больше, чем в три тысячи фунтов стерлингов. И да, перед тем как вы начнете считать свои сбережения, думая, что можете позволить себе несколько кругов – плата за страховку, возможно, будет еще в несколько раз выше.

С такими высокими ценами только самые лучшие команды мира могут добиться успеха в F1. В старые дни богатые владелец команды был способен проспонсировать свою же команду за сезон самостоятельно, машины и двигатели действовали одинаково весь сезон, а зарплаты пилотов не были такими уж огромными. Но сейчас болиды и двигатели меняются от гонки к гонке, а зарплаты гонщиков измеряются в миллионах.

К счастью, возрастающая дороговизна F1 была компенсирована огромным интересом, который она привлекает по всему миру, что означает спонсорскую поддержку, осуществляемую с целью увидеть свои логотипы на болидах.

Без спонсоров и денег, которые они приносят, та F1, которую мы знаем сейчас, не существовала бы. На самом деле, успех команды на трассе сильно зависит от того, как она привлекает спонсоров. Неудивительно, что современные команды F1 нанимают экспертов по рекламе и спонсорству для того, чтобы они помогли им найти больше денег.

Конечно, спонсоры не дают деньги только для того, чтобы их логотипы налепили на болиды в хороших местах. Для того, чтобы оправдать каждый потраченный фунт, они создают огромные маркетинговые кампании, большие промо-события, выпускают телерекламу и дорожные плакаты, используя свой статус «спонсора F1» как преимущество. Мероприятия, устраиваемые спонсорами, настолько важны и времязатратны, что некоторые говорят: «F1 –спорт между двумя и четырьмя часами дня и бизнес в любую другую минуту». Подробнее об этом в главе 3.

Получая большее от F1

Если вам нравится смотреть гонки F1, тогда спорт может быть абсолютно волшебным. Дело происходит в уикэнды, когда большинство людей свободны настолько, чтобы сесть перед телевизорами и насладиться спектаклем в уютной домашней атмосфере или даже приехать на саму гонку и увидеть все воочию. Независимо от того, где вы смотрите гонку, вы поймете, что каждая гонка гарантированно принесет достаточно сюрпризов, восхищения и интриги для того, чтобы удержать вас на месте вплоть до момента клетчатого флага.

Получая полную информацию

F1 – один из наиболее интригующих и интересных видов спорта. Она может дать вам наслаждения на всю жизнь, если вы попытаетесь немного больше о ней понять.

Несколько десятилетий назад было практически невозможно узнать о последних событиях в мире гонок – телевидение не освещало все полностью, газетам не было интересно об это писать, а интернета еще не было. Сейчас у вас вряд ли получится страдать из-за недостатка информации, скорее, ее теперь можно найти даже в избытке. Вы можете отыскать сотни вебсайтов с последними новостями, многочисленные телепрограммы с анализами гонок, газеты, которые освещают каждых слух о братстве F1. Правда, разбираться во всем этом может быть несколько сложно без совета от экспертов – почитайте главу 17 для некоторой помощи.

__

1) Видимо, Зимние ОИ в расчет не берут :)

2) Думаю, это уже устарело в связи с изменениями правил.

* Книга была написана явно не вчера :)

P.S. Комментарии и пожелания всячески приветствуются!