9 мин.

«Для ФИА пришло время взять ситуацию в свои руки». Как бороться с выездами гонщиков за пределы трассы

Кими Райкконена не наказали за аварию на первом круге Гран-при Великобритании, но правильно ли это решение? Задаваясь этим вопросом, Уилл Бакстон находит очередную ахиллесову пяту ФИА и предлагает решение проблемы нарушений пилотами пределов гоночного полотна. Пост из блога английского журналиста NBC в переводе блога «Формула Перца».

Кими Райкконен на Гран-при Великобритании. Фото: Fotobank/Getty Images/Vladimir Rys Photography

Вчерашние новости о том, что ФИА не стала наказывать Кими Райкконена на инцидент, закончивший для него Гран-при Великобритании, возможно, неудивительны. Я со своей стороны и не ожидал внезапной перемены от ФИА.

Я все-таки не считаю, что ФИА поступила правильно. Их якобы рассуждения насчет того, что санкции могут быть применены позже, также не являются идиотскими.

Начиная эту статью, однако, хочу прояснить одну вещь. После моего поста в понедельник о роли Райкконена в его собственной аварии Гран-при Великобритании я был вынужден закрыть комментарии к блогу после того, как разумная и аргументированная дискуссия превратилась в фанатичную ругань и брань. Я не выношу такой низкий уровень обсуждений в принципе. Я также хочу прояснить, что героем статьи мог стать любой из пилотов. Только из-за того, что я однажды посчитал, что гонщик сделал что-то неправильно, не стоит думать, что я плохо отношусь к этому гонщику. В таких случаях, пожалуй всего, лучше попытаться забыть об эмоциях и логически подойти к спору, а не закрывать глаза и закапывать голову в песок исключительно потому, что вы прочли или услышали что-то о своем любимом пилоте, с чем вы не согласны. Несогласие с чем-то не означает, что это что-то неправильно, и также не означает, что человек, написавший это что-то – идиот… или хуже.

Эта статья написана не для того, чтобы добиться санкций для Райкконена. Она единственно подчеркивает, почему я считаю, что ФИА приняли тревожно неправильное решение. Не то чтобы я верил, что она как-то повлияет на будущие дела ФИА, но все же…

Мой коллега и глубокоуважаемый журналист Джон Нобл написал вчера утром на эту тему:

«Autosport полагает, что при рассмотрении инцидента ФИА решила, что Райкконен не возвращался на трассу небезопасно.

Телеметрия показывает, что после выезда с трассы на скорости 230 км/ч Райкконен набрал некоторую скорость при возвращении обратно перед тем, как его болид сменил траекторию из-за кочки, проезжая по полосе травы.

Хотя ФИА заключила, что Райкконен не попал бы в аварию, если бы он сильно сбросил скорость, предполагается, что руководящий орган уверен в том, что любой другой пилот вернулся бы на трассу таким же образом».

Последний абзац этого заявления я считаю поражающе узким взглядом на события, близким к маразматическому. Пока Нобл предполагает, что ФИА решила, что авария не случилась, если бы Райкконен замедлился, руководящий орган считает, что любой другой пилот сделал бы то же самое. В таком виде эти слова выглядят приемлемыми.

Давайте разберемся с этим прямо сейчас.

Для меня совершенно очевидно, что авария Кими Райкконена родилась из нескольких простых, но ключевых составляющих:

  • Он вышел за пределы трассы.

  • Он вернулся в гоночную зону, не имея полного контроля над своим болидом, на скорости, которую ФИА считает превышенной.

  • Последовавшая за этим авария исключила его и Фелипе Массу из гонки.

  • Авария при этом вызвала значительные повреждения рейсов безопасности, отложив рестарт на час.

Это факты.

В данный момент мы можем оставить в стороне потенциальный риск, которому подверглись работники трассы, маршалы, а также потенциально возможную травму Макса Чилтона, вызванную оторванным от болида Райкконена колесом, так как всего этого, к счастью, не произошло.

Статья 20.2 спортивного регламента «Формулы-1» гласит: 

«Если болид выходит за пределы трассы, пилот может вернуться, однако это должно быть сделано безопасно и без получения какого-либо преимущества».

И вновь я бы поспорил о том, что в этом случае Райкконен превысил скорость и из-за этого вышел за пределы гоночного полотка. Он не вернулся в безопасной манере, так как он набрал скорость, которую ФИА признает слишком высокой, он также не имел контроля над своим болидом, так как то, как он вернулся на трассу, привело к аварии, вызванной единственно им самим. Вне зависимости от наличия в том месте расщелины, Райкконен и только Райкконен управлял машиной, и нельзя оспорить то, что он в какой-то мере был способен управлять болидом и в точке возвращения на трассу. Немаловажно, что он вернулся на трассу прямо в гоночную траекторию. Возможно, возвращаясь на трассу таким образом и в таком месте, он не потерял позиции, тем самым получая преимущество по сравнению с тем, где бы он мог оказаться, возвращаясь безопасным способом.

То есть, я не вижу, как инцидент Райкконена не нарушил статью 20.2 спортивного регламента. Более того, он вышел за пределы трассы и, возможно, получил преимущество. Его действия привели к сходу другого пилота. Ничто из вышеперечисленного не было расследовано. Но, даже принимая в расчет одну лишь статью 20.2, довольно трудно спорить, что он не заслужил какие-то санкции, будь то потеря позиций на старте, штрафные очки или что-то настолько жесткое, как я изначально предлагал, – дисквалификация на одну гонку.

Данное решение не накладывает никакой ответственности на Райкконена за аварию, инициатором которой был он один.

Если бы это был Грожан, Мальдонадо, Гутьеррес или Перес, я просто уверен в том, что штрафные очки были бы лишь минимальным ответом.

03

Если мы вернемся к тому, как ФИА аргументировала отсутствие санкций, то из статьи Нобла видно, что руководящий орган считал, что любой другой пилот поступил бы так же. Пользоваться такими аргументами, однако, довольно комично. Это явный случай argumentum ad populum (лат. аргумент к народу — вид заведомо ошибочной логической аргументации, основанной на мнении, что большинство всегда право – прим. переводчика). Логически это крайне ошибочно. Сам факт того, что что-то часто случается, не обязательно гарантирует то, что это что-то правильно. Часто называемый «the bandwagon fallacy», этот аргумент – опасная дорога для ФИА. Куда она приведет?

«Все так делали» не является логически обоснованным оправданием для виновника, и точно также это не может быть логически обоснованным оправданием того, что управляющий орган не может следовать своим принципам и правилам.

Впрочем, возможно, ФИА признает таким образом, что это правило не работает. Если все так делают, почему бы попросту не отменить правила насчет выходов с трассы и возвращений обратно? Почему бы просто не сделать это нерегулируемым?

04

ФИА заявила, что они не будут пропускать ни единого нарушения пределов трассы в зонах детекции DRS в Австрии и Великобритании. Борьба Алонсо и Феттеля в Сильверстоуне показала нам, что это обещание само по себе было ложно. Некоторые поспорят, сказав, что эта ложь подарила нам шикарное сражение. Другие же задумаются о том, почему ФИА так долго шумела насчет нулевой терпимости, а затем не смогла ее продемонстрировать.

Возможно, это часть движения ФИА к некоторой снисходительности, гибкости правил. Если это так, то они совершили честный поступок, выпуская из-под контроля эту гонку. Но тогда ни к чему так громко заявлять о нулевой терпимости, если она не соблюдается. И если эта гибкость позволила Райкконену сбежать без всяких санкций, то я считаю, что ФИА зашла слишком далеко. Снисходительность на данном этапе перестает быть снисходительностью, превращаясь в слабость.

Когда дело доходит до гибкости, коренная проблема в том, что гонщики есть гонщики. Дайте им бордюр, и они используют каждый его дюйм, а еще и немного травы за границей. Дайте им заасфальтированную зону безопасности, и они используют ее. Это то, что делает их гонщиками. Они будут пользоваться каждой возможностью, и мы не должны из-за этого расстраиваться.

Опять же, ФИА должна брать на себя долю ответственности за это.

05

Реймс, не изменившийся в течение последних пятидесяти лет

Было время, когда гоночные трассы были шириной с заасфальтированную зону. Просто нарисованная белая линия на границе дороги показывала вам пределы трассы… возможно, еще несколько стогов сена или бочек из-под нефтепродуктов. Вчера я ездил на старой трассе в Реймсе. Если вы выедете за пределы трассы там, вы окажетесь посреди поля.

Гравийные ловушки стали (и были в течение многих лет) стандартным вариантов зоны безопасности. Но затем команды и пилоты оказались недовольны тем, что малая ошибка могла привести к застрявшему болиду и концу сессии или гонки. В итоге гравий заменили асфальтом. В большинстве случаев изменения оказались полезны, не принося особого вреда, и теперь маленькие ошибки приводили к выезду с трассы и возвращению обратно… хотелось бы надеяться, к безопасному возвращению.

Но неотъемлем тот факт, что прямо сейчас нет критерия подобных ошибок. Если пилот может держать ноги на педалях и не терять позиции или даже время, то пределы гоночного полотна значат все меньше и меньше. С точки зрения болельщиков мы теряем элемент неожиданности, так как дергающаяся машина может широко выехать вместо того, чтобы остановиться.

Было испробовано много зон безопасности, из которых лучшим признали астротерф. Но как мы увидели в пятничной практике Сильверстоуна, астротерф не всегда безопасен.

На мой взгляд, трасса имени Поля Рикара организованна правильно в течение последнего десятилетия. Высокоабразивная зона безопасности. Но нужно иметь в виду, что абразивность покрытия должна быть такой, чтобы не было проколов, но комплект резины становился непригодным в дальнейшем. Выйди за пределы хоть колесом, не говоря уже о четырех, и ты должен ехать на питстоп и менять комплект.

06

Никакого «педаль в пол». Никаких обгонов за пределами трассы. Никаких выездов хотя бы на несколько дюймов больше, чем надо. Держи болид на трассе, ограниченной белыми линиями.

Если вы еще раз сделаете зоны безопасности той частью трассы, по которой пилоты не хотят ездить, если вы сделаете их тем, что замедлит пилотов, они не будут ими пользоваться. ФИА вырастила поколение пилотов, которые знают, что они могут выезжать за пределы гоночного полотна без наказаний, возвращаясь способными бороться дальше, а еще, как становится ясно, не опасаясь того, что Чарли стоит с топором, занесенным над их шеями.

Для ФИА пришло время взять ситуацию в свои руки. Она создала зоны безопасности. Она создала возможность злоупотреблять правилами. Она создала снисходительную манеру, гибкий подход и небрежную реализацию предположительно поучительного гоночного кодекса.

Эти пилоты считаются 22 величайшими гонщиками в мире. Настало время приучить их соответствовать высшим стандартам. Не угождать им и не прощать их оттого, что они не могут или не будут держать свои болиды внутри четко обозначенных границ трассы.

Неуязвимые. Почему трассы должны наказывать пилотов за ошибки

оригинал

музычка

счетчик